Интеллектуальные системы управления на транспорте

Абеджанова Арай Сайлаубеккызы

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина включает в себя изучение информационной, коммуникационной систем и автоматизации, обеспечивающие эффективность дорожного движения и перевозочного процесса. В ходе изучения дисциплины у обучающихся формируются умения и навыки в области повышения безопасности дорожного движения, использующие инновационные разработки в моделировании транспортных систем и регулировании транспортных потоков за счет внедрения смарт-технологий.

Количество кредитов: 8

Пререквизиты:

  • Основы искусственного интеллекта

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы 45
Лабораторные работы
СРОП 45
СРО 120
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Целью преподавания дисциплины является формирование основных понятий и направлений в области организации и развития интеллектуальных транспортных систем (ИТС), в ознакомлении с существующими интеллектуальными системами, которые применяются для организации и управления транспортным процессом.
Задача
  • - изучение основных элементов и состав ИТС; - изучение систем и структуры ИТС, их взаимодействие между собой; - изучение методов применения ИТС; - изучение критериев оптимизации при использовании интеллектуальных транспортных систем; - изучение сфер применения интеллектуальных транспортных систем.
Результат обучения: знание и понимание
  • современного уровня технического и технологического обеспечения транспортного комплекса РК; современного состояния правового и нормативно-технического регулирования информационного обеспечения транспортной деятельности; основных направлений и необходимых мер по совершенствованию существующих систем информатизации и автоматизации транспортного процесса.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспорта в заданных размерах с установленными скоростями; управления перевозочным процессом на базе применения автоматизированных систем с целью обеспечения выполнения установленных объемов грузовых и пассажирских перевозок при обязательном соблюдении безопасности движения, сохранности перевозимых грузов, высокоэффективном использовании технических средств
Результат обучения: формирование суждений
  • о принципах построения национальных ИТС; ГЛОНАСС - как фундамент национальной интеллектуальной транспортной системы.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятие решений в рамках своей профессиональной компетенции; готовность использовать информационные технологий.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • получить теоретические и практические знания в области ИТС, знать и уметь применять перспективные методы исследования и решения профессиональных задач на основе знания мировых тенденций развития ИТС.
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - Занятия проводятся в активных и творческих формах, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, в том числе: - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, учебные дебаты); - информационно-коммуникационные технологии.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Анализ структуры ИТС на примере реального проекта. 0-100
Работа с базами данных транспортных потоков.
Использование систем мониторинга транспорта.
Расчет характеристик транспортного потока.
Работа с ГИС-системами в ИТС.
Моделирование дорожной обстановки.
Разработка схем адаптивного светофорного регулирования.
Анализ эффективности внедрения ИТС.
2  рейтинг Проектирование элементов ИТС. 0-100
Интерфейс взаимодействия компонентов ИТС.
Использование программных средств (VISSIM, AIMSUN и др.).
Применение ИТС в логистике и управлении перевозками.
Системы видеонаблюдения и автоматического распознавания номеров (АРН).
Сценарии аварий и действия ИТС.
Подготовка итогового проекта (мини-проект по ИТС).
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Критерии оценивания знаний обучающихся от 90 до 100 баллов: демонстрация глубокого и полного знания и понимания всего объема изученного материала; полного понимания сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; умение составлять полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно поддерживать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно аргументировано делать анализ, обобщать выводы; умение устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи. от 70 до 89 баллов: знание всего изученного программного материала; полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагается в определенной логической последовательности, но при этом допускается одна негрубая ошибка или не более двух недочетов, и студент может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами. от 50-69 баллов: в ответе допущены существенные отклонения от темы; анализ проблемы, предусмотренный вопросом, носит фрагментарный, неполный характер; факты не всегда отделяются от мнений, но студент понимает разницу между ними. ниже 50 баллов (F, FX): не усвоено и не раскрыто основное содержание материала; отсутствие выводов и обобщений; грубые ошибки в ответе студента; существенное отклонение от темы и изучаемой программы в процессе изложения ответа; отказ от ответа.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в интеллектуальные транспортные системы
  • Классификация и архитектура ИТС
  • Системы мониторинга транспортных потоков
  • Навигационные и геоинформационные технологии в транспорте
  • Интеллектуальные системы управления дорожным движением (светофорные и адаптивные системы)
  • Автоматизированные системы управления перевозками
  • Транспортные телематические системы и их роль в автомобильном транспорте
  • Интеллектуальные системы обеспечения безопасности движения
  • Системы поддержки принятия решений в управлении транспортом
  • Использование больших данных и искусственного интеллекта в транспортной отрасли
  • Моделирование транспортных потоков и оптимизация движения
  • Системы платного проезда, электронные билеты и интеллектуальное тарифное регулирование
  • Автоматизация управления автопарками (fleet management)
  • Перспективы развития ИТС
  • Экономическая и социальная эффективность внедрения ИТС
Основная литература
  • 1. Власов В.М., Николаев А.В., Постолит А.В., Приходько В.М. Информационные технологии на автомобильном транспорте. – М.: Наука, 2006. – 283 с. 2. Интеллектуальные транспортные системы в автомобильно-дорожном комплексе/ В.М.Приходько и др.; под общ. ред. В.М.Приходько; МАДИ. – М: Мэйлер, 2011. – 487 с. 3. Жанказиев, С.В. Интеллектуальные транспортные системы: учеб. пособие / С.В. Жанказиев. – М.: МАДИ, 2016. – 120 с. 4. Интеллектуальные транспортные системы : учебное пособие / С. А. Андронов, В. А. Фетисов. — Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 260 c. - Текст : электронный //Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. - URL:http://www.iprbookshop.ru/86674.html. - Режим доступа: для авторизир. пользователей
Дополнительная литература
  • 1. Геоинформационные системы в дорожном хозяйстве: Справочная энциклопедия дорожника (СЭД). Т. 6./ А.В.Скворцов, П.И.Поспелов, В.Н.Бойков, С.П. Крысин. – М.: ФГУП «Информавтодор», 2006. – 372 с. 2. Пегин, П. А. Современные тенденции развития бортовых интеллектуальных транспортных систем: моногр. / П. А. Пегин, Д. В. Капский, В. В. Касьяник, В. Н. Шуть; СПбГАСУ. – СПб., 2019. – 198 с. 3. Шуть В.Н., Персиа Лука Интеллектуальные робототехнические транспортные системы / В.Н. Шуть, Л. Персиа. − Брест: Издательство УО «БрГТУ», 2017. − 196 с. 4. Интеллектуальные транснорные системы : учебное пособие /сост.: Н. С. Сембаев, Н. Д. Ставрова. - Павлодар : Кереку, 2016.-99 с 5. Евстигнеев Игорь Анатольевич Интеллектуальные транспортные системы на автомобильных дорогах федерального значения России. – М. Издательство Перо, 2015. – 132 с. 6. Интеллектуальные транспортные системы железнодорожного транспорта (основы инновационных технологий) [Текст]: пособие /В. В. Скалозуб, В. П. Соловьев, И. В. Жуковицкий, К. В. Гончаров. –Д. : Изд-во Днепропетр. нац. ун-та ж.-д. трансп. им. акад. В. Лазаряна, 2013. – 207 с.