Автотранспортные средства
内容描述: Дисциплина направлена на изучение конструкции, принципов работы и особенностей эксплуатации современных автотранспортных средств. В курсе рассматриваются основные системы автомобиля — двигатель, трансмиссия, подвеска, рулевое и тормозное управление, а также вопросы безопасности и диагностики. Особое внимание уделено современным тенденциям — электромобилям, гибридным и беспилотным транспортным средствам, а также системам помощи водителю (ADAS). Студенты получают знания о технических характеристиках, энергоэффективности и экологичности различных типов автомобилей. Практические занятия направлены на закрепление теоретических знаний через изучение реальных узлов и агрегатов. Самостоятельная работа ориентирована на развитие аналитических и инженерных навыков при расчётах и исследовании инновационных технологий автомобильного транспорта. В результате освоения дисциплины обучающиеся приобретают компетенции, необходимые для эффективной эксплуатации, обслуживания и совершенствования автотранспортных средств.
贷款数: 5
Пререквизиты:
- Физика
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
| *TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
|---|---|
| *Lectures(zh-CN)* | 30 |
| *PracticalWork(zh-CN)* | 15 |
| *LaboratoryWork(zh-CN)* | |
| *srop(zh-CN)* | 30 |
| *sro(zh-CN)* | 75 |
| *FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
| *FinalAssessment(zh-CN)* |
零件: Вузовский компонент
循环次数: Базовые дисциплины
Цель
- Целью изучения дисциплины является формирование у студентов системных знаний о конструкции, принципах работы и технических характеристиках автотранспортных средств. Обучение направлено на развитие профессиональных компетенций в области эксплуатации, обслуживания и диагностики автомобилей. Особое внимание уделяется современным технологиям, включая электромобили, гибридные и беспилотные транспортные средства, а также системы ADAS. В результате освоения курса студенты должны уметь анализировать техническое состояние автомобилей и принимать решения по их эффективному использованию и совершенствованию.
Задача
- Основными задачами изучения дисциплины являются: - изучение конструкции, принципов работы и назначения основных систем и агрегатов автотранспортных средств; - освоение методов диагностики, технического обслуживания и оценки эксплуатационных характеристик автомобилей; - формирование навыков анализа технических решений в области автомобильной техники и современных транспортных технологий; - развитие компетенций по применению инноваций — электромобилей, гибридных и беспилотных систем, а также систем ADAS; - воспитание ответственного отношения к вопросам безопасности, энергоэффективности и экологичности транспорта.
Результат обучения: знание и понимание
- Обучающийся должен знать: - состояние автомобильного транспорта в мире и Республике Казахстан и основные тенденции их развития, его влияние на социальное и экономическое развитие государства; - классификацию автотранспортных средств, их общее устройство; - назначение, устройство и принцип работы основных агрегатов, механизмов и систем автотранспортных средств; - конструктивные особенности различных агрегатов, механизмов и систем автотранспортных средств; - общие требования к механизмам и системам автотранспортных средств; - специализированный подвижной состав, его конструктивные особенности; - основы теории движения автотранспортных средств, основные измерители и показатели, методы оценки эксплуатационных свойств автотранспортных средств; - нормативные документы в области конструкции автотранспортных средств, которые действуют в Республике Казахстан.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Самостоятельно осваивать новые конструкции автотранспортных средств, их механизмы и системы; Определить расчетным аналитическим методом основные показатели эксплуатационных свойств автотранспортных средств; Оценить технический уровень основных агрегатов, механизмов и систем автотранспортных средств; Оценить влияние основных характеристик и рабочих процессов механизмов и систем автотранспортных средств на формирование эксплуатационных свойств.
Результат обучения: формирование суждений
- Умение формировать суждения о устройстве и технических характеристиках транспортной техники.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Умение решать поставленные задачи во взаимодействии с другими членами коллектива.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Получение навыков при изучении подобных дисциплин.
*TeachingMethods(zh-CN)*
Технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| *Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
|---|---|---|
| *TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
| *TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
| Критерии оценивания знаний обучающихся | от 90 до 100 баллов: демонстрация глубокого и полного знания и понимания всего объема изученного материала; полного понимания сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; умение составлять полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно поддерживать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно аргументировано делать анализ, обобщать выводы; умение устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи. | от 70 до 89 баллов: знание всего изученного программного материала; полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагается в определенной логической последовательности, но при этом допускается одна негрубая ошибка или не более двух недочетов, и студент может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами. | от 50-69 баллов: в ответе допущены существенные отклонения от темы; анализ проблемы, предусмотренный вопросом, носит фрагментарный, неполный характер; факты не всегда отделяются от мнений, но студент понимает разницу между ними. | ниже 50 баллов (F, FX): не усвоено и не раскрыто основное содержание материала; отсутствие выводов и обобщений; грубые ошибки в ответе студента; существенное отклонение от темы и изучаемой программы в процессе изложения ответа; отказ от ответа. |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение в дисциплину. Классификация автотранспортных средств
- Основные конструктивные элементы автомобиля: кузов, шасси, ходовая часть
- Двигатель внутреннего сгорания. Общее устройство. Рабочий процесс и основные параметры двига-теля.
- Электрические и гибридные энергетические установки. Силовая установка электромобилей. Общие сведения о гибридных энергетических установках. Схемы гибридных силовых установок. Преимущества и недостатки.
- Основные механизмы двигателя внутреннего сгорания. Кривошипношатунный и газораспределительный. Назначение, классификация, устройство и принцип работы.
- Основные системы двигателя внутреннего сгорания. Система охлаждения. Система смазки. Назначение, классификация, устройство и принцип работы.
- Основные системы двигателя внутреннего сгорания: система питания, система пуска и зажигания. Назначение, классификация, устройство и принцип работы.
- Электрооборудование автомобилей, электромобилей и гибрид-ных автомобилей. Назначение, классификация, устройство и принцип работы источ-ников и потребителей электрического тока. Источники питания электромобилей. Технологии в аккумуляторах электромобилей – основные типы аккумуляторов.
- Трансмиссия АТС. Виды, назначение, классификация, устройство и принцип работы сцепления, коробки передач и раздаточной коробки, устройство и принцип работы карданной передачи, главной передачи, дифферен-циала и полуосей.
- Общее устройство и принцип работы трансмиссий электромобилей и гибридных автомобилей. Общее устройство, виды, принципы работы. Недостатки и преимущества.
- Несущая система и ходовая часть автомобилей, электромобилей и гибридных автомобилей. Назначение, классификация и устройство элементов несущей системы и ходовой части АТС.
- Рулевое управление автомобилей, электромобилей и гибридных автомобилей. Рулевой привод, рулевые механизмы и усилители. Назначение, классификация, устройство и принцип работы.
- Тормозная система автомобилей, электромобилей и гибридных автомобилей. Тормозные механизмы и усилители, тормозной привод. Назначение, классификация, устройство и принцип работы.
- Перспективные направления развития конструкции автомобиля. Применение альтернативных видов топлива. Эффективное использование энергии и снижение вредного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.
- Беспилотный транспорт. Развитие беспилотного транспорта. Принцип работы. Разработчики беспилотного транспорта. Описание беспилотных технологии. Пре-имущества и недостатки. Перспективы внедрения беспилотного транспорта на дороги общего пользования.
Основная литература
- 1. Вахламов В.К. Автомобили: Основы конструкции/ Учебник для студентов ву-зов/ В.К. Вахламов. – М.: ИЦ «Академия», 2008. – 528 с. 2. Ютт В.Е. Электрооборудование автомобилей и электромобилей: Учебник для вузов. – М.: Горячая линия – Телеком, 2022. – 258 с. – ISBN 978-5-9912-0730-0 3. Тихонович А.М., Буйкус К.В. Устройство автомобилей: Учебник. — Минск: РИПО, 2019. — 303 с.: схем., ил. — ISBN 978-985-503-886-4. 4. Гладов Г.И., Петренко А.М. Устройство автомобилей: Учебник. — 6-е изд., стер. — М.: Академия, 2017. — 352 с. — ISBN: 978-5-4468-5501-8 5. Иванов А.М. Основы конструкции современного автомобиля: Учебное пособие/ А.М.Иванов, А.Н. Солнцев, В.В. Гаевский, Н.П. Клюкин, В.И. Осипов, А.И. Попов. – М.: ООО «Издательство «За рулем», 2012. – 336 с. 6. Джутон, Бету, Сабер: Электромобиль. Устройство, принцип работы, инфраструк-тура: Учебник для вузов. – М.:ДМК-Пресс, 2022. – 440 с. - ISBN: 978-5-93700-101-6
Дополнительная литература
- 7. Электромобили и автомобили с комбинированной энергоустановкой. Расчет ско-ростных характеристик: учеб. пособие / В.Е. Ютт, В.И. Строганов. – М.: МАДИ, 2016. – 108 с 8. Вахламов В.К. Автомобили: Эксплуатационные свойства/ В.К. Вахламов. – М.: ИЦ «Академия», 2006. – 240 с. 9. Курзуков Н.И. Аккумуляторные батареи: Краткий справочник/ Н.И. Курзуков, В.М. Ягнятинский. – М.: ООО «Книжное издательство «За рулем», 2008. – 88 с. 10. Пехальский А.П. Устройство автомобиля: Учебник/ А.П. Пехальский, И.А. Пехаль-ский. – М.: ИЦ «Академия», 2005. – 528 с. 18. Селифонов В.В. Теория автомобиля: Учеб. пособие/ В.В. Селифонов, А.Ш. Хусаи-нов, В.В. Ломакин. – М.: МГТУ «МАМИ», 2007. – 102 с. 11. Сергеев В.П. Автотракторный транспорт: Учебник для вузов/ В.П. Сергеев. – М.: Высш. шк., 1984. – 304 с. 12. Тракторы и автомобили: Учебник для студентов вузов/ В.М. Шарипов, М.К. Бирю-ков, Ю.В. Дементьев и др.; под общ. ред. В.М. Шарипова. – М.: ИД «Спектр», 2010. – 351 с. 13. Яковлев В.Ф. Учебник по устройству легкового автомобиля/ В.Ф. Яковлев. – М.: «Третий Рим», 2008. – 78 с. 14. СТ РК 1418-2014 Автомототранспортные средства. Внесение изменений в кон-струкцию: Общие положения и технические требования. – Астана: Госстандарт, 2014. – 306 с. 15. СТ РК ГОСТ Р 51709-2004 Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения: Методы проверки. – Астана: Госстандарт, 2004. – 35 с.