Бизнес-статистика

Денисова Оксана Касымовна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина знакомит магистрантов с ролью статистики в управлении экономической деятельностью предприятий и различными типами наборов данных. Также предполагает раскрытие вопросов по организации бизнес-статистики, сбора статистической информации в условиях индустриально-инновационной экономики, выявлении закономерностей массовых социально-экономических явлений на предприятии, прогнозировании развития процессов и явлений в будущем.

Количество кредитов: 5

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Подготовка специалистов, владеющих современными методами сбора, обработки и анализа статистической информации, принятыми в отечественной и международной практике делопроизводства, учета и статистики.
Задача
  • ознакомление магистрантов с основными статистическими методами управления;
  • овладение комплексом статистических методов наблюдения, сводки и группировки массовых данных в деловой статистике;
  • освоение системы статистических величин, характеризующих количественную сторону социально-экономических явлений и процессов в деловой статистике
  • применение методов статистического анализа при исследовании различных сфер экономики.
Результат обучения: знание и понимание
  • знать основные методы статистического анализа при исследовании различных сфер экономики
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • иметь представление о границах применения статистических методов, в балансе между интуитивными и математическими решениями, важности количественного анализа
Результат обучения: формирование суждений
  • уметь делать обоснованный выбор методов статистического анализа при исследовании различных сфер экономики
Результат обучения: коммуникативные способности
  • уметь пользоваться понятийным аппаратом дисциплины
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • иметь представление о процессе использования количественной информации в компаниях, средствах ее обработки и использования
Методы преподавания

- интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);

- построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;

- информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);

- поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность магистрантов в процессе обучения);

- решение учебных задач.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Решение задач по теме 2 0-100
Решение задач по теме 3
Решение задач по теме 4
Решение задач по теме 5
Эссе
Рубежный тест 1
Решение задач по теме 6
Решение задач по теме 7
Решение задач по теме 8
2  рейтинг Решение задач по теме 9 0-100
Рубежный тест 2
Решение задач по теме 10
Решение задач по теме 11
Решение задач по теме 12
Решение задач по теме 13
Решение задач по теме 14
Решение задач по теме 15
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Различные виды работ оцениваются по 100%-ой шкале в соответствии со следующими критериями 1. Даны правильные и полные ответы на все теоретические вопросы; 2. Полностью решено практическое задание; 3. Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности; 4. Продемонстрированы творческие способности. 1. Даны правильные, но неполные ответы на все теоретические вопросы, допущены несущественные погрешности или неточности; 2. Практическое задание выполнено, однако допущена незначительная ошибка; 3. Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности. 1. Ответы на теоретические вопросы в принципе правильные, но неполные, допущены неточности в формулировках и логические погрешности; 2. Практическое задание выполнено не полностью; 3. Материал изложен грамотно, однако нарушена логическая последовательность. 1. Ответы на теоретические вопросы содержат грубые ошибки; 2. Практическое задание не выполнено; 3. В изложении ответа допущены грамматические, терминологические ошибки, нарушена логическая последовательность.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение: роль статистики в бизнесе
  • Структуры данных: классификация различных типов наборов данных
  • Абсолютные и относительные величины
  • Описание данных: обобщающие показатели
  • Изменение степени разброса: дисперсия и стандартное отклонение
  • Выборочное наблюдение
  • Временные ряды: анализ изменения во времени
  • Способы обработки динамического ряда
  • Моделирование сезонных колебаний
  • Статистическое изучение связей между явлениями и их использование для управления социально-экономическими процессами
  • Множественная регрессия и корреляция
  • Индексы и их использование в бизнес-статистике
  • Выбор альтернатив в процессе принятия управленческих решений
  • Количественная оценка эффективности управленческих решений
Основная литература
  • Елисеева И.И. Бизнес-статистика: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. И. И. Елисеевой. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 411 с.
  • Анализ временных рядов и прогнозирование: Учебник /Афанасьев В.Н., Юзбашев М.М. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 228 с.
  • Минашкин В.Г., Н.А. Садовникова, Р.А. Шмайлова Бизнес-статистика и прогнозирование. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М. , 2008. – 154 с.
  • Эндрю Сигел. Практическая бизнес-статистика //пер. с анг. М. Издательский дом "Вильямс", 2002. - 1056 с.
  • Образцова О.И. Статистика предприятий и бизнес-статистика //Издательский дом Высшей школы экономики Москва, 2011 - 694 с.
Дополнительная литература
  • Закон Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 257-IV «О государственной статистике» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.04.2019 г.)
  • Анализ временных рядов и прогнозирование: Учебник /Афанасьев В.Н., Юзбашев М.М. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 228 с.