Экономическая безопасность фирмы
Beschreibung: Изучение дисциплины позволяет выявить сущность и принципы, основы функционирования и развития экономической безопасности; индикаторы, показатели и механизмы обеспечения экономической безопасности; технико-технологические основы безопасности фирмы; защита экономических интересов и охрана коммерческой тайны; инновационно-инвестиционные механизмы, также государственные механизмы поддержки экономической безопасности; формирование стратегии по антикризисному управлению фирмы.
Betrag der Credits: 5
Пререквизиты:
- Экономика предприятия
Arbeitsintensität der Disziplin:
Unterrichtsarten | Uhr |
---|---|
Vorträge | 15 |
Praktische Arbeiten | 30 |
Laborarbeiten | |
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 75 |
Endkontrollformular | экзамен |
Form der Endkontrolle | Письменный экзамен |
Komponente: Компонент по выбору
Zyklus: Профилирующие дисциплины
Цель
- Изучение обучающимися (магистрантами) теоретических и практических основ и механизмов обеспечения экономической безопасности предприятии и организации национальной экономики.
Задача
- Изучить сущность и принципы экономической безопасности фирмы; понять основы функционирования системы экономической безопасности фирмы; уметь идентифицировать внутренние и внешние угрозы экономической безопасности; изучить показатели, критерии, индикаторы экономической безопасности и методы комплексной оценки ее уровня; изучить механизм реализации комплексного подхода к организации деятельности по обеспечению экономической безопасности предприятия; изучить формирование стратегии фирмы по антикризисному управлению; научиться проводить мониторинг экономической безопасности фирмы.
Результат обучения: знание и понимание
- Уметь: понимать сущность экономической безопасности фирмы (ЭБФ); знать внутренние и внешние угрозы ЭБФ, их классификацию и идентификацию; освоить основные функциональные составляющие ЭБФ; индикаторы ЭБФ (сущность и пороговые значения); знать основные методы оценки уровня ЭБФ; понимать методы обеспечения ЭБФ.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Идентифицировать внешние и внутренние угрозы ЭБФ; выбирать и обосновывать индикаторы ЭБФ по всем её составляющим; количественно оценивать уровень ЭБФ по каждой составляющей и проводить интегральную оценку уровня ЭБФ в целом; проектировать систему ЭБФ с учетом специфических особенностей отрасли и фирмы; разрабатывать антикризисную стратегию фирмы.
Результат обучения: формирование суждений
- Сформировать такие суждения как: находится ли фирма под воздействием угроз (угроза внешняя или внутренняя); является та или иная угроза реальной или потенциальной; находится ли фирма в опасном или безопасном состоянии; велика ли вероятность банкротства фирмы; каков уровень экономической безопасности фирмы; какие факторы в данный момент являются резервами роста уровня ЭБФ.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Уметь выступать с докладом перед аудиторией; задавать вопросы докладчикам; отвечать на заданные вопросы; выступать в прениях; участвовать в принятии решений по обсуждаемым проблемам.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Уметь применять приобретенные в процессе обучения знания, умения и навыки, профессионально решать экономические проблемы и ситуации.
Lehrmethoden
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - технологии проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссии, пресс-конференции, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные методы и формы).
Bewertung des Wissens der Studierenden
Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
---|---|---|
1 Bewertung | Устный опрос | 0-100 |
Реализация теоретического материала при принятии экономического решения | ||
Поэтапное выполнение индивидуального задания | ||
Рубежный тест | ||
2 Bewertung | Устный опрос | 0-100 |
Реализация теоретического материала при принятии экономического решения | ||
Поэтапное выполнение индивидуального задания | ||
Рубежный тест | ||
Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend | |
Письменный экзамен состоит из 3 вопросов: 2 теоретических вопроса (60 мин) и одна практическая задача (40 мин). Продолжительность экзамена 1 час 40 мин. Экзаменационный материал состоит 60% теоретического материала 40% практического материала Студент сдал модуль, если итоговая оценка выше 50%. | Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному. | Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. | Теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки | Теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Предмет, метод и задачи курса ЭБФ.
- Сущность и принципы экономической безопасности фирмы.
- Основы функционирования и развития экономической безопасности.
- Понятие "Ситуация" применительно к ЭБФ.
- Показатели и индикаторы экономической безопасности фирмы
- Механизм обеспечения экономической безопасности.
- Технико-технологические основы безопасности фирмы.
- Защита экономических интересов и охрана коммерческой тайны.
- Инновационно-инвестиционные механизмы безопасности фирмы.
- Организационно-информационные аспекты экономической безопасности.
- Государственные механизмы поддержки экономической безопасности.
- Cоциально-экономические, природно-экологические и политические факторы, влияющие на экономическую безопасность и их классификация.
- Формирование стратегии по антикризисному управлению фирмы.
- Реализация антикризисной стратегии: тактика управления.
- Оценка экономической безопасности фирмы.
Основная литература
- Конституция РК.
- Гражданский Кодекс РК (общая часть).
- Закон РК "О национальной безопасности РК".
- Вечканов Г.С. Экономическая безопасность. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2018.
- Гапоненко В.Ф., Беспалько А.А., Власков А.С. Экономическая безопасность предприятий. Подходы и принципы.- М.: Ось, 2018.
- Зеркалов Д. В.Экономическая безопасность [Электронный ресурс]: Монография. – Электрон. данные. – К.: Основа, 2018.
- Экономическая безопасность: Учебник/ Под ред. О.А. Грунина – М.: Дрофа, 2017.
- Экономическая и национальная безопасность: Учебник/ Под ред. Е.А. Олейникова. - М.: Экзамен, 2017.
- Кочергина Т.Е. Экономическая безопасность: Учебник для ВУЗов. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.
- Мусилимова К.С. Теоретико-правовые основы управления национальной безопасностью Республики Казахстан. - Вестник КарГУ, Караганда, 2018.
- Бланк, И.А. Управление финансовой безопасностью предприятия : производственно-практическое издание / И. А. Бланк. - Киев : Ника-Центр : Эльга, 2017.
Дополнительная литература
- Кодекс РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый Кодекс).
- Светлаков А.Г. Стратегия развития предприятий в условиях непредсказуемости внешней среды. - Пермь, 2018.
- Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа.- М.: ИНФРА-М, 20017.
- Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие.- М.: Дело и Сервис, 2018.
- Бородин И.А. Основы психологии корпоративной безопасности. - М.: Высшая школа психологии, 2019.
- http://stat.gov.kz/