Economic security of the firm
Description: The study of the discipline makes it possible to identify the essence and principles, the foundations of the functioning and development of economic security; indicators, indicators and mechanisms for ensuring economic security; technical and technological foundations of the company's security; protection of economic interests and protection of trade secrets; innovation and investment mechanisms, as well as state mechanisms to support economic security; formation of a strategy for crisis management of the company.
Amount of credits: 5
Пререквизиты:
- Enterprise Economics
Course Workload:
Types of classes | hours |
---|---|
Lectures | 15 |
Practical works | 30 |
Laboratory works | |
SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) | 30 |
SAW (Student autonomous work) | 75 |
Form of final control | Exam |
Final assessment method |
Component: Component by selection
Cycle: Profiling disciplines
Goal
- Изучение обучающимися (магистрантами) теоретических и практических основ и механизмов обеспечения экономической безопасности предприятии и организации национальной экономики.
Objective
- Изучить сущность и принципы экономической безопасности фирмы; понять основы функционирования системы экономической безопасности фирмы; уметь идентифицировать внутренние и внешние угрозы экономической безопасности; изучить показатели, критерии, индикаторы экономической безопасности и методы комплексной оценки ее уровня; изучить механизм реализации комплексного подхода к организации деятельности по обеспечению экономической безопасности предприятия; изучить формирование стратегии фирмы по антикризисному управлению; научиться проводить мониторинг экономической безопасности фирмы.
Learning outcome: knowledge and understanding
- Уметь: понимать сущность экономической безопасности фирмы (ЭБФ); знать внутренние и внешние угрозы ЭБФ, их классификацию и идентификацию; освоить основные функциональные составляющие ЭБФ; индикаторы ЭБФ (сущность и пороговые значения); знать основные методы оценки уровня ЭБФ; понимать методы обеспечения ЭБФ.
Learning outcome: applying knowledge and understanding
- Идентифицировать внешние и внутренние угрозы ЭБФ; выбирать и обосновывать индикаторы ЭБФ по всем её составляющим; количественно оценивать уровень ЭБФ по каждой составляющей и проводить интегральную оценку уровня ЭБФ в целом; проектировать систему ЭБФ с учетом специфических особенностей отрасли и фирмы; разрабатывать антикризисную стратегию фирмы.
Learning outcome: formation of judgments
- Сформировать такие суждения как: находится ли фирма под воздействием угроз (угроза внешняя или внутренняя); является та или иная угроза реальной или потенциальной; находится ли фирма в опасном или безопасном состоянии; велика ли вероятность банкротства фирмы; каков уровень экономической безопасности фирмы; какие факторы в данный момент являются резервами роста уровня ЭБФ.
Learning outcome: communicative abilities
- Уметь выступать с докладом перед аудиторией; задавать вопросы докладчикам; отвечать на заданные вопросы; выступать в прениях; участвовать в принятии решений по обсуждаемым проблемам.
Learning outcome: learning skills or learning abilities
- Уметь применять приобретенные в процессе обучения знания, умения и навыки, профессионально решать экономические проблемы и ситуации.
Teaching methods
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - технологии проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссии, пресс-конференции, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные методы и формы).
Assessment of the student's knowledge
Teacher oversees various tasks related to ongoing assessment and determines students' current performance twice during each academic period. Ratings 1 and 2 are formulated based on the outcomes of this ongoing assessment. The student's learning achievements are assessed using a 100-point scale, and the final grades P1 and P2 are calculated as the average of their ongoing performance evaluations. The teacher evaluates the student's work throughout the academic period in alignment with the assignment submission schedule for the discipline. The assessment system may incorporate a mix of written and oral, group and individual formats.
Period | Type of task | Total |
---|---|---|
1 rating | Устный опрос | 0-100 |
Реализация теоретического материала при принятии экономического решения | ||
Поэтапное выполнение индивидуального задания | ||
Рубежный тест | ||
2 rating | Устный опрос | 0-100 |
Реализация теоретического материала при принятии экономического решения | ||
Поэтапное выполнение индивидуального задания | ||
Рубежный тест | ||
Total control | Exam | 0-100 |
The evaluating policy of learning outcomes by work type
Type of task | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | Good | Satisfactory | Unsatisfactory | |
Письменный экзамен состоит из 3 вопросов: 2 теоретических вопроса (60 мин) и одна практическая задача (40 мин). Продолжительность экзамена 1 час 40 мин. Экзаменационный материал состоит 60% теоретического материала 40% практического материала Студент сдал модуль, если итоговая оценка выше 50%. | Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному. | Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. | Теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки | Теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий |
Evaluation form
The student's final grade in the course is calculated on a 100 point grading scale, it includes:
- 40% of the examination result;
- 60% of current control result.
The final grade is calculated by the formula:
FG = 0,6 | MT1+MT2 | +0,4E |
2 |
Where Midterm 1, Midterm 2are digital equivalents of the grades of Midterm 1 and 2;
E is a digital equivalent of the exam grade.
Final alphabetical grade and its equivalent in points:
The letter grading system for students' academic achievements, corresponding to the numerical equivalent on a four-point scale:
Alphabetical grade | Numerical value | Points (%) | Traditional grade |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Excellent |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Good |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Satisfactory |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Unsatisfactory |
F | 0 | 0-24 |
Topics of lectures
- Предмет, метод и задачи курса ЭБФ
- Сущность и принципы экономической безопасности фирмы
- Основы функционирования и развития экономической безопасности
- Понятие "Ситуация" применительно к ЭБФ
- Показатели и индикаторы экономической безопасности фирмы
- Механизм обеспечения экономической безопасности
- Технико-технологические основы безопасности фирмы
- Защита экономических интересов и охрана коммерческой тайны
- Инновационно-инвестиционные механизмы безопасности фирмы
- Организационно-информационные аспекты экономической безопасности
- Государственные механизмы поддержки экономической безопасности
- Cоциально-экономические, природно-экологические и политические факторы, влияющие на экономическую безопасность и их классификация
- Формирование стратегии по антикризисному управлению фирмы
- Реализация антикризисной стратегии: тактика управления
- Оценка экономической безопасности фирмы
Key reading
- Конституция РК.
- Гражданский Кодекс РК (общая часть).
- Закон РК "О национальной безопасности РК".
- Вечканов Г.С. Экономическая безопасность. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2018.
- Гапоненко В.Ф., Беспалько А.А., Власков А.С. Экономическая безопасность предприятий. Подходы и принципы.- М.: Ось, 2018.
- Зеркалов Д. В.Экономическая безопасность [Электронный ресурс]: Монография. – Электрон. данные. – К.: Основа, 2018.
- Экономическая безопасность: Учебник/ Под ред. О.А. Грунина – М.: Дрофа, 2017.
- Экономическая и национальная безопасность: Учебник/ Под ред. Е.А. Олейникова. - М.: Экзамен, 2017.
- Кочергина Т.Е. Экономическая безопасность: Учебник для ВУЗов. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.
- Мусилимова К.С. Теоретико-правовые основы управления национальной безопасностью Республики Казахстан. - Вестник КарГУ, Караганда, 2018.
- Бланк, И.А. Управление финансовой безопасностью предприятия : производственно-практическое издание / И. А. Бланк. - Киев : Ника-Центр : Эльга, 2017.
Further reading
- Кодекс РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый Кодекс).
- Светлаков А.Г. Стратегия развития предприятий в условиях непредсказуемости внешней среды. - Пермь, 2018.
- Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа.- М.: ИНФРА-М, 20017.
- Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие.- М.: Дело и Сервис, 2018.
- Бородин И.А. Основы психологии корпоративной безопасности. - М.: Высшая школа психологии, 2019.
- http://stat.gov.kz/