Экономическая безопасность фирмы

Сорокина Людмила Ивановна

Портфолио преподавателя

Описание: Изучение дисциплины позволяет выявить сущность и принципы, основы функционирования и развития экономической безопасности; индикаторы, показатели и механизмы обеспечения экономической безопасности; технико-технологические основы безопасности фирмы; защита экономических интересов и охрана коммерческой тайны; инновационно-инвестиционные механизмы, также государственные механизмы поддержки экономической безопасности; формирование стратегии по антикризисному управлению фирмы.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Экономика предприятия

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Письменный экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Изучение обучающимися (магистрантами) теоретических и практических основ и механизмов обеспечения экономической безопасности предприятии и организации национальной экономики.
Задача
  • Изучить сущность и принципы экономической безопасности фирмы; понять основы функционирования системы экономической безопасности фирмы; уметь идентифицировать внутренние и внешние угрозы экономической безопасности; изучить показатели, критерии, индикаторы экономической безопасности и методы комплексной оценки ее уровня; изучить механизм реализации комплексного подхода к организации деятельности по обеспечению экономической безопасности предприятия; изучить формирование стратегии фирмы по антикризисному управлению; научиться проводить мониторинг экономической безопасности фирмы.
Результат обучения: знание и понимание
  • Уметь: понимать сущность экономической безопасности фирмы (ЭБФ); знать внутренние и внешние угрозы ЭБФ, их классификацию и идентификацию; освоить основные функциональные составляющие ЭБФ; индикаторы ЭБФ (сущность и пороговые значения); знать основные методы оценки уровня ЭБФ; понимать методы обеспечения ЭБФ.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Идентифицировать внешние и внутренние угрозы ЭБФ; выбирать и обосновывать индикаторы ЭБФ по всем её составляющим; количественно оценивать уровень ЭБФ по каждой составляющей и проводить интегральную оценку уровня ЭБФ в целом; проектировать систему ЭБФ с учетом специфических особенностей отрасли и фирмы; разрабатывать антикризисную стратегию фирмы.
Результат обучения: формирование суждений
  • Сформировать такие суждения как: находится ли фирма под воздействием угроз (угроза внешняя или внутренняя); является та или иная угроза реальной или потенциальной; находится ли фирма в опасном или безопасном состоянии; велика ли вероятность банкротства фирмы; каков уровень экономической безопасности фирмы; какие факторы в данный момент являются резервами роста уровня ЭБФ.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Уметь выступать с докладом перед аудиторией; задавать вопросы докладчикам; отвечать на заданные вопросы; выступать в прениях; участвовать в принятии решений по обсуждаемым проблемам.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Уметь применять приобретенные в процессе обучения знания, умения и навыки, профессионально решать экономические проблемы и ситуации.
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - технологии проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссии, пресс-конференции, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные методы и формы).

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Устный опрос 0-100
Реализация теоретического материала при принятии экономического решения
Поэтапное выполнение индивидуального задания
Рубежный тест
2  рейтинг Устный опрос 0-100
Реализация теоретического материала при принятии экономического решения
Поэтапное выполнение индивидуального задания
Рубежный тест
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Письменный экзамен состоит из 3 вопросов: 2 теоретических вопроса (60 мин) и одна практическая задача (40 мин). Продолжительность экзамена 1 час 40 мин. Экзаменационный материал состоит 60% теоретического материала 40% практического материала Студент сдал модуль, если итоговая оценка выше 50%. Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному. Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. Теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки Теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Предмет, метод и задачи курса ЭБФ
  • Сущность и принципы экономической безопасности фирмы
  • Основы функционирования и развития экономической безопасности
  • Понятие "Ситуация" применительно к ЭБФ
  • Показатели и индикаторы экономической безопасности фирмы
  • Механизм обеспечения экономической безопасности
  • Технико-технологические основы безопасности фирмы
  • Защита экономических интересов и охрана коммерческой тайны
  • Инновационно-инвестиционные механизмы безопасности фирмы
  • Организационно-информационные аспекты экономической безопасности
  • Государственные механизмы поддержки экономической безопасности
  • Cоциально-экономические, природно-экологические и политические факторы, влияющие на экономическую безопасность и их классификация
  • Формирование стратегии по антикризисному управлению фирмы
  • Реализация антикризисной стратегии: тактика управления
  • Оценка экономической безопасности фирмы
Основная литература
  • Конституция РК.
  • Гражданский Кодекс РК (общая часть).
  • Закон РК "О национальной безопасности РК".
  • Вечканов Г.С. Экономическая безопасность. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2018.
  • Гапоненко В.Ф., Беспалько А.А., Власков А.С. Экономическая безопасность предприятий. Подходы и принципы.- М.: Ось, 2018.
  • Зеркалов Д. В.Экономическая безопасность [Электронный ресурс]: Монография. – Электрон. данные. – К.: Основа, 2018.
  • Экономическая безопасность: Учебник/ Под ред. О.А. Грунина – М.: Дрофа, 2017.
  • Экономическая и национальная безопасность: Учебник/ Под ред. Е.А. Олейникова. - М.: Экзамен, 2017.
  • Кочергина Т.Е. Экономическая безопасность: Учебник для ВУЗов. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.
  • Мусилимова К.С. Теоретико-правовые основы управления национальной безопасностью Республики Казахстан. - Вестник КарГУ, Караганда, 2018.
  • Бланк, И.А. Управление финансовой безопасностью предприятия : производственно-практическое издание / И. А. Бланк. - Киев : Ника-Центр : Эльга, 2017.
Дополнительная литература
  • Кодекс РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый Кодекс).
  • Светлаков А.Г. Стратегия развития предприятий в условиях непредсказуемости внешней среды. - Пермь, 2018.
  • Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа.- М.: ИНФРА-М, 20017.
  • Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие.- М.: Дело и Сервис, 2018.
  • Бородин И.А. Основы психологии корпоративной безопасности. - М.: Высшая школа психологии, 2019.
  • http://stat.gov.kz/