Теория и методология бухгалтерского учета
内容描述: Дисциплина "Теория и методология бухгалтерского учета" направлена на углубленное изучение теоретических основ и методологических подходов к бухгалтерскому учету. Программа охватывает ключевые аспекты бухгалтерского учета, включая его историческое развитие, концептуальные основы, методологию, нормативное регулирование и современные тенденции. Особое внимание уделяется интеграции теории и практики, а также развитию навыков критического анализа и применения методологии бухгалтерского учета в различных экономических условиях.
贷款数: 5
Пререквизиты:
- Бухгалтерский учет
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 75 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* |
零件: Вузовский компонент
循环次数: Базовые дисциплины
Цель
- Формирование у магистрантов глубокого понимания теоретических и методологических основ бухгалтерского учета, а также развитие навыков их применения для решения сложных учетных задач и анализа финансовой информации.
Задача
- Изучить историческое развитие и эволюцию бухгалтерского учета.
- Освоить концептуальные основы и методологические принципы бухгалтерского учета.
- Изучить нормативное регулирование бухгалтерского учета на национальном и международном уровнях.
- Развить навыки критического анализа и применения методологии бухгалтерского учета.
- Ознакомить с современными тенденциями и инновациями в области бухгалтерского учета.
- Научить интегрировать теоретические знания с практическими навыками для решения учетных задач.
Результат обучения: знание и понимание
- активно участвовать в учебном процессе, проявляя творчество,
- индивидуальность и креативность;
- посещать все виды аудиторных занятий (лекции, практические занятия);
- своевременно выполнять и сдавать работу строго по "Графику выполнения и сдачи заданий по дисциплине";
- документально подтверждать пропущенные аудиторные занятия по уважительной причине;
- отрабатывать все пропущенные занятия в указанное преподавателем время;
- не опаздывать на занятия;
- проявлять уважительное отношение к преподавателю;
- соблюдать культуру поведения
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);
- построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;
- информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);
- поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность обучающихся в процессе обучения);
- решение учебных задач.
Результат обучения: формирование суждений
- дистанционные образовательные;
- личностно-ориентированные (например, использование экранной клавиатуры и альтернативных устройств ввода информации для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; оборудование учебной аудитории, в которой обучаются студенты с нарушением слуха компьютерной техникой, аудиотехникой, видеотехникой, электронной доской);
- предметно-ориентированные (процесс целеобразования, т.е. цели формируются через их результаты, выраженные в действиях обучающихся);
- проведение дополнительных индивидуальных консультаций и занятий с обучающимися, организованные для оказания помощи в освоении учебного материала.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Знать историческое развитие и эволюцию бухгалтерского учета.
- Понимать концептуальные основы и методологические принципы бухгалтерского учета.
- Знать нормативное регулирование бухгалтерского учета на национальном и международном уровнях.
- Понимать современные тенденции и инновации в области бухгалтерского учета.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Применять методологические принципы бухгалтерского учета для решения сложных учетных задач.
- Использовать нормативные документы для подготовки и анализа финансовой отчетности
- Анализировать и интерпретировать финансовую информацию с использованием методологии бухгалтерского учета.
- Интегрировать теоретические знания с практическими навыками для решения учетных задач.
*TeachingMethods(zh-CN)*
Эффективно представлять результаты анализа и разработки учетных решений в виде отчетов, презентаций и докладов.
Аргументированно отстаивать свою точку зрения в дискуссиях по вопросам бухгалтерского учета.
Работать в команде, участвуя в совместных проектах по разработке и реализации учетных решений.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Подготовка презентации, эссе | 0-100 |
Решение задач, разбор практических ситуаций | ||
Решение задач, разбор практических ситуаций | ||
Тестирование | ||
Коллоквиум | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Подготовка доклада, решение задач | 0-100 |
Решение задач, деловая игра | ||
Решение задач, разбор практических ситуаций | ||
Тестирование | ||
Коллоквиум | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Различные виды работ, в зависимости от вида задания оцениваются по 100 баллов. При этом, независимо от количества баллов, при их выставлении в оценивании используется 100-% шкала в соответствии со следующими критериями Решение задач, разбор практических ситуаций, кейсы | оценка в 90-100% выставляется при отличном выполнении работ, то есть при наличии полных (с детальными пояснениями и культурой выкладок), оригинальных и правильных ответов и высококачественного оформления работы, а также при полном развернутом верном ответе на вопросы по содержанию курса | оценка в 70-80-89% выставляется при наличии верных и правильных ответов на вопросы по содержанию курса, при грамотном выполнении контрольных работ, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных выкладок или пояснений, качественного оформления | оценка в 60-69% выставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы по содержанию курса и при выполнении контрольных работ или при наличии замечаний к самостоятельной работе непринципиального характера (описки, случайные ошибки арифметического характера, грамматические ошибки); оценка в 50-59% выставляется в случаях, когда в ответах и в контрольных работах имеются неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании вопросов и требующие дополнительного обращения к тематическим материалам | оценка в 40-49% выставляется при наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике; оценка в 30-39% выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; оценка в 20-29% выставляется при полном отсутствии положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; оценка в 0-19% выставляется в случаях, когда небрежные записи, неправильные ответы, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и предмету в целом |
Подготовка доклада, эссе | демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
Экзамен (итоговый контроль) | Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному | Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. | Теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки. | Теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий. |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Историческое развитие бухгалтерского учета Эволюция бухгалтерского учета: от древности до современности. Вклад выдающихся ученых в развитие бухгалтерского учета.
- Этапы развития бухгалтерского учета, их классификация Основные этапы развития бухгалтерского учета. Классификация этапов развития бухгалтерского учета.
- Учетные парадигмы, их эволюция Понятие и виды учетных парадигм. Эволюция учетных парадигм и их влияние на развитие бухгалтерского учета.
- Концептуальные основы бухгалтерского учета Основные концепции и принципы бухгалтерского учета. Качественные характеристики финансовой информации.
- Методологические принципы бухгалтерского учета Методология бухгалтерского учета: элементы и методы. Принципы двойной записи и балансового обобщения
- Нормативное регулирование бухгалтерского учета Национальные стандарты бухгалтерского учета. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).
- Институциональная среда бухгалтерского учета: влияние экономической, юридической, политической среды на формирование бухгалтерского учета Влияние экономической среды на бухгалтерский учет. Влияние юридической и политической среды на бухгалтерский учет.
- Классификация моделей бухгалтерского учета: континентальная, британоамериканская, южноамериканская, исламская, интернациональная Характеристика основных моделей бухгалтерского учета. Сравнительный анализ моделей бухгалтерского учета.
- Теория бухгалтерского учета Теоретические подходы к бухгалтерскому учету. Современные теории и их применение в практике.
- Новые подходы к созданию учетной теории: социальный, этический, бихевиористический (поведенческий), структурный, коммуникационный Социальный подход к учетной теории. Этический и бихевиористический подходы к учетной теории. Структурный и коммуникационный подходы к учетной теории.
- Влияние развития теории бухгалтерской науки на учетную практику Взаимосвязь теории и практики бухгалтерского учета. Влияние теоретических разработок на учетную практику.
- Учетная политика организации Понятие и содержание учетной политики. Формирование и изменение учетной политики.
- Финансовая отчетность: теоретические и методологические аспекты Состав и структура финансовой отчетности. Методологические основы подготовки финансовой отчетности.
- Анализ финансовой отчетности: методология и управленческий контекст Методы анализа финансовой отчетности. Интерпретация результатов анализа для принятия управленческих решений
- Инновации в бухгалтерском учете Современные тенденции и инновации в бухгалтерском учете. Влияние цифровизации на бухгалтерский учет.
Основная литература
- Вандина, О. Г. Теория бухгалтерского учета : учебное пособие / О. Г. Вандина. — Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2019. — 122 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/85913.html
- Свистунов, А. В. Бухгалтерский учет: теоретические основы и практика : учебно-методическое пособие / А. В. Свистунов. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 127 c. — ISBN 978-5-4486-0791-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/86334.html
- Анциферова, И. В. Бухгалтерский финансовый учет : учебник / И. В. Анциферова. — Москва : Дашков и К, 2017. — 558 c. — ISBN 978-5-394-01988-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/85144.html
- Гутковская, Е. А. Бухгалтерский учет : учебное пособие / Е. А. Гутковская. — Москва : Российский университет транспорта (МИИТ), 2021. — 48 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/122090.html
- Бухгалтерский учет : учебное пособие / Е. Р. Антышева, О. А. Банкаускене, Н. Л. Вещунова [и др.] ; под редакцией Н. Г. Викторовой. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2019. — 251 c. — ISBN 978-5-7422-6355-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/83324.html
Дополнительная литература
- Анциферова, И. В. Бухгалтерский финансовый учет : практикум / И. В. Анциферова. — Москва : Дашков и К, 2018. — 556 c. — ISBN 978-5-394-01102-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/85153.html
- Матвеева, И. Г. Бухгалтерский учет : учебно-методическое пособие для практических занятий / И. Г. Матвеева, Д. А. Аристова, Т. М. Гаврилюк. — Москва : Российский университет транспорта (МИИТ), 2021. — 67 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/115831.html
- Мелехина, Т. И. Практикум по бухгалтерскому учету : учебное пособие / Т. И. Мелехина. — Москва : Московский гуманитарный университет, 2017. — 104 c. — ISBN 978-5-907017-09-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/74735.html
- Курс по бухгалтерскому учету / . — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, Норматика, 2017. — 119 c. — ISBN 978-5-4374-0844-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/65162.html
- Свистунов, А. В. Бухгалтерский учет: теоретические основы и практика : учебно-методическое пособие / А. В. Свистунов. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 127 c. — ISBN 978-5-4486-0791-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/86334.html