Финансовый учет (продвинутый)
内容描述: Дисциплина предназначена для рассмотрения наиболее сложных тем финансового учета, ведения учета соответственно требованиям международных и национальных стандартов финансовой отчетности, в том числе учет аренды, учет подоходного налога, учет финансовых инструментов, введение в межкорпоративные инвестиции, консолидация финансовой отчетности, участие в совместных предприятиях, влияние изменения валютных курсов, а также формирование финансовой отчетности.
贷款数: 6
Пререквизиты:
- Бухгалтерский учет
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 30 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 90 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | экзамен |
零件: Вузовский компонент
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- Цель преподавания дисциплины состоит в обучении магистрантов порядку ведения финансового учета хозяйствующим субъектом, его методики и организации в соответствии с национальным и международными стандартами бухгалтерского учета, освоении всей системы знаний по методологии, этапам и принципам организации и ведения финансового учета на предприятии.
Задача
- получить четкое представление о роли финансового учета в системе управления экономикой, о назначении и месте учета в производственно-хозяйственной деятельности субъекта
- знать организационно-правовую базу учета, финансовой отчетности в Республике Казахстан
- знать международные и национальный стандарты финансового учета, содержание учетной деятельности, ее приемы и методы, цели и способы ее осуществления
- уметь применить теоретические знания, полученные в процессе изучения дисциплины
Результат обучения: знание и понимание
- получить четкое представление о роли финансового учета в системе управления экономикой, о назначении и месте учета в производственно-хозяйственной деятельности субъекта
- знать организационно-правовую базу учета, финансовой отчетности в Республике Казахстан; международные и национальный стандарты финансового учета, содержание учетной деятельности, ее приемы и методы, цели и способы ее осуществления
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- уметь применять знания в практической деятельности в области: концепций и основополагающих принципов финансового учета; подготовки всех форм финансовой отчетности в соответствии со стандартами финансового учета; подготовки консолидированной финансовой отчетности; применения теории временной стоимости денег; учета капитала в акционерных обществах, товариществах; учета капитала в корпорациях; учета финансовых инструментов.
Результат обучения: формирование суждений
- способность сформировать необходимую информацию по данным бухгалтерского учета и использовать ее для анализа и принятия эффективных управленческих решений.
Результат обучения: коммуникативные способности
- использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии в учетном процессе и при проведении аудиторских проверок
- уметь организовать деятельность малой группы, созданной для разработки учетно-аналитического обеспечения конкретного экономического проекта
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- владеть навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности или продолжения образования в докторантуре.
*TeachingMethods(zh-CN)*
1) проблемно-и проектно-ориентированные технологии обучения; Организация обучения по методу проекта ставит перед преподавателем задачу обеспечения вовлечения всех студентов в проблемную ситуацию и на каждый урок. То есть задача построения проблемно-ориентированного сценария содержания урока с предоставлением информации для поиска решения проблемной ситуации в структурированном и систематизированном виде. 2) кейс-метод (анализ ситуации); Кейс-технология позволяет развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе малых групп, помогает специалистам успешно овладеть навыками анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решений. 3) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные) технологии. Использование современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем для достижения результатов обучения. 4) коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы по решению поставленных задач).
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Рубежное тестирование | 0-100 |
Устный опрос | ||
Устный опрос | ||
Индивидуальное задание | ||
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций | ||
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций | ||
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций | ||
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Рубежное тестирование | 0-100 |
Устный опрос | ||
Устный опрос | ||
Индивидуальное задание | ||
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций | ||
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций | ||
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций | ||
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Различные виды работ, в зависимости от вида задания оцениваются от 15 до 30 баллов. При этом, независимо от количества баллов, при их выставлении в оценивании используется 100-% шкала в соответствии со следующими критериями: | оценка в 90-100% выставляется при отличном выполнении работ, то есть при наличии полных (с детальными пояснениями и культурой выкладок), оригинальных и правильных ответов и высококачественного оформления работы, а также при полном развернутом верном ответе на вопросы по содержанию курса | оценка в 70-80-89% выставляется при наличии верных и правильных ответов на вопросы по содержанию курса, при грамотном выполнении контрольных работ, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных выкладок или пояснений, качественного оформления | оценка в 60-69% выставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы по содержанию курса и при выполнении контрольных работ или при наличии замечаний к самостоятельной работе непринципиального характера (описки, случайные ошибки арифметического характера, грамматические ошибки); • оценка в 50-59% выставляется в случаях, когда в ответах и в контрольных работах имеются неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании вопросов и требующие дополнительного обращения к тематическим материалам; | оценка в 40-49% выставляется при наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике; • оценка в 30-39% выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 20-29% выставляется при полном отсутствии положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 0-19% выставляется в случаях, когда небрежные записи, неправильные ответы, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и предмету в целом |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Бизнес-комбинации и приобретения (IFRS 3). Введение в МСФО 3 – цели, область применения и структура стандарта; определение и классификация объединения бизнеса; принцип метода приобретения (идентификация приобретаемого предприятия, активов и обязательств); оценка справедливой стоимости приобретённых активов, определение гудвилла и корректировка стоимости; особенности учета контроля (превышение доли покупателя, поэтапное объединение); процедура предварительного учета с последующими корректировками и признанием отложенных налоговых требований.
- Консолидация финансовой отчетности (МСФО 10, МСФО 27). Назначение и область применения консолидированной отчетности; компоненты консолидированной финансовой отчетности (материнские, дочерние, совместные предприятия, ассоциированные компании); принципы и методы формирования (прямой и обратный методы, исключение внутригрупповых операций); учет недоминирующих (неконтролирующих) долей; отличие консолидированной отчетности от традиционной сводной.
- Учет инвестиционной собственности (IAS 40). Понятие инвестиционной собственности и критерии её классификации; особенности недвижимости, удерживаемой для получения дохода; сравнение моделей учёта (справедливая стоимость vs. модель затратного подхода); методика оценки и требования к раскрытию информации в финансовой отчётности.
- Внеоборотные активы, классифицируемые как «предназначенные для продажи» (МСФО 5). Критерии и порядок классификации активов как «предназначенных для продажи»; особенности учёта активов, предназначенных для распределения между собственниками; методика оценки (снижение до наименьшей из балансовой стоимости и справедливой стоимости за вычетом затрат на продажу); требования к представлению групп активов (выбытия) и раскрытию информации.
- Оценочные, условные обязательства и активы (МСФО 37). Основы признания и оценки резервов (оценочных обязательств); учет условных обязательств — критерии признания и особенности раскрытия информации; особенности учета условных активов и условия их включения в отчетность; процедура пересмотра оценочных данных и корректировки в отчетном периоде.
- Временная стоимость денег в учете. Значение временной стоимости денег в бухгалтерском учете; применение методов дисконтирования денежных потоков в рамках МСФО; расчет эффективной процентной ставки и ее роль в оценке долговых инструментов.
- Учет аренды (IFRS 16). Определение аренды и критерии её выделения согласно IFRS 16; особенности учета аренды у арендатора (признание права пользования, оценка, амортизация) и у арендодателя (различие между операционной и финансовой арендой); особенности операций продажи с обратной арендой (sale and leaseback); требования к раскрытию информации об аренде в отчетности.
- Учет валютных операций и влияние изменений валютных курсов (IAS 21). Основные термины и принципы стандарта IAS 21; определение функциональной валюты и порядок её выбора; признание и учёт курсовых разниц при пересчёте валютных операций; раскрытие информации о влиянии валютных колебаний на финансовую отчётность.
- Учет налога на прибыль (IAS 12). Концепция и принципы МСФО (IAS) 12; критерии признания и оценки отложенных налоговых активов и обязательств; порядок представления информации о налогах на прибыль в отчетности; анализ влияния изменений налоговых ставок и налоговой политики на финансовые результаты.
- Учет инвестиций в ассоциированные компании (IAS 28). Понятие инвестиций в ассоциированные компании и особенности их учёта; применение метода долевого участия (принцип, расчёт и отражение изменений); требования к раскрытию информации и оценка влияния инвестиций на финансовую отчётность
- Учет и оценка финансовых инструментов (IFRS 7, IAS 32). Принципы первоначального признания финансовых инструментов; классификация финансовых активов и обязательств; особенности учета финансовых обязательств, отражаемых по справедливой стоимости; требования к раскрытию информации согласно IFRS 7.
- Учет совместных операций и совместного контроля (IFRS 11). Понятие совместного контроля и виды совместной деятельности (совместные предприятия, совместно контролируемые операции, активы); принципы учета совместной деятельности; методика консолидации или долевого учета совместных операций; раскрытие информации о совместной деятельности в финансовой отчетности
- Расчет и представление прибыли на акцию (IAS 33). Значение прибыли на акцию для инвесторов и требования МСФО; методика расчета базовой прибыли на акцию; особенности расчета разводненной прибыли на акцию; анализ влияния изменений в структуре капитала на показатели прибыли на акцию.
- Изменения в учетной политике и оценках (IAS 8). Понятие учетной политики и ее значение для формирования отчетности; принципы внесения изменений в учетную политику; корректировка бухгалтерских оценок и влияние этих изменений на результаты; требования к раскрытию информации об ошибках, включая случаи мошенничества.
- Учет операций с связанными сторонами (IAS 24). Определение связанных сторон и сбор информации о них; особенности учета операций между связанными сторонами; требования к представлению и раскрытию информации о связанных сторонах в отчетности; анализ рисков и контроль операций с заинтересованными сторонами.
Основная литература
- Шелухина, Е. А. Финансовый учет (продвинутый уровень) : учебное пособие / Е. А. Шелухина. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. — 350 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/83243.html
- Торшаева, Ш. М. Финансовый учет - 2 : учебник / Ш. М. Торшаева, М. Д. Жумабаева ; под редакцией Ш. М. Торшаевой. — Алматы : Алматы Менеджмент Университет, 2023. — 216 c. — ISBN 978-601-269-280-8. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/139071.html
- Шаукерова, З. М. Бухгалтерский учет в соответствии с МСФО : учебник / З. М. Шаукерова. — Нур-Султан : Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, 2021. — 120 c. — ISBN 978-601-257-165-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/127121.html
- Адрышева С. Ж. Финансовый учет 2: учеб. пособие. Усть-Каменогорск : ВКГТУ, 2015. - 162 с.
- Колесникова, Е. В. Бухгалтерский финансовый учет : учебное пособие: курс лекций / Е. В. Колесникова. — Симферополь : Университет экономики и управления, 2023. — 228 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/144280.html
- Миславская, Н. А. Международные стандарты учета и финансовой отчетности : учебник / Н. А. Миславская, С. Н. Поленова. — Москва : Дашков и К, 2018. — 370 c. — ISBN 978-5-394-01245-7. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/85198.html
- Шишлова, С. Е. Финансовый учет : учебно-практическое пособие / С. Е. Шишлова, Ю. В. Фадеева. — Тула : Институт законоведения и управления ВПА, 2018. — 122 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/80640.html
- Волков, М. Н. Корпоративный финансовый учет : лабораторный практикум / М. Н. Волков. — Москва : Издательский Дом МИСиС, 2020. — 60 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/106716.html
- Аветисян, А. С. Финансовый учет и отчетность : учебно-практическое пособие / А. С. Аветисян ; под редакцией Е. В. Чипуренко. — Москва : Дело, 2021. — 347 c. — ISBN 978-5-85006-290-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/119171.html
Дополнительная литература
- Закон Республики Казахстан от 28.02.2007 N 234-ІІІ "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности"
- Международные стандарты финансовой отчетности ( ред. 2024 года) // www.minfin.kz
- Баймуханова С. Б. Финансовый учет : учеб. пособие / С. Б. Баймуханова. – Алматы : Экономика, 2008. - 271 с.
- Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях / Учебное пособие. - Алматы , TОО «Издательство LEM», 2009. – 444
- Ержанов М.С., Нурумов А.А. Финансовая отчетность казахстанских предприятий. Учебное пособие. – Алматы, Экономика, 2017, 180 с.
- Карибжанов О.М. Основы формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО, Учебное пособие – Алматы, 2018
- Назарова В.Л. Бухгалтерский учет, Учебное пособие – Алматы: Экономика, 2016
- Нурсеитов Э.О. Нурсеитов Д.Э. Международные стандарты финансовой отчетности теория и практика. Справочное руководство. – Алматы «LEM» 2017.