Финансовый учет (продвинутый)

Козлова Марина Васильевна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина предназначена для рассмотрения наиболее сложных тем финансового учета, ведения учета соответственно требованиям международных и национальных стандартов финансовой отчетности, в том числе учет аренды, учет подоходного налога, учет финансовых инструментов, введение в межкорпоративные инвестиции, консолидация финансовой отчетности, участие в совместных предприятиях, влияние изменения валютных курсов, а также формирование финансовой отчетности.

Количество кредитов: 6

Пререквизиты:

  • Бухгалтерский учет

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 90
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Цель преподавания дисциплины состоит в обучении магистрантов порядку ведения финансового учета хозяйствующим субъектом, его методики и организации в соответствии с национальным и международными стандартами бухгалтерского учета, освоении всей системы знаний по методологии, этапам и принципам организации и ведения финансового учета на предприятии.
Задача
  • получить четкое представление о роли финансового учета в системе управления экономикой, о назначении и месте учета в производственно-хозяйственной деятельности субъекта
  • знать организационно-правовую базу учета, финансовой отчетности в Республике Казахстан
  • знать международные и национальный стандарты финансового учета, содержание учетной деятельности, ее приемы и методы, цели и способы ее осуществления
  • уметь применить теоретические знания, полученные в процессе изучения дисциплины
Результат обучения: знание и понимание
  • получить четкое представление о роли финансового учета в системе управления экономикой, о назначении и месте учета в производственно-хозяйственной деятельности субъекта
  • знать организационно-правовую базу учета, финансовой отчетности в Республике Казахстан; международные и национальный стандарты финансового учета, содержание учетной деятельности, ее приемы и методы, цели и способы ее осуществления
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • уметь применять знания в практической деятельности в области: концепций и основополагающих принципов финансового учета; подготовки всех форм финансовой отчетности в соответствии со стандартами финансового учета; подготовки консолидированной финансовой отчетности; применения теории временной стоимости денег; учета капитала в акционерных обществах, товариществах; учета капитала в корпорациях; учета финансовых инструментов.
Результат обучения: формирование суждений
  • способность сформировать необходимую информацию по данным бухгалтерского учета и использовать ее для анализа и принятия эффективных управленческих решений.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии в учетном процессе и при проведении аудиторских проверок
  • уметь организовать деятельность малой группы, созданной для разработки учетно-аналитического обеспечения конкретного экономического проекта
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • владеть навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности или продолжения образования в докторантуре.
Методы преподавания

1) проблемно-и проектно-ориентированные технологии обучения; Организация обучения по методу проекта ставит перед преподавателем задачу обеспечения вовлечения всех студентов в проблемную ситуацию и на каждый урок. То есть задача построения проблемно-ориентированного сценария содержания урока с предоставлением информации для поиска решения проблемной ситуации в структурированном и систематизированном виде. 2) кейс-метод (анализ ситуации); Кейс-технология позволяет развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе малых групп, помогает специалистам успешно овладеть навыками анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решений. 3) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные) технологии. Использование современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем для достижения результатов обучения. 4) коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы по решению поставленных задач).

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Рубежное тестирование 0-100
Устный опрос
Устный опрос
Индивидуальное задание
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций
2  рейтинг Рубежное тестирование 0-100
Устный опрос
Устный опрос
Индивидуальное задание
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Различные виды работ, в зависимости от вида задания оцениваются от 15 до 30 баллов. При этом, независимо от количества баллов, при их выставлении в оценивании используется 100-% шкала в соответствии со следующими критериями: оценка в 90-100% выставляется при отличном выполнении работ, то есть при наличии полных (с детальными пояснениями и культурой выкладок), оригинальных и правильных ответов и высококачественного оформления работы, а также при полном развернутом верном ответе на вопросы по содержанию курса оценка в 70-80-89% выставляется при наличии верных и правильных ответов на вопросы по содержанию курса, при грамотном выполнении контрольных работ, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных выкладок или пояснений, качественного оформления оценка в 60-69% выставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы по содержанию курса и при выполнении контрольных работ или при наличии замечаний к самостоятельной работе непринципиального характера (описки, случайные ошибки арифметического характера, грамматические ошибки); • оценка в 50-59% выставляется в случаях, когда в ответах и в контрольных работах имеются неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании вопросов и требующие дополнительного обращения к тематическим материалам; оценка в 40-49% выставляется при наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике; • оценка в 30-39% выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 20-29% выставляется при полном отсутствии положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 0-19% выставляется в случаях, когда небрежные записи, неправильные ответы, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и предмету в целом
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Бизнес-комбинации и приобретения (IFRS 3)
  • Консолидация финансовой отчетности (МСФО 10, МСФО 27)
  • Учет инвестиционной собственности (IAS 40)
  • Внеоборотные активы, классифицируемые как «предназначенные для продажи» (МСФО 5)
  • Оценочные, условные обязательства и активы (МСФО 37)
  • Временная стоимость денег в учете
  • Учет аренды (IFRS 16)
  • Учет валютных операций и влияние изменений валютных курсов (IAS 21)
  • Учет налога на прибыль (IAS 12)
  • Учет инвестиций в ассоциированные компании (IAS 28)
  • Учет и оценка финансовых инструментов (IFRS 7, IAS 32)
  • Учет совместных операций и совместного контроля (IFRS 11)
  • Расчет и представление прибыли на акцию (IAS 33)
  • Изменения в учетной политике и оценках (IAS 8)
  • Учет операций с связанными сторонами (IAS 24)
Основная литература
  • Шелухина, Е. А. Финансовый учет (продвинутый уровень) : учебное пособие / Е. А. Шелухина. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. — 350 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/83243.html
  • Торшаева, Ш. М. Финансовый учет - 2 : учебник / Ш. М. Торшаева, М. Д. Жумабаева ; под редакцией Ш. М. Торшаевой. — Алматы : Алматы Менеджмент Университет, 2023. — 216 c. — ISBN 978-601-269-280-8. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/139071.html
  • Шаукерова, З. М. Бухгалтерский учет в соответствии с МСФО : учебник / З. М. Шаукерова. — Нур-Султан : Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, 2021. — 120 c. — ISBN 978-601-257-165-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/127121.html
  • Адрышева С. Ж. Финансовый учет 2: учеб. пособие. Усть-Каменогорск : ВКГТУ, 2015. - 162 с.
  • Колесникова, Е. В. Бухгалтерский финансовый учет : учебное пособие: курс лекций / Е. В. Колесникова. — Симферополь : Университет экономики и управления, 2023. — 228 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/144280.html
  • Миславская, Н. А. Международные стандарты учета и финансовой отчетности : учебник / Н. А. Миславская, С. Н. Поленова. — Москва : Дашков и К, 2018. — 370 c. — ISBN 978-5-394-01245-7. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/85198.html
  • Шишлова, С. Е. Финансовый учет : учебно-практическое пособие / С. Е. Шишлова, Ю. В. Фадеева. — Тула : Институт законоведения и управления ВПА, 2018. — 122 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/80640.html
  • Волков, М. Н. Корпоративный финансовый учет : лабораторный практикум / М. Н. Волков. — Москва : Издательский Дом МИСиС, 2020. — 60 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/106716.html
  • Аветисян, А. С. Финансовый учет и отчетность : учебно-практическое пособие / А. С. Аветисян ; под редакцией Е. В. Чипуренко. — Москва : Дело, 2021. — 347 c. — ISBN 978-5-85006-290-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/119171.html
Дополнительная литература
  • Закон Республики Казахстан от 28.02.2007 N 234-ІІІ "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности"
  • Международные стандарты финансовой отчетности ( ред. 2024 года) // www.minfin.kz
  • Баймуханова С. Б. Финансовый учет : учеб. пособие / С. Б. Баймуханова. – Алматы : Экономика, 2008. - 271 с.
  • Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях / Учебное пособие. - Алматы , TОО «Издательство LEM», 2009. – 444
  • Ержанов М.С., Нурумов А.А. Финансовая отчетность казахстанских предприятий. Учебное пособие. – Алматы, Экономика, 2017, 180 с.
  • Карибжанов О.М. Основы формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО, Учебное пособие – Алматы, 2018
  • Назарова В.Л. Бухгалтерский учет, Учебное пособие – Алматы: Экономика, 2016
  • Нурсеитов Э.О. Нурсеитов Д.Э. Международные стандарты финансовой отчетности теория и практика. Справочное руководство. – Алматы «LEM» 2017.