Финансовый учет (продвинутый)
Описание: Дисциплина предназначена для рассмотрения наиболее сложных тем финансового учета, ведения учета соответственно требованиям международных и национальных стандартов финансовой отчетности, в том числе учет аренды, учет подоходного налога, учет финансовых инструментов, введение в межкорпоративные инвестиции, консолидация финансовой отчетности, участие в совместных предприятиях, влияние изменения валютных курсов, а также формирование финансовой отчетности.
Количество кредитов: 6
Пререквизиты:
- Бухгалтерский учет
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 30 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 90 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | экзамен |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Цель преподавания дисциплины состоит в обучении магистрантов порядку ведения финансового учета хозяйствующим субъектом, его методики и организации в соответствии с национальным и международными стандартами бухгалтерского учета, освоении всей системы знаний по методологии, этапам и принципам организации и ведения финансового учета на предприятии.
Задача
- получить четкое представление о роли финансового учета в системе управления экономикой, о назначении и месте учета в производственно-хозяйственной деятельности субъекта
- знать организационно-правовую базу учета, финансовой отчетности в Республике Казахстан
- знать международные и национальный стандарты финансового учета, содержание учетной деятельности, ее приемы и методы, цели и способы ее осуществления
- уметь применить теоретические знания, полученные в процессе изучения дисциплины
Результат обучения: знание и понимание
- получить четкое представление о роли финансового учета в системе управления экономикой, о назначении и месте учета в производственно-хозяйственной деятельности субъекта
- знать организационно-правовую базу учета, финансовой отчетности в Республике Казахстан; международные и национальный стандарты финансового учета, содержание учетной деятельности, ее приемы и методы, цели и способы ее осуществления
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- уметь применять знания в практической деятельности в области: концепций и основополагающих принципов финансового учета; подготовки всех форм финансовой отчетности в соответствии со стандартами финансового учета; подготовки консолидированной финансовой отчетности; применения теории временной стоимости денег; учета капитала в акционерных обществах, товариществах; учета капитала в корпорациях; учета финансовых инструментов.
Результат обучения: формирование суждений
- способность сформировать необходимую информацию по данным бухгалтерского учета и использовать ее для анализа и принятия эффективных управленческих решений.
Результат обучения: коммуникативные способности
- использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии в учетном процессе и при проведении аудиторских проверок
- уметь организовать деятельность малой группы, созданной для разработки учетно-аналитического обеспечения конкретного экономического проекта
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- владеть навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности или продолжения образования в докторантуре.
Методы преподавания
1) проблемно-и проектно-ориентированные технологии обучения; Организация обучения по методу проекта ставит перед преподавателем задачу обеспечения вовлечения всех студентов в проблемную ситуацию и на каждый урок. То есть задача построения проблемно-ориентированного сценария содержания урока с предоставлением информации для поиска решения проблемной ситуации в структурированном и систематизированном виде. 2) кейс-метод (анализ ситуации); Кейс-технология позволяет развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе малых групп, помогает специалистам успешно овладеть навыками анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решений. 3) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные) технологии. Использование современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем для достижения результатов обучения. 4) коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы по решению поставленных задач).
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Рубежное тестирование | 0-100 |
Устный опрос | ||
Устный опрос | ||
Индивидуальное задание | ||
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций | ||
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций | ||
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций | ||
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций | ||
2 рейтинг | Рубежное тестирование | 0-100 |
Устный опрос | ||
Устный опрос | ||
Индивидуальное задание | ||
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций | ||
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций | ||
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций | ||
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
Различные виды работ, в зависимости от вида задания оцениваются от 15 до 30 баллов. При этом, независимо от количества баллов, при их выставлении в оценивании используется 100-% шкала в соответствии со следующими критериями: | оценка в 90-100% выставляется при отличном выполнении работ, то есть при наличии полных (с детальными пояснениями и культурой выкладок), оригинальных и правильных ответов и высококачественного оформления работы, а также при полном развернутом верном ответе на вопросы по содержанию курса | оценка в 70-80-89% выставляется при наличии верных и правильных ответов на вопросы по содержанию курса, при грамотном выполнении контрольных работ, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных выкладок или пояснений, качественного оформления | оценка в 60-69% выставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы по содержанию курса и при выполнении контрольных работ или при наличии замечаний к самостоятельной работе непринципиального характера (описки, случайные ошибки арифметического характера, грамматические ошибки); • оценка в 50-59% выставляется в случаях, когда в ответах и в контрольных работах имеются неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании вопросов и требующие дополнительного обращения к тематическим материалам; | оценка в 40-49% выставляется при наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике; • оценка в 30-39% выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 20-29% выставляется при полном отсутствии положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 0-19% выставляется в случаях, когда небрежные записи, неправильные ответы, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и предмету в целом |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Бизнес-комбинации и приобретения (IFRS 3)
- Консолидация финансовой отчетности (МСФО 10, МСФО 27)
- Учет инвестиционной собственности (IAS 40)
- Внеоборотные активы, классифицируемые как «предназначенные для продажи» (МСФО 5)
- Оценочные, условные обязательства и активы (МСФО 37)
- Временная стоимость денег в учете
- Учет аренды (IFRS 16)
- Учет валютных операций и влияние изменений валютных курсов (IAS 21)
- Учет налога на прибыль (IAS 12)
- Учет инвестиций в ассоциированные компании (IAS 28)
- Учет и оценка финансовых инструментов (IFRS 7, IAS 32)
- Учет совместных операций и совместного контроля (IFRS 11)
- Расчет и представление прибыли на акцию (IAS 33)
- Изменения в учетной политике и оценках (IAS 8)
- Учет операций с связанными сторонами (IAS 24)
Основная литература
- Шелухина, Е. А. Финансовый учет (продвинутый уровень) : учебное пособие / Е. А. Шелухина. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. — 350 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/83243.html
- Торшаева, Ш. М. Финансовый учет - 2 : учебник / Ш. М. Торшаева, М. Д. Жумабаева ; под редакцией Ш. М. Торшаевой. — Алматы : Алматы Менеджмент Университет, 2023. — 216 c. — ISBN 978-601-269-280-8. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/139071.html
- Шаукерова, З. М. Бухгалтерский учет в соответствии с МСФО : учебник / З. М. Шаукерова. — Нур-Султан : Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, 2021. — 120 c. — ISBN 978-601-257-165-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/127121.html
- Адрышева С. Ж. Финансовый учет 2: учеб. пособие. Усть-Каменогорск : ВКГТУ, 2015. - 162 с.
- Колесникова, Е. В. Бухгалтерский финансовый учет : учебное пособие: курс лекций / Е. В. Колесникова. — Симферополь : Университет экономики и управления, 2023. — 228 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/144280.html
- Миславская, Н. А. Международные стандарты учета и финансовой отчетности : учебник / Н. А. Миславская, С. Н. Поленова. — Москва : Дашков и К, 2018. — 370 c. — ISBN 978-5-394-01245-7. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/85198.html
- Шишлова, С. Е. Финансовый учет : учебно-практическое пособие / С. Е. Шишлова, Ю. В. Фадеева. — Тула : Институт законоведения и управления ВПА, 2018. — 122 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/80640.html
- Волков, М. Н. Корпоративный финансовый учет : лабораторный практикум / М. Н. Волков. — Москва : Издательский Дом МИСиС, 2020. — 60 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/106716.html
- Аветисян, А. С. Финансовый учет и отчетность : учебно-практическое пособие / А. С. Аветисян ; под редакцией Е. В. Чипуренко. — Москва : Дело, 2021. — 347 c. — ISBN 978-5-85006-290-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/119171.html
Дополнительная литература
- Закон Республики Казахстан от 28.02.2007 N 234-ІІІ "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности"
- Международные стандарты финансовой отчетности ( ред. 2024 года) // www.minfin.kz
- Баймуханова С. Б. Финансовый учет : учеб. пособие / С. Б. Баймуханова. – Алматы : Экономика, 2008. - 271 с.
- Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях / Учебное пособие. - Алматы , TОО «Издательство LEM», 2009. – 444
- Ержанов М.С., Нурумов А.А. Финансовая отчетность казахстанских предприятий. Учебное пособие. – Алматы, Экономика, 2017, 180 с.
- Карибжанов О.М. Основы формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО, Учебное пособие – Алматы, 2018
- Назарова В.Л. Бухгалтерский учет, Учебное пособие – Алматы: Экономика, 2016
- Нурсеитов Э.О. Нурсеитов Д.Э. Международные стандарты финансовой отчетности теория и практика. Справочное руководство. – Алматы «LEM» 2017.