Салықтар және Қазақстан Республикасының салық жүйесі

Варавин Евгений Владимирович

Оқытушының портфолиосы

Сипаттама: Салық жүйесі әлеуметтік институт ретінде нарықтық экономиканы реттеуші ретінде әрекет етеді. Осы пәнді зерделеудің мақсаты ҚР Салық жүйесінің жұмыс істеу практикасын зерделеу, салық заңнамасын тереңдетіп зерделеу, салықтың нақты түрлерін практикалық есептеу дағдыларын меңгеру, салықтық Ықпал етудің түрлі құралдарын зерделеу болып табылады.

Кредиттер саны: 5

Пререквизиты:

  • Салық және салық салу

Пәннің еңбек сыйымдылығы:

Жұмыс түрлері сағат
Дәрістер 15
Практикалық жұмыстар 30
Зертханалық жұмыстар
СӨЖО 30
СӨЖ 75
Қорытынды бақылау нысаны емтихан
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны

Компонент: Таңдау бойынша компонент

Цикл: Базалық пәндер

Мақсат
  • Цель дисциплины «Налоги и налоговая система Республики Казахстан» для магистрантов заключается в формировании глубоких знаний и практических навыков, необходимых для эффективного анализа и управления налоговыми обязательствами в рамках казахстанского законодательства. Обучение направлено на развитие понимания структуры и функционирования налоговой системы, включая виды налогов, налоговые ставки и механизмы администрирования. Важным аспектом является подготовка студентов к практическому применению этих знаний для оптимизации налоговых процессов, планирования налоговой нагрузки и оценки налоговых рисков. Дисциплина также акцентирует внимание на развитии аналитических и коммуникативных навыков, что позволяет магистрантам уверенно взаимодействовать с различными заинтересованными сторонами, включая налоговые органы и бизнес-сообщество. В итоге, цель дисциплины заключается в подготовке квалифицированных специалистов, способных эффективно работать в области налогообложения и налогового консультирования в Казахстане.
Міндет
  • 1. Формирование глубокого понимания теоретических основ налогообложения: изучение сущности, функций и принципов налогов, их роли в экономической системе Казахстана.
  • 2. Изучение особенностей налоговой системы Республики Казахстан: анализ структуры, функций и взаимосвязей между элементами налоговой системы, включая государственные и местные налоги.
  • 3. Развитие навыков практического применения налогового законодательства: изучение и применение нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение, в контексте реальных экономических ситуаций.
  • 4. Анализ налоговой политики и реформ в Казахстане: исследование современных тенденций, направлений реформирования налоговой системы, их влияния на развитие экономики страны.
  • 5. Формирование навыков экономического моделирования в области налогообложения: разработка аналитических моделей для оценки эффективности налоговой политики и прогнозирования налоговых поступлений.
  • 6. Оценка международных аспектов налогообложения: изучение опыта зарубежных стран в сфере налогообложения и возможность применения успешных практик в Казахстане
  • 7. Развитие критического мышления в области налогообложения: решение кейсов, анализ налоговых споров и разработка рекомендаций по оптимизации налоговой политики.
  • 8. Укрепление исследовательских компетенций: подготовка научных исследований по актуальным вопросам налоговой системы Казахстана, включая разработку предложений по её совершенствованию.
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
  • Магистранты осваивают основные принципы и элементы налоговой системы Республики Казахстан, включая виды налогов, налоговые ставки, порядок начисления и уплаты налогов, а также нормы налогового законодательства. Они понимают, как функционирует налоговая система и ее влияние на экономику страны.
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
  • Учатся применять теоретические знания на практике, анализируя налоговые последствия для различных бизнес-моделей. Они развивают навыки планирования налоговой нагрузки и оптимизации налоговых процессов с учетом текущего законодательства.
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
  • Обучение способствует развитию критического мышления, позволяя магистрантам формировать обоснованные суждения о целесообразности налоговых решений и стратегий. Они учатся анализировать факторы, влияющие на налоговое регулирование, и оценивать риски, связанные с налоговыми обязательствами.
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
  • В процессе обучения акцентируется важность эффективного общения и сотрудничества в команде. Магистранты развивают навыки презентации и аргументации своих идей, что помогает им уверенно представлять результаты своих исследований и обсуждать их с коллегами и специалистами.
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
  • Развивают способность к самостоятельному обучению, что позволяет им адаптироваться к изменениям в налоговом законодательстве и осваивать новые подходы и инструменты в области налогообложения. Это способствует их профессиональному росту и поддержанию актуальности знаний в данной сфере.
Оқыту әдістері

1) технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Организация обучения по методу проектов ставит перед преподавателем задачу обеспечения вовлечения всех обучающихся в проблемную ситуацию и на каждом занятии. То есть задачу создавать проблемно-ориентированный сценарий содержания занятия, предъявляя информацию для поиска решения проблемной ситуации в структурированном и систематизированном виде. 2) метод кейсов (анализ ситуации); Кейс-технология позволяет развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. 3) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения. 4) коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем).

Білім алушының білімін бағалау

Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.

Кезең Тапсырма түрі Өлшем
1  рейтинг Устный опрос 0-100
Тестирование, устный опрос
Тестирование, устный опрос
Тестирование, устный опрос
Решение задач
Решение задач
Решение задач
2  рейтинг Тестирование, устный опрос 0-100
Тестирование, устный опрос
Тестирование, устный опрос
Решение задач
Решение задач
Решение задач
Рубежное тестирование
Рубежное тестирование
Қорытынды бақылау емтихан 0-100
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
Тапсырма түрі 90-100 70-89 50-69 0-49
Өте жақсы Жақсы Қанағаттанарлық Қанағаттанарлықсыз
Различные виды работ, в зависимости от вида задания оцениваются от 15 до 30 баллов. При этом, независимо от количества баллов, при их выставлении в оценивании используется 100-% шкала в соответствии со следующими критериями оценка в 90-100% выставляется при отличном выполнении работ, то есть при наличии полных (с детальными пояснениями и культурой выкладок), оригинальных и правильных ответов и высококачественного оформления работы, а также при полном развернутом верном ответе на вопросы по содержанию курса оценка в 70-80-89% выставляется при наличии верных и правильных ответов на вопросы по содержанию курса, при грамотном выполнении контрольных работ, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных выкладок или пояснений, качественного оформления оценка в 60-69% выставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы по содержанию курса и при выполнении контрольных работ или при наличии замечаний к самостоятельной работе непринципиального характера (описки, случайные ошибки арифметического характера, грамматические ошибки); • оценка в 50-59% выставляется в случаях, когда в ответах и в контрольных работах имеются неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании вопросов и требующие дополнительного обращения к тематическим материалам оценка в 40-49% выставляется при наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике; • оценка в 30-39% выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 20-29% выставляется при полном отсутствии положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 0-19% выставляется в случаях, когда небрежные записи, неправильные ответы, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и предмету в целом
Бағалау нысаны

Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:

  • Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
  • Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.

Қорытынды бағаны есептеу формуласы:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;

Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.

Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:

Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:

Әріптік жүйе бойынша бағалар Балдардың сандық эквиваленті Балдар (%-тік құрамы) Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар
A 4.0 95-100 Өте жақсы
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Жақсы
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Қанағаттанарлық
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Қанағаттанарлықсыз
F 0 0-24
Дәріс сабақтарының тақырыптары
  • Введение в налогообложение и налоговую систему (2 часа) Сущность и функции налогов: перераспределительная, регулирующая, стимулирующая и контрольная
  • Правовые основы налоговой системы Республики Казахстан (2 часа) Детальное изучение структуры Налогового кодекса РК, принципов его построения и применения
  • Классификация налогов и сборов (1 час) Группировка налогов по экономическому содержанию и уровню взимания: прямые и косвенные, местные и республиканские
  • Налог на добавленную стоимость (НДС) в Казахстане (2 часа) Механизм начисления и уплаты НДС
  • Корпоративный подоходный налог (КПН) (2 часа) Обзор налоговых ставок и их сравнительный анализ с другими странами
  • Индивидуальный подоходный налог (ИПН) (2 часа) Прогрессивное налогообложение физических лиц: преимущества и риски для Казахстана
  • Местные налоги: земельный, имущественный, транспортный (3 часа) Значение местных налогов для финансирования регионов Казахстана
  • Реформы и перспективы развития налоговой системы РК (1 час) Последние изменения в налоговом законодательстве: переход к цифровым декларациям, усиление контроля
Негізгі әдебиет
  • Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)"
Қосымша әдебиеттер
  • Фахрутдинова, Г.З., Стегайло, И.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для студентов экономических специальностей. - Павлодар: Кереку, 2012. - 131c.
  • Бекболсынова А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - Астана: Фолиант, 2014. - 544 с.
  • Габдуллина, М.А. Налоги и налогообложение: Методические рекомендации для студентов экономических специальностей. - Уральск: ЗКАТУ им. Жангир хана, 2016. - 48c.
  • Богданова, Е.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. / Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова. - Павлодар: Кереку, 2016. - 132c.
  • Мусаханова, Н.А., Мусаханова, A.M. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - Алматы: Университет "Туран", 2017. - 128c.
  • Тарасова, В.Ф. и др. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. / В.Ф. Тарасова, Л.Н. Семыкина, Т.В. Сапрыкина. - М.: КНОРУС, 2007. - 320c.
  • Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. В 2 томах: учебник и практикум для вузов. Т. 1 - Москва: Юрайт, 2022. - 393c.
  • Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. В 2 томах: учебник и практикум для вузов. Т. 2 - Москва: Юрайт, 2022. - 502c.
  • Налоги и налогообложение: учебник и практикум для вузов / Д.Г. Черник и др.; под ред. Е.А. Кировой. - Москва: Юрайт, 2022. - 483c.
  • Налоги и налогообложение: учебник и практикум для вузов. / Г.Б. Поляк и др.; отв. ред. Г.Б. Поляк, Е.Е. Смирнова. - Москва: Юрайт, 2022. - 380c.
  • Налоги и налогообложение. Практикум: учебное пособие для вузов. / Д.Г. Черник и др.; под ред. Е.А. Кировой. - Москва: Юрайт, 2022. - 438c.
  • Алиев Б.Х. Налоговые системы зарубежных стран : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» (степень — магистр), специальностям/профилю «Финансы и кредит», «Мировая экономика» и «Налоги и налогообложение» / Алиев Б.Х., Мусаева Х.М.. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 215 c. — ISBN 978-5-238-02473-8. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/109167.html
  • Гринкевич А.М. Налоги и налогообложение: теория и практика : учебное пособие / Гринкевич А.М.. — Томск : Издательство Томского государственного университета, 2021. — 132 c. — ISBN 978-5-907442-05-4. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/116819.html