Международные стандарты аудита
Описание: Курс рассматривает роль международных стандартов аудита (МСА) в становлении аудиторской деятельности; изучает международные стандарты по регулированию обязанностей аудиторов, по планированию аудита, по регулированию аспектов системы внутреннего контроля, по получению аудиторских доказательств, по аудиторским выводам и подготовке отчетов; МСА, регулирующие порядок использования работы третьих лиц, регулирующие специализированные области аудита и порядок оказания сопутствующих услуг.
Количество кредитов: 6
Пререквизиты:
- Углубленный управленческий учет
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 30 |
| Практические работы | 30 |
| Лабораторные работы | |
| СРОП | 30 |
| СРО | 90 |
| Форма итогового контроля | экзамен |
| Форма проведения итогового контроля | экзамен |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Целью учебной дисциплины “Международные стандарты аудита” является формирование знаний в области применения стандартов аудита и их использование в аудиторской деятельности; освоение методов применения международных стандартов при проведении аудиторской проверки в международных (транснациональных) организациях.
Задача
- Заключаются в получении знаний: - положений, принципов и критериев Международных стандартов аудита; - о международных профессиональных организациях, занимающихся разработкой, корректировкой действующих норм аудиторской деятельности и введением новых норм и нормативов аудита; - правил принятия и введения в состав действующих новых международных нормативов, регулирующих отдельно аудит, и отдельно сопутствующие аудиту услуги; - международных требований к профессиональному образованию специалистов аудита, лицензированию аудиторской деятельности; - международного кодекса профессиональной этики аудиторов; - структуры и содержания международных стандартов, регулирующих аудиторскую деятельность.
Результат обучения: знание и понимание
- знать состав и содержание международных стандартов аудита; порядок их разработки и применения в практике аудиторской деятельности; методику применения международных стандартов аудита при разработке стандартов проверки
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- уметь использовать международные стандарты аудиторской деятельности при планировании, организации и проведении аудиторских проверок организаций
- применять международные стандарты аудиторской деятельности как эталон для оценки качества аудиторских проверок
- обобщать результаты проверок и составлять аудиторское заключение
- использовать результаты аудиторской проверки в совершенствовании внутреннего контроля, учета и управления предпринимательской деятельностью
Результат обучения: формирование суждений
- уметь анализировать деятельность экономических объектов, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и (или) аналитический отчет для формирования профессионального суждения
Результат обучения: коммуникативные способности
- использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии в учетном процессе и при проведении аудиторских проверок
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- владеть навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности или продолжения образования в докторантуре
Методы преподавания
технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Организация обучения по методу проектов ставит перед преподавателем задачу обеспечения включенности всех обучающихся в проблемную ситуацию и на каждом занятии. То есть задачу создавать проблемно-ориентированный сценарий содержания занятия, предъяв-ляя информацию для поиска решения проблемной ситуации в структурированном и систематизированном виде. При этом вид проблематизации и уровень сложности про-блемно-ориентированного сценария может быть разный: - первый уровень - преподаватель излагает учебный материал, вычленяя проблемную ситуацию какого-то вида (выбор, неопределенность, конфликт, неожиданность, предположение, опровержение, несоответствие) и показывая пути её разрешения; - второй уровень - преподаватель создает проблемную ситуацию, а обучаемые вместе с ним включаются в её разрешение; - третий уровень - преподаватель создает проблемную ситуацию, а обучаемые разре-шают ее самостоятельно; - четвертый уровень - преподаватель сообщает неупорядоченные исходные данные, на основе которых обучаемые самостоятельно формируют проблему и находят способы ее раз-решения. Обучение по методу проектов строится как процесс поиска решения какой-то пробле-мы (теоретической или практической) через постановку нескольких конкретных, логически связанных между собой по содержанию задач. При этом тематика проектов формулируется в рамках утвержденной учебной программы по дисциплине. Проект выполняется в течение определенного отрезка времени и с различным составом обучающихся (индивидуальное, парное, групповое обучение).
информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения.
коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем).
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| Период | Вид задания | Итого |
|---|---|---|
| 1 рейтинг | Рубежное тестирование | 0-100 |
| Устный опрос | ||
| Устный опрос | ||
| Устный опрос | ||
| Устный опрос | ||
| Индивидуальное задание | ||
| Индивидуальное задание | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| 2 рейтинг | Рубежное тестирование | 0-100 |
| Устный опрос | ||
| Устный опрос | ||
| Индивидуальное задание | ||
| Индивидуальное задание | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
| Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
| Различные виды работ, в зависимости от вида задания оцениваются от 15 до 30 баллов. При этом, независимо от количества баллов, при их выставлении в оценивании используется 100-% шкала в соответствии со следующими критериями: | оценка в 90-100% выставляется при отличном выполнении работ, то есть при наличии полных (с детальными пояснениями и культурой выкладок), оригинальных и правильных ответов и высококачественного оформления работы, а также при полном развернутом верном ответе на вопросы по содержанию курса | оценка в 70-80-89% выставляется при наличии верных и правильных ответов на вопросы по содержанию курса, при грамотном выполнении контрольных работ, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных выкладок или пояснений, качественного оформления | оценка в 60-69% выставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы по содержанию курса и при выполнении контрольных работ или при наличии замечаний к самостоятельной работе непринципиального характера (описки, случайные ошибки арифметического характера, грамматические ошибки); • оценка в 50-59% выставляется в случаях, когда в ответах и в контрольных работах имеются неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании вопросов и требующие дополнительного обращения к тематическим материалам; | оценка в 40-49% выставляется при наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике; • оценка в 30-39% выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 20-29% выставляется при полном отсутствии положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 0-19% выставляется в случаях, когда небрежные записи, неправильные ответы, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и предмету в целом |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- 1 Понятие и классификация международных стандартов аудита
- 2 Организационные основы международных стандартов
- 3 Аудит исторической информации МСА 200-299
- 4 Оценка рисков и действия в ответ на оцененные риски МСА 300-499
- 5 Аудиторское доказательство
- 6 Использование работы других лиц
- 7 Аудиторское заключение и отчеты
- 8 Специализированные области
- 9 Положения о международной аудиторской практике (ПМАП)
- 10 Международные стандарты соглашений по обзору (МССО)
- 11 Международные стандарты соглашений по выражению уверенности (МССВУ)
- 12 Международные стандарты соглашений по сопутствующим услугам (МСССУ)
Основная литература
- Ендовицкий, Д. А. Международные стандарты аудиторской деятельности : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит» / Д. А. Ендовицкий, И. В. Панина. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2023. — 272 c. — ISBN 5-238-01103-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/142655.html
- Абдыкерова, Г. Ж. Аудит : учебное пособие / Г. Ж. Абдыкерова, Б. И. Тукенова, П. Р. Акылова. — Астана : Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, 2016. — 145 c. — ISBN 978-9957-681-35-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/127632.html
- Шаукерова, З. М. Международные стандарты аудита : учебное пособие / З. М. Шаукерова. — Астана : Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, 2016. — 90 c. — ISBN 978-9965-570-86-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/127610.html
- Ситнов, А. А. Международные стандарты аудита : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика», квалификация «магистр» / А. А. Ситнов. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 239 c. — ISBN 978-5-238-02556-8. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/109198.html
- Протасова, О. Н. Международные стандарты аудита : учебное пособие / О. Н. Протасова. — Москва : Российский университет дружбы народов, 2019. — 99 c. — ISBN 978-5-209-08882-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/104219.html
- Аудит : учебник для бакалавров / А. Е. Суглобов, Б. Т. Жарылгасова, В. Ю. Савин [и др.] ; под редакцией А. Е. Суглобова. — 6-е изд. — Москва : Дашков и К, 2024. — 373 c. — ISBN 978-5-394-05593-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/144178.html
- Шохин, С. О. Международные стандарты государственного финансового контроля: особенности правового регулирования : учебное пособие / С. О. Шохин. — Москва : Прометей, 2020. — 294 c. — ISBN 978-5-907244-81-8. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/125667.html
- Крышкин, О. Настольная книга по внутреннему аудиту: риски и бизнес-процессы / О. Крышкин ; под редакцией В. Ионова. — Москва : Альпина Паблишер, 2024. — 477 c. — ISBN 978-5-9614-4449-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/137879.html
- Кириченко, Е. А. Практический аудит : учебное пособие / Е. А. Кириченко, М. Н. Смагина. — Тамбов : Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2019. — 81 c. — ISBN 978-5-8265-2092-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/99779.html
- Кучеренко, С. А. Аудит с использованием информационных технологий: практика применения : учебное пособие / С. А. Кучеренко, В. П. Попов. — Саратов : Вузовское образование, 2020. — 111 c. — ISBN 978-5-4487-0664-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/90200.html
- Зелинская, М. В. Международные стандарты аудита : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Экономика» / М. В. Зелинская. — Краснодар, Саратов : Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 76 c. — ISBN 978-5-93926-327-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/79917.html
- Азарская, М. А. Аудит : практикум / М. А. Азарская, Е. В. Веркеева, Т. Л. Леухина. — Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2015. — 80 c. — ISBN 978-5-8158-1537-7. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/75432.html
- Курс по международным стандартам аудита / . — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, Норматика, 2016. — 120 c. — ISBN 978-5-379-01885-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/65203.html
- Лемеш, В. Н. Международные стандарты аудита : учебное пособие / В. Н. Лемеш. — Минск : Вышэйшая школа, 2014. — 192 c. — ISBN 978-985-06-2482-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/35497.html
Дополнительная литература
- Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года № 304-I «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2022 г.)
- Международные стандарты аудита (в редакции 2022 г.)
- Абленов Д.О. Финансовый контроль и углубленный аудит: теория, методология, практика. - Алматы: «Экономика», 2010 г.
- Абленов Д.О. Профессиональный аудит. - Алматы: «Экономика», 2010 г.
- Нурсеитов Э.О., Нурсеитов Д.Э. Международные стандарты аудита: принципы и практика. - Алматы: «Экономика», 2012 г.
- Воронина Л.И. Международные стандарты аудита: теория и практика. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2020 г., 456 с.
- Рогуленко Т.М. Аудит+ еПриложение: тесты: учебник / Т.М. Рогуленко, С.В. Пономорева, А.В. Бодяко, В.М. Мироненко. - М.: КНОРУС, 2020. - 382 с.