Международные стандарты аудита

Козлова Марина Васильевна

Портфолио преподавателя

Описание: Курс рассматривает роль международных стандартов аудита (МСА) в становлении аудиторской деятельности; изучает международные стандарты по регулированию обязанностей аудиторов, по планированию аудита, по регулированию аспектов системы внутреннего контроля, по получению аудиторских доказательств, по аудиторским выводам и подготовке отчетов; МСА, регулирующие порядок использования работы третьих лиц, регулирующие специализированные области аудита и порядок оказания сопутствующих услуг.

Количество кредитов: 6

Пререквизиты:

  • Углубленный управленческий учет

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 90
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Целью учебной дисциплины “Международные стандарты аудита” является формирование знаний в области применения стандартов аудита и их использование в аудиторской деятельности; освоение методов применения международных стандартов при проведении аудиторской проверки в международных (транснациональных) организациях.
Задача
  • Заключаются в получении знаний: - положений, принципов и критериев Международных стандартов аудита; - о международных профессиональных организациях, занимающихся разработкой, корректировкой действующих норм аудиторской деятельности и введением новых норм и нормативов аудита; - правил принятия и введения в состав действующих новых международных нормативов, регулирующих отдельно аудит, и отдельно сопутствующие аудиту услуги; - международных требований к профессиональному образованию специалистов аудита, лицензированию аудиторской деятельности; - международного кодекса профессиональной этики аудиторов; - структуры и содержания международных стандартов, регулирующих аудиторскую деятельность.
Результат обучения: знание и понимание
  • знать состав и содержание международных стандартов аудита; порядок их разработки и применения в практике аудиторской деятельности; методику применения международных стандартов аудита при разработке стандартов проверки
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • уметь использовать международные стандарты аудиторской деятельности при планировании, организации и проведении аудиторских проверок организаций
  • применять международные стандарты аудиторской деятельности как эталон для оценки качества аудиторских проверок
  • обобщать результаты проверок и составлять аудиторское заключение
  • использовать результаты аудиторской проверки в совершенствовании внутреннего контроля, учета и управления предпринимательской деятельностью
Результат обучения: формирование суждений
  • уметь анализировать деятельность экономических объектов, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и (или) аналитический отчет для формирования профессионального суждения
Результат обучения: коммуникативные способности
  • использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии в учетном процессе и при проведении аудиторских проверок
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • владеть навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности или продолжения образования в докторантуре
Методы преподавания

технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Организация обучения по методу проектов ставит перед преподавателем задачу обеспечения включенности всех обучающихся в проблемную ситуацию и на каждом занятии. То есть задачу создавать проблемно-ориентированный сценарий содержания занятия, предъяв-ляя информацию для поиска решения проблемной ситуации в структурированном и систематизированном виде. При этом вид проблематизации и уровень сложности про-блемно-ориентированного сценария может быть разный: - первый уровень - преподаватель излагает учебный материал, вычленяя проблемную ситуацию какого-то вида (выбор, неопределенность, конфликт, неожиданность, предположение, опровержение, несоответствие) и показывая пути её разрешения; - второй уровень - преподаватель создает проблемную ситуацию, а обучаемые вместе с ним включаются в её разрешение; - третий уровень - преподаватель создает проблемную ситуацию, а обучаемые разре-шают ее самостоятельно; - четвертый уровень - преподаватель сообщает неупорядоченные исходные данные, на основе которых обучаемые самостоятельно формируют проблему и находят способы ее раз-решения. Обучение по методу проектов строится как процесс поиска решения какой-то пробле-мы (теоретической или практической) через постановку нескольких конкретных, логически связанных между собой по содержанию задач. При этом тематика проектов формулируется в рамках утвержденной учебной программы по дисциплине. Проект выполняется в течение определенного отрезка времени и с различным составом обучающихся (индивидуальное, парное, групповое обучение).

информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения.

коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем).

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Рубежное тестирование 0-100
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Индивидуальное задание
Индивидуальное задание
Разбор практических ситуаций
Разбор практических ситуаций
2  рейтинг Рубежное тестирование 0-100
Устный опрос
Устный опрос
Индивидуальное задание
Индивидуальное задание
Разбор практических ситуаций
Разбор практических ситуаций
Разбор практических ситуаций
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Различные виды работ, в зависимости от вида задания оцениваются от 15 до 30 баллов. При этом, независимо от количества баллов, при их выставлении в оценивании используется 100-% шкала в соответствии со следующими критериями: оценка в 90-100% выставляется при отличном выполнении работ, то есть при наличии полных (с детальными пояснениями и культурой выкладок), оригинальных и правильных ответов и высококачественного оформления работы, а также при полном развернутом верном ответе на вопросы по содержанию курса оценка в 70-80-89% выставляется при наличии верных и правильных ответов на вопросы по содержанию курса, при грамотном выполнении контрольных работ, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных выкладок или пояснений, качественного оформления оценка в 60-69% выставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы по содержанию курса и при выполнении контрольных работ или при наличии замечаний к самостоятельной работе непринципиального характера (описки, случайные ошибки арифметического характера, грамматические ошибки); • оценка в 50-59% выставляется в случаях, когда в ответах и в контрольных работах имеются неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании вопросов и требующие дополнительного обращения к тематическим материалам; оценка в 40-49% выставляется при наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике; • оценка в 30-39% выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 20-29% выставляется при полном отсутствии положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 0-19% выставляется в случаях, когда небрежные записи, неправильные ответы, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и предмету в целом
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • 1 Понятие и классификация международных стандартов аудита
  • 2 Организационные основы международных стандартов
  • 3 Аудит исторической информации МСА 200-299
  • 4 Оценка рисков и действия в ответ на оцененные риски МСА 300-499
  • 5 Аудиторское доказательство
  • 6 Использование работы других лиц
  • 7 Аудиторское заключение и отчеты
  • 8 Специализированные области
  • 9 Положения о международной аудиторской практике (ПМАП)
  • 10 Международные стандарты соглашений по обзору (МССО)
  • 11 Международные стандарты соглашений по выражению уверенности (МССВУ)
  • 12 Международные стандарты соглашений по сопутствующим услугам (МСССУ)
Основная литература
  • Ендовицкий, Д. А. Международные стандарты аудиторской деятельности : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит» / Д. А. Ендовицкий, И. В. Панина. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2023. — 272 c. — ISBN 5-238-01103-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/142655.html
  • Абдыкерова, Г. Ж. Аудит : учебное пособие / Г. Ж. Абдыкерова, Б. И. Тукенова, П. Р. Акылова. — Астана : Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, 2016. — 145 c. — ISBN 978-9957-681-35-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/127632.html
  • Шаукерова, З. М. Международные стандарты аудита : учебное пособие / З. М. Шаукерова. — Астана : Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, 2016. — 90 c. — ISBN 978-9965-570-86-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/127610.html
  • Ситнов, А. А. Международные стандарты аудита : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика», квалификация «магистр» / А. А. Ситнов. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 239 c. — ISBN 978-5-238-02556-8. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/109198.html
  • Протасова, О. Н. Международные стандарты аудита : учебное пособие / О. Н. Протасова. — Москва : Российский университет дружбы народов, 2019. — 99 c. — ISBN 978-5-209-08882-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/104219.html
  • Аудит : учебник для бакалавров / А. Е. Суглобов, Б. Т. Жарылгасова, В. Ю. Савин [и др.] ; под редакцией А. Е. Суглобова. — 6-е изд. — Москва : Дашков и К, 2024. — 373 c. — ISBN 978-5-394-05593-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/144178.html
  • Шохин, С. О. Международные стандарты государственного финансового контроля: особенности правового регулирования : учебное пособие / С. О. Шохин. — Москва : Прометей, 2020. — 294 c. — ISBN 978-5-907244-81-8. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/125667.html
  • Крышкин, О. Настольная книга по внутреннему аудиту: риски и бизнес-процессы / О. Крышкин ; под редакцией В. Ионова. — Москва : Альпина Паблишер, 2024. — 477 c. — ISBN 978-5-9614-4449-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/137879.html
  • Кириченко, Е. А. Практический аудит : учебное пособие / Е. А. Кириченко, М. Н. Смагина. — Тамбов : Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2019. — 81 c. — ISBN 978-5-8265-2092-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/99779.html
  • Кучеренко, С. А. Аудит с использованием информационных технологий: практика применения : учебное пособие / С. А. Кучеренко, В. П. Попов. — Саратов : Вузовское образование, 2020. — 111 c. — ISBN 978-5-4487-0664-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/90200.html
  • Зелинская, М. В. Международные стандарты аудита : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Экономика» / М. В. Зелинская. — Краснодар, Саратов : Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 76 c. — ISBN 978-5-93926-327-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/79917.html
  • Азарская, М. А. Аудит : практикум / М. А. Азарская, Е. В. Веркеева, Т. Л. Леухина. — Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2015. — 80 c. — ISBN 978-5-8158-1537-7. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/75432.html
  • Курс по международным стандартам аудита / . — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, Норматика, 2016. — 120 c. — ISBN 978-5-379-01885-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/65203.html
  • Лемеш, В. Н. Международные стандарты аудита : учебное пособие / В. Н. Лемеш. — Минск : Вышэйшая школа, 2014. — 192 c. — ISBN 978-985-06-2482-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/35497.html
Дополнительная литература
  • Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года № 304-I «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2022 г.)
  • Международные стандарты аудита (в редакции 2022 г.)
  • Абленов Д.О. Финансовый контроль и углубленный аудит: теория, методология, практика. - Алматы: «Экономика», 2010 г.
  • Абленов Д.О. Профессиональный аудит. - Алматы: «Экономика», 2010 г.
  • Нурсеитов Э.О., Нурсеитов Д.Э. Международные стандарты аудита: принципы и практика. - Алматы: «Экономика», 2012 г.
  • Воронина Л.И. Международные стандарты аудита: теория и практика. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2020 г., 456 с.
  • Рогуленко Т.М. Аудит+ еПриложение: тесты: учебник / Т.М. Рогуленко, С.В. Пономорева, А.В. Бодяко, В.М. Мироненко. - М.: КНОРУС, 2020. - 382 с.