Учет и отчетность в отраслях реального сектора экономики в соответствии с МСФО
内容描述: Курс раскрывает основные вопросы теории и практики организации бухгалтерского учета на предприятиях реального сектора экономики, исходя из технологии и организации производства, степени специализации, структуры управления. Дисциплина вырабатывает практические навыки в области организации учета, документального оформления, составлении корреспонденции счетов, калькулировании себестоимости продукции строительства, сельского хозяйства, нефтегазовых предприятий, принятии оптимальных управленческих решений.
贷款数: 6
Пререквизиты:
- Углубленный управленческий учет
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
| *TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
|---|---|
| *Lectures(zh-CN)* | 30 |
| *PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
| *LaboratoryWork(zh-CN)* | |
| *srop(zh-CN)* | 30 |
| *sro(zh-CN)* | 90 |
| *FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
| *FinalAssessment(zh-CN)* | экзамен |
零件: Вузовский компонент
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- Формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по организации бухгалтерского учета на предприятиях отраслей реального сектора экономики с учетом требований МСФО, в целях эффективного управления предприятием, оперативного контроля и оценки результатов его работы, планирования и координации развития предприятия.
Задача
- иметь четкое представление о месте и роли бухгалтерского учета в отраслях в системе хозяйственного учета, менеджмента, финансов
- знать специфические принципы, приемы и методы организации и ведения бухгалтерского учета и составлении отчетности хозяйствующими субъектами отраслей реального сектора экономики
- знать международные стандарты бухучета, содержание учетной деятельности, приемы, методы, цели и способы ее осуществлении, возможности учета в решении предприятием управленческих задач в строительном производстве, в агропромышленном комплексе, в нефтегазовом секторе
- уметь применять полученные знания на практике для целей контроля и анализа, изыскания финансовых ресурсов для увеличения объемов работ (услуг), выявления резервов снижения их стоимости и повышения рентабельности
Результат обучения: знание и понимание
- знать специфические принципы, приемы и методы организации и ведения бухгалтерского учета и составлении отчетности хозяйствующими субъектами отраслей реального сектора экономики
- знать международные стандарты бухгалтерского учета, содержание учетной деятельности, приемы, методы, цели и способы ее осуществлении, возможности учета в решении предприятием управленческих задач в строительном производстве, в агропромышленном комплексе, в нефтегазовом секторе
- иметь четкое представление о месте и роли бухгалтерского учета в отраслях в системе хозяйственного учета, менеджмента, финансов
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- обладать практическими навыками в области организации учета, документального оформления, составления корреспонденции счетов, калькулирования себестоимости продукции строительства, сельского хозяйства, нефтегазовых предприятий, принятия оптимальных управленческих решений для достижения целей предприятий
Результат обучения: формирование суждений
- уметь применять полученные знания на практике для целей контроля и анализа, изыскания финансовых ресурсов для увеличения объемов работ (услуг), выявления резервов снижения их стоимости и повышения рентабельности
Результат обучения: коммуникативные способности
- использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии в учетном процессе и при проведении аудиторских проверок, а также уметь организовать деятельность малой группы, созданной для разработки учетно-аналитического обеспечения конкретного экономического проекта
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- владеть навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности или продолжения образования в докторантуре
*TeachingMethods(zh-CN)*
технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Организация обучения по методу проектов ставит перед преподавателем задачу обеспечения включенности всех обучающихся в проблемную ситуацию и на каждом занятии. То есть задачу создавать про-блемно-ориентированный сценарий содержания занятия, предъявляя информацию для поис-ка решения проблемной ситуации в структурированном и систематизированном виде. При этом вид проблематизации и уровень сложности проблемно-ориентированного сценария может быть разный: - первый уровень - преподаватель излагает учебный материал, вычленяя проблемную ситуацию какого-то вида (выбор, неопределенность, конфликт, неожиданность, предположение, опровержение, несоответствие) и показывая пути её разрешения; - второй уровень - преподаватель создает проблемную ситуацию, а обучаемые вместе с ним включа-ются в её разрешение; - третий уровень - преподаватель создает проблемную ситуацию, а обучаемые разрешают ее самостоятельно; - четвертый уровень - преподаватель сообщает неупорядоченные исходные данные, на основе которых обучаемые самостоятельно форми-руют проблему и находят способы ее разрешения. Обучение по методу проектов строится как процесс поиска решения какой-то проблемы (теоретической или практической) через постановку нескольких конкретных, логически связанных между собой по содержанию задач. При этом тематика проектов формулируется в рамках утвержденной учебной программы по дисциплине. Проект выполняется в течение определенного отрезка времени и с различным составом обучающихся (индивидуальное, парное, групповое обучение).
информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения
коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем)
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| *Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
|---|---|---|
| 1 *Rating(zh-CN)* | Устный опрос | 0-100 |
| Рубежное тестирование | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| 2 *Rating(zh-CN)* | Устный опрос | 0-100 |
| Устный опрос | ||
| Рубежное тестирование | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| Составление презентации | ||
| *TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
| *TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
| Различные виды работ, в зависимости от вида задания оцениваются от 15 до 30 баллов. При этом, независимо от количества баллов, при их выставлении в оценивании используется 100-% шкала в соответствии со следующими критериями | оценка в 90-100% выставляется при отличном выполнении работ, то есть при наличии полных (с детальными пояснениями и культурой выкладок), оригинальных и правильных ответов и высококачественного оформления работы, а также при полном развернутом верном ответе на вопросы по содержанию курса | оценка в 70-80-89% выставляется при наличии верных и правильных ответов на вопросы по содержанию курса, при грамотном выполнении контрольных работ, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных выкладок или пояснений, качественного оформления | оценка в 60-69% выставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы по содержанию курса и при выполнении контрольных работ или при наличии замечаний к самостоятельной работе непринципиального характера (описки, случайные ошибки арифметического характера, грамматические ошибки); • оценка в 50-59% выставляется в случаях, когда в ответах и в контрольных работах имеются неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании вопросов и требующие дополнительного обращения к тематическим материалам | оценка в 40-49% выставляется при наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике; • оценка в 30-39% выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 20-29% выставляется при полном отсутствии положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 0-19% выставляется в случаях, когда небрежные записи, неправильные ответы, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и предмету в целом |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Бухгалтерский учет в нефтегазовом секторе. МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов минеральных ресурсов» . Особенности учета и отчетности в нефтегазовом секторе. Общие положения по организации бухгалтерского учета на предприятиях нефтегазового сектора. Учет нефтегазовых активов. Признание доходов и расходов нефтегазового сектора. Учет затрат на бурение. Учет добычи. Учет транспортировки нефти и газа. Переработка нефти и газа, ее учет.
- Бухгалтерский учет в строительстве. Организационно-технические особенности строительного производства. Учет строительного производства. Договор на строительство. Классификация затрат и учет себестоимости на строительстве. Учет материальных ресурсов. Расходы на оплату труда. Учет брака продукции. Расходы по содержанию строительных машин и механизмов. Накладные расходы. Организация учета затрат. Учет затрат в подсобных и вспомогательных производствах. Особенности учета расчетов с субподрядными организациями. Порядок формирования финансовых результатов. Особенности учета строительства, осуществляемого хозяйственным способом. Отчетность в строительных организациях.
- Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. МСФО 41 «Сельское хозяйство». Особенности бухгалтерского учета, определяемые спецификой сельскохозяйственного производства. Особенности учета основных средств (биологических активов) и нематериальных активов в сельском хозяйстве. Учет затрат основного производства в сельском хозяйстве. Документальное оформление и учет выхода продукции растениеводства по культурам. Учет затрат и калькулирование выхода продукции растениеводства. Калькуляция себестоимости продукции растениеводства. Учет семян, кормов и других материалов. Учет животных на выращивании и откорме. Калькулирование себестоимости продукции животноводства Учет обязательного страхования имущества сельскохозяйственного предприятия. Отчетность в отрасли АПК.
Основная литература
- Кармокова, К. И. Бухгалтерский учет и налогообложение в строительстве : учебное пособие / К. И. Кармокова. — 3-е изд. — Москва : МИСИ-МГСУ, ЭБС АСВ, 2018. — 248 c. — ISBN 978-5-7264-1826-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/86294.html
- Смагина, М. Н. Учет затрат и калькулирование в отдельных отраслях экономики : учебное пособие / М. Н. Смагина, Н. В. Москаленко. — Тамбов : Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2024. — 121 c. — ISBN 978-5-8265-2830-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/148490.html
- Никорюкин, А. В. Учет затрат и калькулирование в отраслях производственной сферы : учебно-методическое пособие (сборник задач) / А. В. Никорюкин, О. Е. Ваганова. — Саратов : Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина, ЭБС АСВ, 2024. — 209 c. — ISBN 978 -5-7433-3599-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/145558.html
- Голубева, С. С. Бухгалтерский учет : учебник / С. С. Голубева, М. В. Голубниченко. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2023. — 201 c. — ISBN 978-5-4497-2378-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/134005.html
- Мелехина, Т. И. Бухгалтерский учет и налогообложение. Отраслевые особенности в здравоохранении : монография / Т. И. Мелехина. — Москва : Московский гуманитарный университет, 2016. — 210 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/74695.html
- Спиридонов, С. П. Управленческий анализ в отраслях : учебное пособие для бакалавров, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика» / С. П. Спиридонов. — Тамбов : Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2013. — 104 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/64607.html
- Богачева, И. В. Бухгалтерский учет в отраслях : учебное пособие / И. В. Богачева, Е. С. Соколова. — Москва : Евразийский открытый институт, 2012. — 87 c. — ISBN 978-5-374-00558-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/14653.html
- Ваганова, О. Е. Автоматизация бухгалтерского и налогового учета в строительстве и промышленности : учебно-методическое пособие / О. Е. Ваганова, О. Н. Прянишникова, С. В. Ключников. — Саратов : Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина, ЭБС АСВ, 2024. — 191 c. — ISBN 978-5-7433-3512-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/145554.html
Дополнительная литература
- Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года №234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.06.2024 г.)
- Международные стандарты финансовой отчетности в редакции 2025 года.
- Назарова В.Л. Бухгалтерский учет в отраслях - Алматы: Экономика, 2014 г. – 426с.
- Дузбанова Б.М. Учет в строительстве. Практ. Пособие. – Алматы: ТОО «Центральный Дом Бухгалтера», 2012. – 48 с.
- Кеулимжаев К.К., Кудайбергенов Н.А. Бухгалтерский учет в строительстве: Учебное пособие. – Алматы: Экономика, 2010. – 310 с.
- Золотарева Г. А. Отраслевой бухгалтерский учет: Учебное пособие / Г. А. Золотарева, И. В. Подопригора. — Томск: ТУСУР, 2018. — 142 с.
- Нурсеитов Э.О., Нурсеитов Д.Э. Бухгалтерский учет в организациях. Учебное пособие.- Алматы: LEM, 2017. - 432 c.