Учет и отчетность в отраслях реального сектора экономики в соответствии с МСФО

Козлова Марина Васильевна

Портфолио преподавателя

Описание: Курс раскрывает основные вопросы теории и практики организации бухгалтерского учета на предприятиях реального сектора экономики, исходя из технологии и организации производства, степени специализации, структуры управления. Дисциплина вырабатывает практические навыки в области организации учета, документального оформления, составлении корреспонденции счетов, калькулировании себестоимости продукции строительства, сельского хозяйства, нефтегазовых предприятий, принятии оптимальных управленческих решений.

Количество кредитов: 6

Пререквизиты:

  • Углубленный управленческий учет

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 90
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по организации бухгалтерского учета на предприятиях отраслей реального сектора экономики с учетом требований МСФО, в целях эффективного управления предприятием, оперативного контроля и оценки результатов его работы, планирования и координации развития предприятия.
Задача
  • иметь четкое представление о месте и роли бухгалтерского учета в отраслях в системе хозяйственного учета, менеджмента, финансов
  • знать специфические принципы, приемы и методы организации и ведения бухгалтерского учета и составлении отчетности хозяйствующими субъектами отраслей реального сектора экономики
  • знать международные стандарты бухучета, содержание учетной деятельности, приемы, методы, цели и способы ее осуществлении, возможности учета в решении предприятием управленческих задач в строительном производстве, в агропромышленном комплексе, в нефтегазовом секторе
  • уметь применять полученные знания на практике для целей контроля и анализа, изыскания финансовых ресурсов для увеличения объемов работ (услуг), выявления резервов снижения их стоимости и повышения рентабельности
Результат обучения: знание и понимание
  • знать специфические принципы, приемы и методы организации и ведения бухгалтерского учета и составлении отчетности хозяйствующими субъектами отраслей реального сектора экономики
  • знать международные стандарты бухгалтерского учета, содержание учетной деятельности, приемы, методы, цели и способы ее осуществлении, возможности учета в решении предприятием управленческих задач в строительном производстве, в агропромышленном комплексе, в нефтегазовом секторе
  • иметь четкое представление о месте и роли бухгалтерского учета в отраслях в системе хозяйственного учета, менеджмента, финансов
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • обладать практическими навыками в области организации учета, документального оформления, составления корреспонденции счетов, калькулирования себестоимости продукции строительства, сельского хозяйства, нефтегазовых предприятий, принятия оптимальных управленческих решений для достижения целей предприятий
Результат обучения: формирование суждений
  • уметь применять полученные знания на практике для целей контроля и анализа, изыскания финансовых ресурсов для увеличения объемов работ (услуг), выявления резервов снижения их стоимости и повышения рентабельности
Результат обучения: коммуникативные способности
  • использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии в учетном процессе и при проведении аудиторских проверок, а также уметь организовать деятельность малой группы, созданной для разработки учетно-аналитического обеспечения конкретного экономического проекта
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • владеть навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности или продолжения образования в докторантуре
Методы преподавания

технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Организация обучения по методу проектов ставит перед преподавателем задачу обеспечения включенности всех обучающихся в проблемную ситуацию и на каждом занятии. То есть задачу создавать про-блемно-ориентированный сценарий содержания занятия, предъявляя информацию для поис-ка решения проблемной ситуации в структурированном и систематизированном виде. При этом вид проблематизации и уровень сложности проблемно-ориентированного сценария может быть разный: - первый уровень - преподаватель излагает учебный материал, вычленяя проблемную ситуацию какого-то вида (выбор, неопределенность, конфликт, неожиданность, предположение, опровержение, несоответствие) и показывая пути её разрешения; - второй уровень - преподаватель создает проблемную ситуацию, а обучаемые вместе с ним включа-ются в её разрешение; - третий уровень - преподаватель создает проблемную ситуацию, а обучаемые разрешают ее самостоятельно; - четвертый уровень - преподаватель сообщает неупорядоченные исходные данные, на основе которых обучаемые самостоятельно форми-руют проблему и находят способы ее разрешения. Обучение по методу проектов строится как процесс поиска решения какой-то проблемы (теоретической или практической) через постановку нескольких конкретных, логически связанных между собой по содержанию задач. При этом тематика проектов формулируется в рамках утвержденной учебной программы по дисциплине. Проект выполняется в течение определенного отрезка времени и с различным составом обучающихся (индивидуальное, парное, групповое обучение).

информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения

коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем)

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Устный опрос 0-100
Рубежное тестирование
Разбор практических ситуаций
Разбор практических ситуаций
2  рейтинг Устный опрос 0-100
Устный опрос
Рубежное тестирование
Разбор практических ситуаций
Разбор практических ситуаций
Разбор практических ситуаций
Составление презентации
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Различные виды работ, в зависимости от вида задания оцениваются от 15 до 30 баллов. При этом, независимо от количества баллов, при их выставлении в оценивании используется 100-% шкала в соответствии со следующими критериями оценка в 90-100% выставляется при отличном выполнении работ, то есть при наличии полных (с детальными пояснениями и культурой выкладок), оригинальных и правильных ответов и высококачественного оформления работы, а также при полном развернутом верном ответе на вопросы по содержанию курса оценка в 70-80-89% выставляется при наличии верных и правильных ответов на вопросы по содержанию курса, при грамотном выполнении контрольных работ, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных выкладок или пояснений, качественного оформления оценка в 60-69% выставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы по содержанию курса и при выполнении контрольных работ или при наличии замечаний к самостоятельной работе непринципиального характера (описки, случайные ошибки арифметического характера, грамматические ошибки); • оценка в 50-59% выставляется в случаях, когда в ответах и в контрольных работах имеются неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании вопросов и требующие дополнительного обращения к тематическим материалам оценка в 40-49% выставляется при наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике; • оценка в 30-39% выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 20-29% выставляется при полном отсутствии положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 0-19% выставляется в случаях, когда небрежные записи, неправильные ответы, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и предмету в целом
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Бухгалтерский учет в нефтегазовом секторе
  • Бухгалтерский учет в строительстве
  • Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве
Основная литература
  • Кармокова, К. И. Бухгалтерский учет и налогообложение в строительстве : учебное пособие / К. И. Кармокова. — 3-е изд. — Москва : МИСИ-МГСУ, ЭБС АСВ, 2018. — 248 c. — ISBN 978-5-7264-1826-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/86294.html
  • Смагина, М. Н. Учет затрат и калькулирование в отдельных отраслях экономики : учебное пособие / М. Н. Смагина, Н. В. Москаленко. — Тамбов : Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2024. — 121 c. — ISBN 978-5-8265-2830-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/148490.html
  • Никорюкин, А. В. Учет затрат и калькулирование в отраслях производственной сферы : учебно-методическое пособие (сборник задач) / А. В. Никорюкин, О. Е. Ваганова. — Саратов : Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина, ЭБС АСВ, 2024. — 209 c. — ISBN 978 -5-7433-3599-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/145558.html
  • Голубева, С. С. Бухгалтерский учет : учебник / С. С. Голубева, М. В. Голубниченко. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2023. — 201 c. — ISBN 978-5-4497-2378-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/134005.html
  • Мелехина, Т. И. Бухгалтерский учет и налогообложение. Отраслевые особенности в здравоохранении : монография / Т. И. Мелехина. — Москва : Московский гуманитарный университет, 2016. — 210 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/74695.html
  • Спиридонов, С. П. Управленческий анализ в отраслях : учебное пособие для бакалавров, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика» / С. П. Спиридонов. — Тамбов : Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2013. — 104 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/64607.html
  • Богачева, И. В. Бухгалтерский учет в отраслях : учебное пособие / И. В. Богачева, Е. С. Соколова. — Москва : Евразийский открытый институт, 2012. — 87 c. — ISBN 978-5-374-00558-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/14653.html
  • Ваганова, О. Е. Автоматизация бухгалтерского и налогового учета в строительстве и промышленности : учебно-методическое пособие / О. Е. Ваганова, О. Н. Прянишникова, С. В. Ключников. — Саратов : Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина, ЭБС АСВ, 2024. — 191 c. — ISBN 978-5-7433-3512-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/145554.html
Дополнительная литература
  • Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года №234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.06.2024 г.)
  • Международные стандарты финансовой отчетности в редакции 2025 года.
  • Назарова В.Л. Бухгалтерский учет в отраслях - Алматы: Экономика, 2014 г. – 426с.
  • Дузбанова Б.М. Учет в строительстве. Практ. Пособие. – Алматы: ТОО «Центральный Дом Бухгалтера», 2012. – 48 с.
  • Кеулимжаев К.К., Кудайбергенов Н.А. Бухгалтерский учет в строительстве: Учебное пособие. – Алматы: Экономика, 2010. – 310 с.
  • Золотарева Г. А. Отраслевой бухгалтерский учет: Учебное пособие / Г. А. Золотарева, И. В. Подопригора. — Томск: ТУСУР, 2018. — 142 с.
  • Нурсеитов Э.О., Нурсеитов Д.Э. Бухгалтерский учет в организациях. Учебное пособие.- Алматы: LEM, 2017. - 432 c.