Технологии финансового анализа

Куур Ольга Вячеславовна

Портфолио преподавателя

Описание: Курс знакомит с развитием методических и практических подходов к анализу и организации финансово-хозяйственной деятельности, с оценкой возможностей его использования при принятии управленческих решений по совершенствованию, развитию и повышению эффективности функционирования предприятий. Курс раскрывает возможности анализа как инструмента эффективного управления, необходимого разным группам пользователей при принятии управленческих решений и разработке планов.

Количество кредитов: 6

Пререквизиты:

  • Финансы

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 90
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Целью изучения дисциплины является приобретение магистрантами необходимых компетенций в области оценки финансового состояния предприятия и навыков применения результатов финансового анализа для принятия управленческих решений
Задача
  • изучить сущность и специфику проведения анализа финансовой отчетности
  • изучить технологии оценки финансового состояния организации;
  • изучить технологию проведения различных видов анализа финансовой деятельности: анализа ликвидности, финансовой устойчивости, деловой и рыночной активности
  • ознакомиться с методологическими технологиями прогнозирования финансового состояния организации
Результат обучения: знание и понимание
  • содержания финансовой отчетности и ее роли в финансовом анализе;
  • сущности основных понятий, используемых при проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • технологий анализа финансовой отчетности;
  • аналитических процедур, сопутствующих проведению анализа финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности предприятия;
  • анализа финансовых результатов.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • умение выполнять расчеты, сопутствующие использованию различных технологий финансового анализа;
  • способность давать экономическую интерпретацию полученных в ходе финансового анализа результатов и использовать их для выработки мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния предприятия;
  • способность анализировать и оценивать бизнес с точки зрения его эффективности и финансовой устойчивости;
  • способность осуществлять анализ с точки зрения участников бизнеса.
Результат обучения: формирование суждений
  • Понимание логики анализа финансовой отчетности организации и способность адекватно оценить результаты финансового анализа и сформулировать выводы и рекомендации для повышения эффективности работы хозяйствующего субъекта
Результат обучения: коммуникативные способности
  • свободное владение иностранными языками на профессиональном уровне, позволяющее проводить научные исследования и осуществлять преподавание дисциплины " Технологии финансового анализа " в вузе;
  • наличие навыков профессионального общения, правильного и логичного оформления своих мыслей в устной и письменной форме способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии в учетном процессе и при проведении аудиторских проверок
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • умение проводить информационно-аналитическую и информационно-библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
  • наличие навыков расширения и углубления знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в докторантуре
Методы преподавания

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);

построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;

информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);

поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность обучающихся в процессе обучения);

решение учебных задач.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Решение задач по теме 0-100
Решение задач по теме
Решение задач по теме
Решение задач по теме
Тестирование
2  рейтинг Решение задач по теме 0-100
Решение задач по теме
Решение задач по теме
Решение задач по теме
Тестирование
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Устный опрос присваивается студенту, который полностью и правильно ответил на вопросы семинара присваивается студенту, который полностью ответил на вопросы семинара, допустил некоторые неточности. Студент не смог ответить на уточняющие, дополнительные вопросы студент допустил ошибки и неточности при ответах на семинарские вопросы, показал, что не умеет логически построить материал ответ присваивается студенту, если он не отвечает на вопросы семинара; дает неправильные ответы на все вопросы с конкретными ошибками; если не можете ответить на дополнительные и уточняющие вопросы
Работа на практических занятиях, решение задач выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов
Рубежный тест
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Содержание финансового анализа и его и место в системе финансового управления
  • Информационная база финансового анализа
  • Методология финансового анализа
  • Анализ неудовлетворительной структуры баланса
  • Фундаментальная оценка финансового состояния предприятия
  • Методология анализа с точки зрения менеджмента
  • Анализ в интересах собственников бизнеса
  • Методология анализа в интересах кредиторов
  • Анализ денежных потоков с учетом фактора времени
  • Рейтинговый анализ
  • Анализ различных вариантов финансирования
  • CVP-анализ
  • Анализ в контексте антикризисного управления
Основная литература
  • Техника финансового анализа в контексте антикризисного управления предприятием: Учебное пособие/ О.В.Куур, Р.А. Костырко. - Усть-Каменогорск, ВКГТУ, 2019. – 170 с.
  • Успенская И.Н. Финансовый анализ : учебное пособие / Успенская И.Н., Русин Н.М.. — Москва : Московский гуманитарный университет, 2017. — 248 c. — ISBN 978-5-906912-96-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/74747.html (дата обращения: 13.09.2024).
  • Соколова А.А. Финансовый анализ (продвинутый уровень) : практикум / Соколова А.А.. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 152 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/66126.html
  • Якимова В.А. Учет и анализ (финансовый учет, управленческий учет, финансовый анализ / Якимова В.А.. — Благовещенск : Амурский государственный университет, 2018. — 258 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/103928.html (дата обращения: 13.09.2024).
  • Финансовый анализ : учебное пособие / Б. С. Утибаев, Р. М. Жунусова, Г. Б. Утибаева, А. К. Байдаков ; под редакцией Б. С. Утибаева. — Астана : Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, 2016. — 329 c. — ISBN 978-9965-570-89-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/127627.html
  • Селезнева, Н. Н. Финансовый анализ. Управление финансами : учебное пособие для вузов / Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова. — 2-е изд. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2023. — 639 c. — ISBN 978-5-238-01251-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт].
Дополнительная литература
  • Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234-III "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.09.2024 г.)
  • Национальные стандарты финансовой отчетности // www.minfin.kz
  • Международные стандарты финансовой отчетности // https://uchet.kz/standarts/msfo/index.php?SECTION_ID=7530