Наноразмерные дефекты в кристаллах

Баятанова Ляйла Болаткановна

Портфолио преподавателя

Описание: Изучаются основные разделы: структурная кристаллография; точечные дефекты; основные типы дислокаций и их свойства; дисклинации, границы зерен и субзерен; торможение дислокаций и упрочнение кристаллических материалов.

Количество кредитов: 6

Пререквизиты:

  • Электронно микроскопический анализ

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 15
Лабораторные работы 30
СРОП 30
СРО 90
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Изложение ключевых вопросов теории реальной (дефектной) структуры твердофазных соединений, формирование теоретических представлений о взаимосвязи строения и свойств веществ для последующего использования приобретенных знаний при исследовании возможности разработки материалов с заданным комплексом необходимых для практического использования свойств.
Задача
  • дать систематическое описание основ физики конденсированного состояния, включающее общие представления о структуре кристаллических и аморфных веществ; тензорных физических свойств монокристаллов; изложить учение о дефектах реальных кристаллов и их влияние на электронику проводников.
Результат обучения: знание и понимание
  • Освоением современных методов исследования дефектов кристаллических структур
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Ознакомление основными элементами кристаллографии и материаловедения; основы линейной и матричной алгебры, дифференциального и интегрального исчислений; основные понятия дефектов структуры и их типов; методы выращивания объемных кристаллов и эпитаксиальных полупроводниковых структур.
Результат обучения: формирование суждений
  • Способствует формированию у магистрантов целостного научного мировоззрения и физического мышления, умения применять физические законы, включая законы квантовой физики твердого тела, для анализа влияния дефектов решетки на явления переноса в конденсированных средах вообще и физики полупроводников в частности, конструктивных взглядов на решение научно–технических проблем современной полупроводниковой микро- и наноэлектроники.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • описывать структурные дефекты в кристаллических и аморфных веществ; применять тензорное исчисление для решения профессиональных задач; самостоятельно обрабатывать и анализировать экспериментальные результаты.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • пользоваться основными соотношениями кристаллографии для анализа структуры материалов
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (использование следующих активных форм обучения: исполнительная (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационные (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в учебном процессе).

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Коллоквиум 0-100
Индивидуальные задания
Рубежный контроль 1
2  рейтинг Коллоквиум 0-100
Индивидуальные задания
Рубежный контроль 2
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
Основная литература
  • 1. Кнотько А.В., Пресняков Е.А., Третьяков Ю.Д. Химия твердого тела. - Academa М, 2006. - 301 с. 2. Вест А. Химия твердого тела - т. 1,2 - М., Мир, 1988. - 554 с. 3. Павлов П.В., Хохлов А.Ф. Физика твердого тела - М., Высшая школа, 1999. - 491с. 4. Чеботин В.Н. Физическая химия твердого тела - М., Наука, 1982. -319 с. 5. Алесковский В.Б. Химия твердых веществ - М., Высшая школа,1978. - 256 с. 6. Моррисон С. Химическая физика поверхности твердого тела - М., 1980. - 488 с. 7. Хенней Н. Химия твердого тела - М., Мир, 1971. - 223 с. 8. Кнорре Д.Г. и др. Физическая химия - М., Высшая школа, 1990. - 415 с. 9. Жданов Г.С., Хунджда А.Г. Лекции по физике твердого тела - М., МГУ, 1988. - 231с. 10. Крегер Ф.Химия несовершенных кристалолов.- М. Мир. 1969. - 654 с. 11. Жуковский В.М., Петров А.Н. Введение в химию твердого тела. Уч. gособие. - Изд-во УрГУ, Свердловск, 1987. - 112 с. 12. Рао Ч.Н.Р., Гопалакришнан Дж. Новые направления в химии твердого тела. –«Наука», Новосибирск СО, 1990. - 519 с. 13. Петров А.Н., Черепанов В.А. «Кристаллохимия твердого состояния». Уч. пособие - Изд-во УрГУ, Свердловск, 1987. - 94 с.