Введение в теорию разностных схем

Аменова Фарида Сейткумаровна

Портфолио преподавателя

Описание: Содержание дисциплины охватывает изучение следующих вопросов: разностная аппроксимация простейших дифференциальных операторов, математические вопросы устойчивости, аппроксимации и сходимости. Применение теории разностных схем в решении задач газовой динамики, физики плазмы и экологии имеет важное прикладное значение в естествознании.

Количество кредитов: 6

Пререквизиты:

  • Математический анализ 2

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы
Лабораторные работы 30
СРОП 30
СРО 90
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Целью изучения дисциплины является получение обучающимися базовых знаний по теории разностных схем, а также расширение общематематического и общефизического кругозора, обеспечивающего высокий уровень компетенции в будущей профессиональной деятельности
Задача
  • Изучение основных понятий теории разностных схем, итерационных методов, применяемых для численной реализации разностных схем, а также получение базовых знаний по разностным схемам для обыкновенных дифференциальных уравнений.
Результат обучения: знание и понимание
  • знает и понимает основные определения и понятия изучаемого раздела математики: элементы теории разностных схем, разностные схемы для обыкновенных дифференциальных уравнений.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • применять полученные знания и умения в построении разностных схем для решения обыкновенных дифференциальных уравнений, строить итерационные методы, предназначенные для реализации разностных схем.
Результат обучения: формирование суждений
  • Умение на основе имеющихся знаний дисциплины делать выводы о возможных методах анализа и решения практических задач в специальной области;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Умение работать в коллективе для эффективного решения поставленных практических задач на основе знаний математических методов;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • способность ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
Методы преподавания

Проблемное обучение: Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Информационно-коммуникационные технологии: Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг выполнение обучающимся конспектов лекций и практических заданий 0-100
выполнение обучающимся конспектов лекций и практических заданий
выполнение обучающимся конспектов лекций и практических заданий
выполнение обучающимся конспектов лекций и практических заданий
2  рейтинг выполнение обучающимся конспектов лекций и практических заданий 0-100
выполнение обучающимся конспектов лекций и практических заданий
выполнение обучающимся конспектов лекций и практических заданий
выполнение обучающимся конспектов лекций и практических заданий
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Основные понятия теории разностных схем
  • Численные методы решения задачи Коши для обыкновенных дифференциальных уравнений
  • Численные методы решения задач математической физики
  • Математические вопросы разностных схем для уравнений параболического типа
  • Разностные схемы для уравнений параболического типа
  • Разностные схемы для уравнений гиперболического типа Разностные схемы для уравнения колебания струны
  • Разностные схемы для уравнений эллиптического типа
  • Разностная задача Дирихле в прямоугольнике
Основная литература
  • Самарский А.А. Введение в теорию разностных схем. – М.: Наука, 1971. – 553 с.
  • Самарский А.А. Теория разностных схем. – М.: Наука, 1983. – 616 с.
  • Годунов С.К., Рябенький В.С. Разностные схемы. – М.: Наука, 1973. – 439с.
  • Самарский А.А., Гулин А.В. Устойчивость разностных схем. – М.: Наука, 1973. – 415 с.
  • Самарский А.А., Николаев Е.С. Методы решения сеточных уравнений. – М.: Наука, 1978. – 592 с.
  • Самарский А.А., Гулин А.В. Численные методы математической физики. – М.: Научный мир, 2000. – 315с.
  • Меркулова Н.Н., Михайлов М.Д. Разностные схемы для обыкновенных дифференциальных уравнений.-Томск, 2014. - 122с.
  • Ворожцов Е.В. Сборник задач по теории разностных схем. – Новосибирск, 2000. - 43с.
Дополнительная литература
  • Яненко Н.Н. Введение в разностные методы математической физики. – Новосибирск: Изд. НГУ, 1968. – Ч. I - II. – 388 с.
  • Меркулова Н.Н., Михайлов М.Д. Методы приближенных вычислений. –Томск. 2011. - 183 с.
  • Белоцерковский О.М. Численное моделирование в механике сплошных сред.-М.,Наука, 1984.-520 с. 5. Бояркин Д.И., Панюшкина Е.Н. Разностные схемы для задачи Коши модельного уравнения переноса. – Саранск: Издательство СВМО, 2017.-68с.
  • Вабищевич П.Н.Численные методы: Вычислительный практикум. — М.: Книжный дом, 2010. - 320 с.
  • Пасконов В.М., Полежаев В.И., Чудов Л.А. Численное моделирование процессов тепло-массообмена. - М.: Наука. 1984, 1984-286 с.
  • Патанкар С. Численные методы решения задач теплообмена и динамики жидкости. - М.: Энергоатомиздат, 1984. - 152 с.
  • Киреев В.И., Пантелеев А.В. Численные методы в примерах и задачах: Учебное пособие. – М.: Высш. шк, 2006. – 480 с.
  • Заусаев А.Ф. Разностные методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений. – Самара, 2010. – 100 с.
  • Самарский А.А., Попов Ю.П. Разностные методы решения задач газовой динамики. – М.: Наука, 1992. – 423с.