Анализ, теория численности и приближения

Мукашева Роза Урумкановна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Во многих реальных задачах невозможно получить точные аналитические решения, например, при моделировании сложных физических, биологических или экономических систем. Численные методы и приближенные решения позволяют справляться с задачами, которые иначе были бы неразрешимы. Теория численности помогает анализировать устойчивость и сходимость численных методов. Важно знать, как ошибки накапливаются и как их можно минимизировать. Многие реальные системы можно описать с помощью математических моделей, которые сложно анализировать напрямую. Теория приближений позволяет найти упрощенные версии таких моделей, которые дают достаточно точные результаты, сохраняя основные характеристики. Исходя из этого рассматриваются вопросы аппроксимации и интерполирования функций и с их помощью решения прикладных задач

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Математический анализ 2

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)*

零件: Вузовский компонент

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • Целью данной дисциплины является развитие у обучающихся теоретических и практических навыков в области численных методов и теории приближений, необходимых для решения сложных математических задач, которые не имеют аналитических решений. Это включает обучение эффективным подходам для разработки алгоритмов, анализа их сходимости, устойчивости и точности, а также применению методов для моделирования реальных процессов в различных областях науки и техники.
Задача
  • Освоение методов аппроксимации и интерполирования функций, численного интегрирования и дифференцирования.
  • Овладение основами программирования численных алгоритмов с использованием современных программных пакетов и языков (например, Python, MATLAB, C++).
  • Применение вычислительных методов для решения задач в различных предметных областях.
Результат обучения: знание и понимание
  • владение фундаментальными разделами математики, необходимыми для решения научно-исследовательских и практических задач в профессиональной области
  • оперировать современными образовательными и информационными технологиями;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Применение математических методов, необходимых для анализа теоретических, прикладных задач и разработки решений
Результат обучения: формирование суждений
  • Представлять математические идеи в письменной форме, в форме представления, демонстрируя свои способности в критическом анализе и количественном обосновании глобальных проблем
Результат обучения: коммуникативные способности
  • владение навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях;
  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации
  • работать в составе научно-исследовательского и производственного коллектива и решать задачи профессиональной деятельности.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • способность самостоятельно изучать новые научные публикации по математическому моделированию и смежным разделам математики.
*TeachingMethods(zh-CN)*

Проблемное обучение: создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности;

Информационно-коммуникационные технологии: изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Интерполяционные многочлены Лагранжа и Ньютона 0-100
Интерполяция сплайнами. Тригонометрическая интерполяция.
2  *Rating(zh-CN)* Метод наименьших квадратов. 0-100
Численное дифференцирование и интегрирование
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Работа на практических занятиях и выполнение самостоятельной паботы выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Численные методы теории приближений. Общая постановка задачи и классификация методов.
  • Полиномиальное интерполирование. Оценка погрешности интерполирования
  • Интерполяционный многочлен Лагранжа. Конечные разности. Разделенные разности
  • Интерполяционный многочлен Ньютона. Интерполяционный многочлен Ньютона на неравномерной сетке
  • Интерполяция сплайнами
  • Интерполяционный кубический сплайн
  • Интерполяция методом наименьших квадратов. Постановка задачи. Метод наименьших квадратов. Методика решения задачи сглаживания
  • Аппроксимация функции полиномами Чебышева
  • Тригонометрическая интерполяция. Дискретное преобразование Фурье
  • Численное дифференцирование
  • Численное интегрирование. Общие интерполяционные квадратурные формулы
  • Простейшие квадратурные формулы. Формула прямоугольника
  • Формула трапеции. Формула Симпсона. Методика вычисления интеграла с заданной точностью
  • Наилучшие приближения в линейном нормированном пространстве
  • Наилучшее приближение в гильбертовом пространстве и вопросы, возникающие при его практическом построении
Основная литература
  • Демидович Б. П., Марон И. А., Шувалова Э. З. Численные методы анализа. Приближение функций, дифференциальные и интегральные уравнения Изд-во "Лань", 2022. -400 с
  • Даугавет И. К. Д21. Теория приближенных методов. Линейные уравнения. —. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: БХВ-Петербург, 2006. — 288 с.: ил. ISBN 5-94157-737-0.
  • Даугавет И.К. Введение в теорию приближения функций. Учебное пособие. Л., Изд-во Ленинrр. ун-та, 1977. 184 с.
  • Гулевич Д.Р., Залипаев В.В., Численные методы в физике и технике– СПб:Университет ИТМО, 2020. – 211 с.
  • Численные методы / Н. С. Бахвалов, Н. П. Жидков, Г. М. Кобельков.-7-е изд.-М. : БИНОМ. Лаборатория знаний,2011.-636 с.
  • Марчук Г. И. Методы вычислительной математики. М.: Наука, 1989
  • Бахвалов Н.С., Лапин А. В., Чижонков Е. В. Численные методы в задачах и упражнениях. М.: Высшая школа, 2000.