Анализ и теория асимптотического приближения

Мукашева Роза Урумкановна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина "Анализ и теория асимптотического приближения" изучает методы приближённого анализа решений сложных математических задач, особенно дифференциальных уравнений, с помощью асимптотических методов. В центре внимания – исследование поведения решений при наличии малых параметров и предельных переходов. Основные техники включают разложения решений в асимптотические ряды, а также методы решения уравнений с регулярными и сингулярными возмущениями. Дисциплина важна для решения задач в физике, механике и инженерии, где точные решения зачастую недоступны.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Математический анализ 2

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • изучение методов приближённого анализа сложных математических задач, в частности дифференциальных уравнений, при наличии малых параметров и исследование асимптотического поведения решений. Это позволяет эффективно решать задачи, для которых точные решения либо неизвестны, либо слишком сложны для вычисления.
Задача
  • Изучить основные понятия и методы асимптотического анализа, такие как символы Ландау, асимптотические последовательности и ряды;
  • Освоить методы разложения решений дифференциальных уравнений по степеням малого параметра, включая метод степенных рядов;
  • Проанализировать особенности решений дифференциальных уравнений с малым параметром, как для регулярно, так и для сингулярно возмущённых уравнений;
  • Овладеть методами приближённого решения задач с помощью асимптотических методов, таких как метод пограничных функций для уравнений второго порядка;
  • Развить навыки применения асимптотических методов к практическим задачам в математике, физике и инженерии.
Результат обучения: знание и понимание
  • Обучающийся приобретает глубокие знания об основных понятиях и методах асимптотического анализа, включая теорию малых параметров, асимптотические разложения и методы решения дифференциальных уравнений. Понимает принципы построения приближённых решений и особенности поведения систем при предельных переходах.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Обучающийся способен применять методы асимптотического анализа для решения практических задач в математике, физике и инженерии. Использует асимптотические разложения и методы пограничных функций для приближённых решений сложных дифференциальных уравнений, включая системы с малым параметром.
Результат обучения: формирование суждений
  • Обучающийся умеет анализировать и оценивать применимость различных асимптотических методов для решения конкретных задач. Формирует обоснованные суждения о выборе подходящих методов для нахождения приближённых решений в зависимости от особенностей задачи.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Обучающийся способен чётко и логично излагать результаты проведённого анализа, как в письменной, так и в устной форме. Умеет представлять математические идеи и методы коллегам и преподавателям, участвовать в обсуждениях, обмениваться знаниями и работать в группах.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Обучающийся развивает способности к самостоятельному изучению новых математических методов и теорий. Умеет эффективно использовать учебные материалы, решать задачи различной сложности и продолжать обучение на основе уже полученных знаний, совершенствуя свои навыки анализа и решения задач.
Методы преподавания

Электронное обучение (e-learning): использование онлайн-платформ для доступа к образовательным ресурсам, таким как лекции, учебники, тесты и видеоуроки. Примеры: Moodle, Coursera, EdX.

Мобильное обучение (m-learning): обучение с использованием мобильных устройств, таких как смартфоны и планшеты. Это позволяет учащимся получать доступ к материалам в любое время и в любом месте.

Обучение через социальные сети и совместные платформы: использование социальных сетей, блогов, вики и других платформ для совместного обучения, обмена знаниями и взаимодействия с другими обучающимися и преподавателями

интерактивные технологии (с активными формами обучения: контролируемая беседа; модерация; мозговой штурм; мотивационная речь);

самостоятельная исследовательская работа студентов во время учебного процесса;

решение практических задач.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Самостоятельная работа по теме "Асимптотические последовательности. Асимптотические ряды" 0-100
Самостоятельная работа по теме "Дифференцируемость решений по параметру. "
Самостоятельная работа по теме "Метод степенных рядов. "
2  рейтинг Самостоятельная работа по теме "Метод степенных рядов." 0-100
Самостоятельная работа по теме "Дифференциальные уравнения 1-го порядка, сингулярно зависящие от малого параметра"
Самостоятельная работа по теме "Дифференциальные уравнения 2-го порядка, сингулярно зависящие от малого параметра"
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Работа на практических занятиях выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Основные понятия асимптотического анализа
  • Асимптотические последовательности
  • Принцип максимума
  • Дифференцируемость решений по параметру
  • Асимптотические методы решения дифференциальных уравнений
  • Разложения решения по степеням малого параметра
  • Асимптотический анализ решений дифференциальных уравнения с малым параметром
  • Дифференциальные уравнения, регулярно зависящие от малого параметра
  • Дифференциальные уравнения 1-го порядка, сингулярно зависящие от малого параметра
  • Дифференциальные уравнения 2-го порядка, сингулярно зависящие от малого параметра
  • Метод пограничных функций построения асимптотических разложений для уравнения 2-го порядка
  • Основные понятия
  • Асимптотические последовательности и асимптотические ряды
  • 14
  • Решение уравнений в вырожденном случае
Основная литература
  • Шалаумов В.А. Асимптотические методы в анализе / В.А. Шалаумов. – Кемерово: Изд-во КемГУ, 2012. – 88 с. Ильин А.М., Данилов А.Р.
  • Копачевский Н.Д., Смолич В.П. Введение в асимптотические методы: Специальный курс лекций. – Симферополь: ТНУ, 2009 – 52 с.
  • Ильин А. М., Данилин А. Р. Асимптотические методы в анализе. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2009. - 248 с. - ISBN 978-5-9221-1056-3.
  • Олвер, Ф. Введение в асимптотические методы и специальные функции / Ф. Олвер. – М.: Наука, 1978.
  • Федорюк М.В. Асимптотика, интегралы и ряды / М.В. Федорюк. – М.: Наука, 1987. – 544с.
  • Брейн, Николас Говард де. Асимптотические методы в анализе [Текст] / Перевод с англ. М. А. Евграфова. - Москва : Изд-во иностр. лит., 1961. - 247 с.