Инфраструктура информационных систем
内容描述: Рассматриваются вопросы управления и развития ИТ-инфраструктуры организации. Изучаются стандарты и методы проектирования и разработки ИТ-процессов, а также принципы формирования стратегии развития информационных систем. Особое внимание уделяется организации процессов проектирования, развития и сопровождения ИТ-инфраструктуры с учётом современных требований к надёжности, масштабируемости и безопасности.
贷款数: 5
Пререквизиты:
- Современные среды и языки программирования
- Анализ и моделирование информационных процессов
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | 30 |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 75 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | Письменный экзамен |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Базовые дисциплины
Цель
- Ознакомление обучающихся с теоретическими знаниями в области технологий проектирования и обеспечения жизненного цикла программных систем, а также приобретение практических навыков использования современных технологий, ориентированных на моделирование бизнес-процессов и проектирование программных систем средствами CASE-технологий
Задача
- Сформировать у обучающихся систему знаний в области программной инженерии и программирования.
- Ознакомить обучающихся с теоретическими основами моделирования бизнес-процессов, с методологиями проектирования и разработки программных продуктов и набором инструментальных средств, обеспечивающих их жизненный цикл.
- Выработать навыки применения CASE-средств структурного и объектно-ориентированного моделирования и проектирования программных средств.
Результат обучения: знание и понимание
- Знать и понимать основные модели жизненного цикла программного обеспечения и теоретические основы методологии его проектирования, принципы классификации современных инструментальных средств разработки программных продуктов, а также подходы к моделированию, анализу и реструктуризации бизнес-процессов и информационных систем.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Применять на практике знания о CASE-средствах, реализующих методологии функционального моделирования (IDEF0), событийного моделирования (IDEF3), моделирования потоков данных (DFD), семантического моделирования данных (IDEF1X), а также объектно-ориентированного моделирования программного обеспечения с использованием UML.
Результат обучения: формирование суждений
- Формировать суждения: о выборе модели жизненного цикла для конкретного проекта и управлении рисками проекта; по вопросам совершенствования программного обеспечения в рамках корпоративных информационных систем и крупных государственных проектов (от модели AS-IS к модели TO-BE); о значении и последствиях своей профессиональной деятельности с учётом социальных, профессиональных и этических позиций.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Развивать коммуникативные способности, в том числе владение минимум одним иностранным языком для работы с открытыми ресурсами интернет, международными стандартами и технической документацией CASE и навыки межличностной и групповой коммуникации для делового взаимодействия в рамках ИТ проектов и других видов деятельности.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Развивать навыки обучения, способствующие профессиональному и личностному развитию, повышению квалификации в области международных стандартов программной инженерии и самостоятельному приобретению и использованию в практической деятельности новых знаний и умений работы с инструментальными CASE-средствами, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.
*TeachingMethods(zh-CN)*
интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь)
информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием различных операционных систем и профессиональных пакетов прикладных программ)
поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения).
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Лабораторная работа 1 | 0-100 |
Лабораторная работа 2 | ||
Лабораторная работа 3 | ||
Рубежный контроль 1 | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Лабораторная работа 4 | 0-100 |
Лабораторная работа 5 | ||
Лабораторная работа 6 | ||
Рубежный контроль 2 | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Собеседование по контрольным вопросам | демонстрирует сиcтемные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
Работа на лабораторных занятиях | выполняет лабораторную работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; без ошибок приводит решение всех заданий. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ примерами; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом; выполняет в полном объеме индивидуальное задание на защиту лабораторной работы, выданное преподавателем. | выполняет требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета; в выполненных заданиях присутствуют незначительные ошибки. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без использования связей с ранее изученным; допущены незначительные ошибки и недочеты, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя; при выполнении индивидуального задания на защиту лабораторной работы допускает незначительные ошибки. | выполняет работу не полностью, но не менее 50% объема лабораторной работы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; при выполнении индивидуального задания на защиту лабораторной работы допускает ошибки. | выполняет работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущено больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов; не может выполнить индивидуальное задание на защиту лабораторной работы, выданное преподавателем. |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение в дисциплину и развитие инструментальных средств в инженерии ПО Основные понятия, цели и задачи инструментальных средств разработки. Этапы становления программной инженерии. Классификация современных средств поддержки жизненного цикла ПО.
- Методологические основы проектирования программных систем Обзор современных методологий и стандартов проектирования. Роль SWEBOK в систематизации знаний. Эволюция инструментальных подходов к созданию ПО.
- Проектирование программных систем как управляемый процесс ПО как сложная система. Жизненный цикл и организационная структура процессов. Модели ISO/IEC и их применение в индустрии.
- Модели жизненного цикла: от классики до гибридных подходов Обзор моделей: каскадной, инкрементальной, прототипной, RAD и спиральной. Адаптация моделей к конкретным условиям проекта.
- Индустриальные и гибкие методологии разработки ПО XP, RUP, Agile, Scrum и их применимость в крупных и распределённых проектах. Выбор и комбинирование методик под специфику бизнеса.
- Современные CASE-средства: применение в индустриальной практике Обзор, классификация и применение CASE-средств. Влияние цифровых платформ на поддержку жизненного цикла ПО. Оценка зрелости и эффективности внедрения.
- Моделирование бизнес-процессов как основа цифровизации Моделирование и реинжиниринг бизнес-процессов. BPMN и иные форматы описания. Связь с архитектурой предприятия.
- Структурные методы моделирования программных решений Методы IDEF0, IDEF3, DFD, IDEF1X. Кейс-анализ при разработке корпоративных информационных систем.
- Основы объектно-ориентированного моделирования: принципы и подходы Метауровни и семантика визуального моделирования. Архитектурные принципы ОО-моделирования.
- Унифицированный язык моделирования UML: структура и компоненты модели Назначение UML, уровни абстракции. Ключевые сущности и отношения. Использование в прикладных и научных проектах.
- UML-диаграммы: инструменты визуализации и анализа архитектуры ПО Виды диаграмм: use-case, class, sequence, activity и другие. Практика их применения при проектировании и анализе систем.
- Механизмы расширения и спецификации моделей UML Профили, шаблоны, аннотации и семантические вариации. Разработка адаптированных метамоделей для узкоспециализированных решений.
- Комплексное описание ИТ-систем на основе представлений UML Интеграция поведенческих, структурных и функциональных аспектов модели. Примеры на базе реальных кейсов.
- Управление процессом разработки: требования, риски и документация Методы управления требованиями. Документирование и сертификация ПО. Практики управления рисками в ИТ-проектах.
- Инновации в ИТ и глобальные технологические тренды Эволюция платформ: от монолитов к микросервисам и edge computing. Прогнозы Gartner. Перспективные направления ИИ, IoT, Quantum и XR.
Основная литература
- Якобсон А., Буч Г., Рамбо Дж. Унифицированный процесс разработки программного обеспечения / А.Якобсон, Г.Буч, Дж.Рамбо - СПб.: Питер, 2002.-496 с.:ил.
- Вендров А.М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем / А.М. Вендров - М.: Финансы и статистика, 2008.- 176 с.
- Бахтизин, В. В. Технология разработки программного обеспечения : учеб. пособие / В. В. Бахтизин, Л. А. Глухова. - Минск : БГУИР, 2010. - 267 с. : ил.
- Алгазинов Э.К., Сирота А.А. Анализ и компьютерное моделирование информационных процессов и систем: учебное пособие. – М.: Форум, ИНФРА-М, 2012. – 304 с. [Доступ онлайн]: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_bibl_1485708/ (дата обращения: 16.08.2024)
- Файзрахманов Р.А., Селезнёв К.А. Учебное пособие к практическим занятиям «Структурно-функциональный подход к проектированию информационных технологий и автоматизированных систем с использованием CASE-средств» / Перм.гос.тещн.ун.-т. – Пермь, 2015.- 245 с.
- Таганов А.И. Основы методологии IDEF4: объектно-ориентированный анализ и проектирование сложных систем Рязань: РГРТУ, 2019. — 186 с.
- Марка Дэвид А., МакГоуэн Клемент Л. Методология структурного анализа и проектирования SADT [Пер. с англ.] / Дэвид А.Марка, Клемент Л. МакГоуэн - М.: МетаТехнология, 2003. -240 с.
- Черемных С., Семенов И., Ручкин В. Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии: практикум/С. Черемных, И. Семенов, В. Ручкин.- М.: Финансы и статистика, 2006. -192 с.
- Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Структурный анализ систем. IDEF - технологии/С.Черемных, И.Семенов, В.Ручкин.- М.: Финансы и статистика,2001. – 208 с.
- Калашян А., Калянов Г. Структурные модели бизнеса: DFD-технологии/ А.Калашян, Г.Калянов.- М.: Прикладные информационные технологии, 2009.- 256 с
- Галиаскаров, Э. Г. Анализ и проектирование систем с использованием UML : учебное пособие для вузов / Э. Г. Галиаскаров, А. С. Воробьев. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 125 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14903-6.
- Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 383 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03051-8.
Дополнительная литература
- Дубейковский В. Эффективное моделирование с AllFusion Process Modeler/ В.Дубейковский.- М.: Диалог-МИФИ, -2007.- 384 с.
- Маклаков С. Моделирование бизнес-процессов с AllFusion Process Modeler/ С.Маклаков.- М.: Диалог-МИФИ, -2014.- 240 с.
- Маклаков С. BPwin и Erwin. CASE-средства для разработки информационных систем / С.Маклаков. - Диалог-МИФИ, 2010. - 320 с.
- Бахтизин В.В., Глухова Л.А. Методология функционального проектирования IDEF0. Учебное пособие по курсу «Технология разработки программного обеспечения» для студ. спец. 40 01 01 Программное обеспечение информационных технологий дневной формы обучения. – Минск: БГУИР, 2003. – 24 с.: ил.
- Новиков Ф.А, Иванов Д.Ю. Моделирование на UML. Теория, практика, видеокурс. - СПб, Профессиональная литература, Наука и Техника, 2010, 640 с.
- Sundaramoorthy, S. (2021). UML Diagramming: A Case Study Approach. CRC Press. https://www.taylorfrancis.com/books/mono/10.1201/9781003287124/uml-diagramming-suriya-sundaramoorthy