Information System Infrastructure
Description: Рассматриваются вопросы управления и развития ИТ-инфраструктуры организации. Изучаются стандарты и методы проектирования и разработки ИТ-процессов, а также принципы формирования стратегии развития информационных систем. Особое внимание уделяется организации процессов проектирования, развития и сопровождения ИТ-инфраструктуры с учётом современных требований к надёжности, масштабируемости и безопасности.
Amount of credits: 5
Пререквизиты:
- Current Programming Media and Languages
- Analysis and Simulation of Informational Processes
Course Workload:
Types of classes | hours |
---|---|
Lectures | 15 |
Practical works | |
Laboratory works | 30 |
SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) | 30 |
SAW (Student autonomous work) | 75 |
Form of final control | Exam |
Final assessment method |
Component: Component by selection
Cycle: Base disciplines
Goal
- Ознакомление обучающихся с теоретическими знаниями в области технологий проектирования и обеспечения жизненного цикла программных систем, а также приобретение практических навыков использования современных технологий, ориентированных на моделирование бизнес-процессов и проектирование программных систем средствами CASE-технологий
Objective
- Сформировать у обучающихся систему знаний в области программной инженерии и программирования.
- Ознакомить обучающихся с теоретическими основами моделирования бизнес-процессов, с методологиями проектирования и разработки программных продуктов и набором инструментальных средств, обеспечивающих их жизненный цикл.
- Выработать навыки применения CASE-средств структурного и объектно-ориентированного моделирования и проектирования программных средств.
Learning outcome: knowledge and understanding
- Знать и понимать основные модели жизненного цикла программного обеспечения и теоретические основы методологии его проектирования, принципы классификации современных инструментальных средств разработки программных продуктов, а также подходы к моделированию, анализу и реструктуризации бизнес-процессов и информационных систем.
Learning outcome: applying knowledge and understanding
- Применять на практике знания о CASE-средствах, реализующих методологии функционального моделирования (IDEF0), событийного моделирования (IDEF3), моделирования потоков данных (DFD), семантического моделирования данных (IDEF1X), а также объектно-ориентированного моделирования программного обеспечения с использованием UML.
Learning outcome: formation of judgments
- Формировать суждения: о выборе модели жизненного цикла для конкретного проекта и управлении рисками проекта; по вопросам совершенствования программного обеспечения в рамках корпоративных информационных систем и крупных государственных проектов (от модели AS-IS к модели TO-BE); о значении и последствиях своей профессиональной деятельности с учётом социальных, профессиональных и этических позиций.
Learning outcome: communicative abilities
- Развивать коммуникативные способности, в том числе владение минимум одним иностранным языком для работы с открытыми ресурсами интернет, международными стандартами и технической документацией CASE и навыки межличностной и групповой коммуникации для делового взаимодействия в рамках ИТ проектов и других видов деятельности.
Learning outcome: learning skills or learning abilities
- Развивать навыки обучения, способствующие профессиональному и личностному развитию, повышению квалификации в области международных стандартов программной инженерии и самостоятельному приобретению и использованию в практической деятельности новых знаний и умений работы с инструментальными CASE-средствами, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.
Teaching methods
интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь)
информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием различных операционных систем и профессиональных пакетов прикладных программ)
поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения).
Assessment of the student's knowledge
Teacher oversees various tasks related to ongoing assessment and determines students' current performance twice during each academic period. Ratings 1 and 2 are formulated based on the outcomes of this ongoing assessment. The student's learning achievements are assessed using a 100-point scale, and the final grades P1 and P2 are calculated as the average of their ongoing performance evaluations. The teacher evaluates the student's work throughout the academic period in alignment with the assignment submission schedule for the discipline. The assessment system may incorporate a mix of written and oral, group and individual formats.
Period | Type of task | Total |
---|---|---|
1 rating | Лабораторная работа 1 | 0-100 |
Лабораторная работа 2 | ||
Лабораторная работа 3 | ||
Рубежный контроль 1 | ||
2 rating | Лабораторная работа 4 | 0-100 |
Лабораторная работа 5 | ||
Лабораторная работа 6 | ||
Рубежный контроль 2 | ||
Total control | Exam | 0-100 |
The evaluating policy of learning outcomes by work type
Type of task | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | Good | Satisfactory | Unsatisfactory | |
Собеседование по контрольным вопросам | демонстрирует сиcтемные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
Работа на лабораторных занятиях | выполняет лабораторную работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; без ошибок приводит решение всех заданий. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ примерами; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом; выполняет в полном объеме индивидуальное задание на защиту лабораторной работы, выданное преподавателем. | выполняет требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета; в выполненных заданиях присутствуют незначительные ошибки. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без использования связей с ранее изученным; допущены незначительные ошибки и недочеты, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя; при выполнении индивидуального задания на защиту лабораторной работы допускает незначительные ошибки. | выполняет работу не полностью, но не менее 50% объема лабораторной работы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; при выполнении индивидуального задания на защиту лабораторной работы допускает ошибки. | выполняет работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущено больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов; не может выполнить индивидуальное задание на защиту лабораторной работы, выданное преподавателем. |
Evaluation form
The student's final grade in the course is calculated on a 100 point grading scale, it includes:
- 40% of the examination result;
- 60% of current control result.
The final grade is calculated by the formula:
FG = 0,6 | MT1+MT2 | +0,4E |
2 |
Where Midterm 1, Midterm 2are digital equivalents of the grades of Midterm 1 and 2;
E is a digital equivalent of the exam grade.
Final alphabetical grade and its equivalent in points:
The letter grading system for students' academic achievements, corresponding to the numerical equivalent on a four-point scale:
Alphabetical grade | Numerical value | Points (%) | Traditional grade |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Excellent |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Good |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Satisfactory |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Unsatisfactory |
F | 0 | 0-24 |
Topics of lectures
- Введение в дисциплину и развитие инструментальных средств в инженерии ПО Основные понятия, цели и задачи инструментальных средств разработки
- Методологические основы проектирования программных систем Обзор современных методологий и стандартов проектирования
- Проектирование программных систем как управляемый процесс ПО как сложная система
- Модели жизненного цикла: от классики до гибридных подходов Обзор моделей: каскадной, инкрементальной, прототипной, RAD и спиральной
- Индустриальные и гибкие методологии разработки ПО XP, RUP, Agile, Scrum и их применимость в крупных и распределённых проектах
- Современные CASE-средства: применение в индустриальной практике Обзор, классификация и применение CASE-средств
- Моделирование бизнес-процессов как основа цифровизации Моделирование и реинжиниринг бизнес-процессов
- Структурные методы моделирования программных решений Методы IDEF0, IDEF3, DFD, IDEF1X
- Основы объектно-ориентированного моделирования: принципы и подходы Метауровни и семантика визуального моделирования
- Унифицированный язык моделирования UML: структура и компоненты модели Назначение UML, уровни абстракции
- UML-диаграммы: инструменты визуализации и анализа архитектуры ПО Виды диаграмм: use-case, class, sequence, activity и другие
- Механизмы расширения и спецификации моделей UML Профили, шаблоны, аннотации и семантические вариации
- Комплексное описание ИТ-систем на основе представлений UML Интеграция поведенческих, структурных и функциональных аспектов модели
- Управление процессом разработки: требования, риски и документация Методы управления требованиями
- Инновации в ИТ и глобальные технологические тренды Эволюция платформ: от монолитов к микросервисам и edge computing
Key reading
- Якобсон А., Буч Г., Рамбо Дж. Унифицированный процесс разработки программного обеспечения / А.Якобсон, Г.Буч, Дж.Рамбо - СПб.: Питер, 2002.-496 с.:ил.
- Вендров А.М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем / А.М. Вендров - М.: Финансы и статистика, 2008.- 176 с.
- Бахтизин, В. В. Технология разработки программного обеспечения : учеб. пособие / В. В. Бахтизин, Л. А. Глухова. - Минск : БГУИР, 2010. - 267 с. : ил.
- Алгазинов Э.К., Сирота А.А. Анализ и компьютерное моделирование информационных процессов и систем: учебное пособие. – М.: Форум, ИНФРА-М, 2012. – 304 с. [Доступ онлайн]: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_bibl_1485708/ (дата обращения: 16.08.2024)
- Файзрахманов Р.А., Селезнёв К.А. Учебное пособие к практическим занятиям «Структурно-функциональный подход к проектированию информационных технологий и автоматизированных систем с использованием CASE-средств» / Перм.гос.тещн.ун.-т. – Пермь, 2015.- 245 с.
- Таганов А.И. Основы методологии IDEF4: объектно-ориентированный анализ и проектирование сложных систем Рязань: РГРТУ, 2019. — 186 с.
- Марка Дэвид А., МакГоуэн Клемент Л. Методология структурного анализа и проектирования SADT [Пер. с англ.] / Дэвид А.Марка, Клемент Л. МакГоуэн - М.: МетаТехнология, 2003. -240 с.
- Черемных С., Семенов И., Ручкин В. Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии: практикум/С. Черемных, И. Семенов, В. Ручкин.- М.: Финансы и статистика, 2006. -192 с.
- Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Структурный анализ систем. IDEF - технологии/С.Черемных, И.Семенов, В.Ручкин.- М.: Финансы и статистика,2001. – 208 с.
- Калашян А., Калянов Г. Структурные модели бизнеса: DFD-технологии/ А.Калашян, Г.Калянов.- М.: Прикладные информационные технологии, 2009.- 256 с
- Галиаскаров, Э. Г. Анализ и проектирование систем с использованием UML : учебное пособие для вузов / Э. Г. Галиаскаров, А. С. Воробьев. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 125 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14903-6.
- Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 383 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03051-8.
Further reading
- Дубейковский В. Эффективное моделирование с AllFusion Process Modeler/ В.Дубейковский.- М.: Диалог-МИФИ, -2007.- 384 с.
- Маклаков С. Моделирование бизнес-процессов с AllFusion Process Modeler/ С.Маклаков.- М.: Диалог-МИФИ, -2014.- 240 с.
- Маклаков С. BPwin и Erwin. CASE-средства для разработки информационных систем / С.Маклаков. - Диалог-МИФИ, 2010. - 320 с.
- Бахтизин В.В., Глухова Л.А. Методология функционального проектирования IDEF0. Учебное пособие по курсу «Технология разработки программного обеспечения» для студ. спец. 40 01 01 Программное обеспечение информационных технологий дневной формы обучения. – Минск: БГУИР, 2003. – 24 с.: ил.
- Новиков Ф.А, Иванов Д.Ю. Моделирование на UML. Теория, практика, видеокурс. - СПб, Профессиональная литература, Наука и Техника, 2010, 640 с.
- Sundaramoorthy, S. (2021). UML Diagramming: A Case Study Approach. CRC Press. https://www.taylorfrancis.com/books/mono/10.1201/9781003287124/uml-diagramming-suriya-sundaramoorthy