Технологии разработки цифровых устройств

Вайс Юрий Андреевич

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Основные сведения о цифровой схемотехнике. Семейства логических микросхем (TTL,CMOS, LVCMOS) их параметры и особенности применения. Технические проблемы, возникающие при эксплуатации цифровых устройств (глитчи, логические гонки и т.д.) и методы их решения. Применение САПР при разработке цифровых устройств (PCAD, Eagle ). Особенности разработки печатных плат (для цифровых устройств). Языки описания аппаратуры (HDL) и их применение для синтеза и верификации цифровых схем. ПЛИС семейств CPLD и FPGA, их применение и особенности. Технологии и средства разработки для программируемой логики (Quartus и ModelSim). Язык описания аппаратуры Verilog .

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Современные среды и языки программирования
  • Современные среды и языки программирования

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)*
*LaboratoryWork(zh-CN)* 30
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Устный экзамен

零件: Вузовский компонент

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Целью курса является подготовка специалистов, способных выполнять весь цикл разработки цифровых узлов аппаратуры, в том числе разрабатывать схемы, техническую документацию, проводить верификацию , разрабатывать печатную плату устройства и проводить тестирование прототипов устройства.
Задача
  • Обучение применению САПР (PCAD , Eagle) в разных этапах цикла разработки цифровых узлов аппаратуры (от разработки принципиальной схемы устройства, до разработки печатных плат узла). Обучение работе с симуляторами схем (Microcap). Обучение разработке для устройств программируемой логики. Знакомство с языками описания аппаратуры (HDL). Приобретение практического опыта создания устройств на базе ПЛИС.
Результат обучения: знание и понимание
  • архитектуру и состав цифровых микросхем типовых серий ТТЛ и КМОП; состав и назначение основных компонентов автоматизации технологических процессов на базе цифровых систем; методы и средства автоматизированного моделирования и проектирования электронных схем
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • представлять числа в различных системах счисления и уметь переводить их из одной системы в другую, производить над числами, представленными в той или иной форме, простейшие арифметические операции
Результат обучения: формирование суждений
  • описывать работу цифровых устройств в виде минимизированных логических выражений того или иного базиса
Результат обучения: коммуникативные способности
  • объяснять принцип работы типового микропроцессора и микроконтроллера, составлять для них простейшие программы на языке ассемблера
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • работы с электронной аппаратурой и контрольно-измерительными приборами; приемами диагностирования и обслуживания электронных схем, входящих в объекты технологического контроля и управления
*TeachingMethods(zh-CN)*

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);

информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием различных операционных систем и профессиональных пакетов прикладных программ);

поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения).

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Лабораторная работа 1 0-100
Лабораторная работа 2
Лабораторная работа 3
Рубежное тестирование 1
2  *Rating(zh-CN)* Лабораторная работа 4 0-100
Лабораторная работа 5
Лабораторная работа 6
Рубежное тестирование 2
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Ответы на контрольные вопросы демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение материалом и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, оказывает свободное владение материалом, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение материалом, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение материалом, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Работа на лабораторных занятиях выполнил лабораторную работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. выполнил требования к оценке «отлично», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на «отлично», но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна не критичная ошибка или не более двух недочетов, при этом обучающийся может их исправить самостоятельно без помощи преподавателя. выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущена одна грубая ошибка и не более двух-трех недочетов, при этом обучающийся может их исправить с небольшой помощью преподавателя. выполнил работу не более 50% от объема, что не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует отсутствие владения основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «удовлетворительно», не может ответить на большую часть из поставленных вопросов.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение. Цели и задачи дисциплины. Краткая история развития цифровой техники. Основные определения и понятия. Формы представления цифрового сигнала.
  • Арифметические основы цифровой техники. Системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную и шестнадцатеричную. Действия с числами.
  • Логические основы цифровой техники.
  • Схемотехника логических микросхем.
  • Последовательностные цифровые устройства.
  • Регистры и их разновидности. Мультиплексоры. Дешифраторы.
  • Запоминающие устройства.
  • Цифро-аналоговый преобразователь
  • Общие сведения о микропроцессорах.
Основная литература
  • Бойко В.И., Гурджий А.Н., Жуков В.Я. и др. Схемотехника электронных устройств. Цифровые устройства. СПб.:БХВ – Петербурбг, 2004. – 512 с.
  • Бойко В.И., Гурджий А.Н., Жуков В.Я. и др. Схемотехника электронных устройств. Микропроцессоры и микроконтроллеры. СПб.:БХВ – Петербурбг, 2004. – 464 с.
  • Угрюмов Е.П. Цифровая схемотехника. СПб.:БХВ – Петербурбг, 2000. – 528 с.
  • Гольденберг Л.М. и др. Цифровые устройства и микропроцессорные системы. Задачи и упражнения. Учебное пособие. – М.: Радио и связь, 1992. – 256 с.
  • Бирюков С.А. Применение цифровых микросхем серии ТТЛ и КМОП. 2-е изд. – М.: ДМК, 2000. – 240 с.
  • Калабеков Л.А. Цифровые устройства и микропроцессорные системы. 2-е изд. – М.: Горячая линия–Телеком, 2005. – 336 с.
Дополнительная литература
  • Карлащук В.И. Электронная лаборатория на IBM PC. Лабораторный практикум на базе Electronics Workbench и Matlab. – М.: СОЛОН-Пресс, 2004. – 800 с.
  • Тавернье К. PIC-микроконтроллеры. Практика применения: Пер. с фр. – М.: ДМК Пресс, 2002.-272с.
  • Ульрих В.А. Микроконтроллеры PIC 16C7XX. – Наука и техника.: СПб, 2000.- 255 с.