Кешенді жүйелердің математикалық модельдері: теория, алгоритмдер, қосымшалар
Сипаттама: Жүйелерді модельдеудің математикалық сұлбалары. Жүйелердің модельдерімен Имитациялық эксперименттерді жоспарлау. Жүйелердің жұмыс істеу процестерін формализациялау және Алгоритмдеу. ЭЕМ-де жүйелерді статистикалық модельдеу. Модельдеу нәтижелерінің дәлдігі мен шынайылығын бағалау. ЭЕМ-де жүйелерді модельдеу нәтижелерін талдау және интерпретациялау. Жүйелерді зерттеу және жобалау кезіндегі модельдеу. Күрделі жүйелерді машиналық модельдеудің даму болашағы.
Кредиттер саны: 6
Пререквизиты:
- Matlab - та компьютерлік үлгілеу
Пәннің еңбек сыйымдылығы:
Жұмыс түрлері | сағат |
---|---|
Дәрістер | 30 |
Практикалық жұмыстар | |
Зертханалық жұмыстар | 30 |
СӨЖО | 30 |
СӨЖ | 90 |
Қорытынды бақылау нысаны | емтихан |
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны |
Компонент: Таңдау бойынша компонент
Цикл: Кәсіптік пәндер
Мақсат
- Күрделі жүйелер мен процестердің математикалық модельдерін құрудың жалпы әдістері мен тәсілдері туралы теориялық білімді қалыптастыру
Міндет
- Әр түрлі білім салаларындағы есептердің математикалық модельдерін құру және талдау дағдылары мен практикалық дағдыларын дамыту.
- Нақты есептерді модельдеу әдістерін, жүйелерді бөлшектеу және синтездеу алгоритмдерін таңдау принциптеріне үйрету;
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
- модельдеу туралы жалпы түсініктер;
- объектілі-бағытталған модельдеу жүйесінің түсініктері мен құрылымы;
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
- тапсырманы тұжырымдау, жүйелік талдау әдістері негізінде ғылыми негізделген шешімдер қабылдау және олардың дұрыстығы мен тиімділігін тексеру үшін эксперименттер жүргізу;
- күрделі техникалық және динамикалық жүйелерді модельдеуді жүзеге асыру;
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
- имитациялық модельдеудің артықшылықтары мен кемшіліктерін түсіну;
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
- Динамикалық жүйелерді объектілі-бағытталған модельдеу тілін меңгеру;
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
- жүйелерді модельдеу, талдау және синтездеу технологиясының әдістерін жасай білу инженерлік, технология және ұйымдық құрылымдар саласындағы жүйелерді модельдеу, талдау және синтездеу технологиясын әзірлеу.
Оқыту әдістері
Лекции и онлайн-лекции, практические занятия с применением слайдов и других средств мультимедиа, в частности, использование платформы Open edX.
поисково-исследовательская (собственная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения).
Білім алушының білімін бағалау
Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.
Кезең | Тапсырма түрі | Өлшем |
---|---|---|
1 рейтинг | Ауызша сауалнама | 0-100 |
Жеке үй тапсырмасы | ||
Жеке үй тапсырмасы | ||
2 рейтинг | Ауызша сауалнама | 0-100 |
Жеке үй тапсырмасы | ||
Жеке үй тапсырмасы | ||
Семестрлік тапсырма | ||
Қорытынды бақылау | емтихан | 0-100 |
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
Тапсырма түрі | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Өте жақсы | Жақсы | Қанағаттанарлық | Қанағаттанарлықсыз | |
Коллоквиум | Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
Письменная работа/экзамен | Выполнить практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. | Выполнить требования к оценке «4», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | Выполнить работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | Выполнить работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Бағалау нысаны
Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:
- Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
- Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.
Қорытынды бағаны есептеу формуласы:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;
Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.
Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:
Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:
Әріптік жүйе бойынша бағалар | Балдардың сандық эквиваленті | Балдар (%-тік құрамы) | Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Өте жақсы |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Жақсы |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Қанағаттанарлық |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Қанағаттанарлықсыз |
F | 0 | 0-24 |
Дәріс сабақтарының тақырыптары
- Предварительные определения
- Понятие имитационного моделирования
- Концепция универсальной системы имитационного моделирования
- Моделирование случайных величин: датчики псевдослучайных чисел
- Предпосылки и ограничения
- Разработка концептуальных и блочных моделей систем
- Концепция объектно-ориентированной системы моделирования
- Математические методы моделирования систем
- Дискретно-стохастические модели
- Статистическая обработка результатов эксперимента
- Прогнозирование параметров системы
- Сложные динамические системы и их модели
- Анализ существующих подходов
- Математические модели сложной динамической системы Математические модели непрерывной системы
- Математические модели гибридного автомата
Негізгі әдебиет
- С. В. Звонарев. Основы математического моделирования: учебное посо бие — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 112 с.
- Умнов А.Е. Методы математического моделирования: Учебное пособие. – М.: МФТИ, 2022. 295 с.
- Самарский А. А., Михайлов А.П. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры. — 4-е изд., испр. — М.: Физматлит, 2021. — 320 с.
Қосымша әдебиеттер
- Бусленко, Н. П. Моделирование сложных систем -2-е изд., перераб. - М. : Наука, 1978. - 400 с.
- Павловский, Ю. Н. Имитационные модели и системы. -М. : Фазис, 2000. - 131 с
- Введение в математическое моделирование : уч. пособие / под ред. П. В. Трусова. — Москва : Университетская книга, Логос, 2007. — 440 с.