Управление ИТ проектами
Beschreibung: Дисциплина «Управление ИТ-проектами» направлена на формирование у магистрантов знаний, навыков и компетенций, необходимых для эффективного планирования, организации, реализации и оценки проектов в сфере информационных технологий. В курсе рассматриваются принципы классического и гибкого управления проектами (Waterfall, Agile, Scrum, Kanban), методы анализа рисков, оптимизации ресурсов, моделирования процессов, а также современные инструменты управления проектами (Jira, Trello, GitHub Projects, MS Project). Особое внимание уделяется использованию математических и компьютерных методов моделирования при принятии управленческих решений и оценке эффективности ИТ-проектов.
Betrag der Credits: 5
Пререквизиты:
- Оптимизация и численные методы
Arbeitsintensität der Disziplin:
| Unterrichtsarten | Uhr |
|---|---|
| Vorträge | 15 |
| Praktische Arbeiten | 30 |
| Laborarbeiten | |
| AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
| SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 75 |
| Endkontrollformular | экзамен |
| Form der Endkontrolle | Письменный экзамен |
Komponente: Вузовский компонент
Zyklus: Профилирующие дисциплины
Цель
- Целью курса «Управление ИТ-проектами» является формирование у магистрантов системных знаний, практических навыков и компетенций в области планирования, организации, реализации и оценки проектов в сфере информационных технологий. Особое внимание уделяется применению математических и компьютерных методов моделирования, а также современных инструментов и методологий управления (PMBOK, Agile, Scrum, DevOps) для эффективного достижения целей проекта, оптимизации ресурсов и минимизации рисков.
Задача
- Изучить основные принципы, методы и стандарты управления ИТ-проектами, включая планирование, организацию, контроль и оценку результатов.
- Сформировать навыки применения математических и компьютерных методов моделирования при принятии управленческих решений в ИТ-проектах.
- Ознакомить студентов с современными методологиями и инструментами управления проектами (PMBOK, Agile, Scrum, Kanban, DevOps).
- Развить компетенции командной работы, лидерства и коммуникации в рамках реализации ИТ-проектов.
Результат обучения: знание и понимание
- Знать основные принципы, стандарты и методологии управления ИТ-проектами (PMBOK, Agile, Scrum, Kanban, DevOps) и понимать их роль в жизненном цикле проекта.
- Понимать процессы планирования, распределения ресурсов, управления рисками и контроля качества в ИТ-проектах.
- Знать основы математического и компьютерного моделирования, применяемые для анализа и оптимизации процессов управления проектами.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Уметь применять современные методы и инструменты управления ИТ-проектами (Agile, Scrum, Kanban, DevOps) для планирования, организации и реализации проектной деятельности.
- Использовать математические и компьютерные модели для анализа сроков, стоимости, рисков и эффективности ИТ-проектов.
- Применять навыки командной работы, лидерства и коммуникации для успешного взаимодействия в проектных командах и управления заинтересованными сторонами (stakeholders).
Результат обучения: формирование суждений
- Способен критически анализировать сложные ситуации в ИТ-проектах, оценивать альтернативные решения и выбирать оптимальные подходы на основе данных и модели проекта.
- Умеет формировать обоснованные выводы при анализе эффективности, рисков и результатов ИТ-проектов, используя количественные и качественные методы оценки.
- Демонстрирует способность принимать ответственные управленческие решения с учётом этических, профессиональных и устойчивых (sustainable) аспектов ИТ-деятельности.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Уметь чётко и грамотно излагать результаты проектной деятельности в устной и письменной форме на русском, казахском и английском языках.
- Владеть навыками ведения профессиональной коммуникации и деловых переговоров в команде, с заказчиками и заинтересованными сторонами проекта.
- Уметь использовать современные цифровые средства коммуникации и совместной работы (Jira, Trello, Microsoft Teams, Slack и др.) для координации проектной деятельности.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Способен самостоятельно обновлять и расширять знания в области управления ИТ-проектами, анализировать современные тенденции и технологии.
- Способен самостоятельно обновлять и расширять знания в области управления ИТ-проектами, анализировать современные тенденции и технологии.
- Способен самостоятельно обновлять и расширять знания в области управления ИТ-проектами, анализировать современные тенденции и технологии.
Lehrmethoden
Обучение с использованием онлайн-платформ ВКТУ им.Д.Серикбаева
Практико-ориентированный подход
Применение современных систем программирования
Bewertung des Wissens der Studierenden
| Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
|---|---|---|
| 1 Bewertung | Практическое задание 1 | 0-100 |
| Практическое задание 2 | ||
| Практическое задание 3 | ||
| 2 Bewertung | Практическое задание 4 | 0-100 |
| Практическое задание 5 | ||
| Практическое задание 6 | ||
| Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
| Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend | |
| Политика оценивания результатов практических заданий | Студент выполняет практические задания полностью и качественно; демонстрирует глубокое понимание темы и умение применять теорию на практике; использует современные инструменты (Jira, Trello, MS Project, Python и др.); проявляет инициативу и лидерские навыки при работе в команде; задания сданы в срок. | Студент правильно выполняет основную часть практических заданий; применяет изученные методы и инструменты с незначительными ошибками; активно участвует в командной работе; соблюдает сроки выполнения. | Студент выполняет практические задания частично; допускает методические ошибки; ограниченно применяет инструменты управления проектами; требует дополнительного руководства и разъяснений; не всегда соблюдает сроки. | Практические задания выполнены неполностью или не представлены; отсутствует понимание темы; инструменты и методы не применяются; нет участия в командной работе; сроки нарушены. |
| Политика оценивания результатов экзамена | Студент демонстрирует глубокие теоретические знания и высокий уровень практических навыков в области управления ИТ-проектами. Уверенно применяет современные методы и инструменты (PMBOK, Agile, Scrum, DevOps). Проект выполнен полностью, отличается оригинальностью, аналитичностью и обоснованными выводами. Ответы на вопросы полные и аргументированные. | Студент хорошо владеет теоретическим материалом и умеет применять методы управления проектами на практике. Проект выполнен корректно, с незначительными неточностями. Ответы в целом верные, но недостаточно глубокие. | Студент владеет основами дисциплины, но демонстрирует поверхностное понимание концепций. Проект выполнен частично, содержит методические ошибки. Ответы краткие, неубедительные. | Студент не владеет теоретическими основами дисциплины, не способен применять методы управления проектами. Проект не выполнен или не соответствует требованиям. Ответы отсутствуют или ошибочны. |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение в управление ИТ-проектами
- Жизненный цикл проекта и стандарты (PMBOK, ISO, PRINCE2)
- Планирование и структура проекта (WBS)
- Методы календарного планирования (CPM, PERT)
- Управление рисками в ИТ-проектах
- Управление ресурсами и стоимостью
- Управление качеством и требованиями
- Коммуникации и команда проекта
- Методологии Agile, Scrum, Kanban
- DevOps и управление жизненным циклом ПО
- Математические модели управления проектами
- Аналитика и прогнозирование в управлении проектами
- Инструменты управления проектами (Jira, Trello)
- Оценка эффективности ИТ-проектов
- Завершение проекта и анализ результатов
Основная литература
- PMI. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (PMBOK® Guide). — 7-е изд. — Москва : Альпина Паблишер, 2022. — 784 с.
- Кузнецов, С. Ю. Управление ИТ-проектами : учебное пособие. — Москва : Бином. Лаборатория знаний, 2022. — 352 с. — ISBN 978-5-9963-1234-5.
- Керзнер, Г. Управление проектами : системный подход к планированию, расписанию и контролю. — 13-е изд. — Москва : Вильямс, 2021. — 1216 с. — ISBN 978-5-8459-2130-0.
- Соммервилл, И. Инженерия программного обеспечения. — 10-е изд. — Москва : Вильямс, 2020. — 816 с. — ISBN 978-5-8459-2138-6.
- Швабер, К., Сазерленд, Д. Scrum Guide : Руководство по Scrum. — Официальное издание Scrum.org. — Москва : Scrum.org, 2020. — 58 с.
Дополнительная литература
- Lock, D. Project Management. — 11th ed. — London : Gower Publishing, 2020. — 568 p. — ISBN 978-0-566-08905-7.
- Kerzner, H., Saladis, F. T. Innovation Project Management : Methods, Case Studies, and Tools for Managing Innovation Projects. — Hoboken, NJ : John Wiley & Sons, 2020. — 576 p. — ISBN 978-1-119-58603-6.
- Богданов, И. Т. Управление рисками инновационных проектов : учебное пособие. — Санкт-Петербург : Питер, 2021. — 288 с. — ISBN 978-5-4461-1804-3.
- Титов, В. В. Математическое моделирование в управлении проектами : учебное пособие. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 304 с. — ISBN 978-5-16-016789-2.