Энергосберегающие технологии в электроэнергетике

Байдилдина Айжан Толеубековна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина дает возможность получить базовые знания о проблемах ресурсосбережения и энергосбережения в мире и Республике Казахстан, с государственной политикой в области повышения эффективности использования энергии, нормативно-правовой и нормативно-технической базой энергосбережения, основами энергоаудита объектов электроэнергетики.

贷款数: 6

Пререквизиты:

  • Теоретические основы электротехники 1,2

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 90
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* письменный экзамен Экзамен по билетам. Каждый билет состоит из 3 заданий – два вопроса теоретических и один вопрос задача. Общий балл за экзамен составляет 100б, из них по 30б за теоретические вопросы и 40б за задачу. 100= 30+30+40

零件: Вузовский компонент

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Целью преподавания дисциплины «Энергосберегающие технологии в электроэнергетике» является приобретение студентами необходимых знаний научных, теоретических, организационных и технологических основ энергосбережения в различных отраслях промышленного производства, на транспорте, электроэнергетике. Студенты знакомятся с основами законодательной базы государственной энергосберегающей политики, с основами природоохранной деятельности, важнейшими направлениями энергосберегающей политики, использования нетрадиционных источников топлива и энергии, технологий использования вторичных энергетических ресурсов.
Задача
  • • дать студентам основные знания по источникам энергии, вопросам производства, распределения и потребления энергии, экономики энергии, экологическим аспектам энергосбережения; • ознакомить студентов с мировыми и государственными показателями, программами и мероприятиями по эффективному использованию энергетических ресурсов; • ознакомить студентов с приоритетными направлениями энергосбережения по различным отраслям народного хозяйства; • дать знания по организации и управлению энергосбережением на производстве путем внедрения энергетического менеджмента, по оценке эффективности инвестиций в энергосберегающие мероприятия на основе анализа затрат; • дать студентам знания по основным энергосберегающим процессам, технологиям, установкам и аппаратам, применяемым в промышленности.
Результат обучения: знание и понимание
  • Применять принципы методологии научных исследований,и разрабатывать рациональные технические решения в электроэнергетики
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Применять знания и определять необходимые уровни упрощения математических моделей в электроэнергетических системах
Результат обучения: формирование суждений
  • понимать применение энергосберегающих технологий в энергоемких отраслях промышленности
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Понимать и использовать на практике современные методы и подходы к рациональному использованию природных ресурсов, созданию экологически безопасных и малоотходных технологий;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Обладать навыками поиска информации по энергосбережению а так же формулировать решаемые задачи
*TeachingMethods(zh-CN)*

занятия проводятся преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Тема для самостоятельного изучения из предложенного списка работ (презентация+ реферат) с защитой 0-100
Таблица - новые технологии. Мировой опыт энергосбережения. Энергетическая политика Казахстана. с защитой
Расчетная работа. Практическая работа.
Рейтинг
2  *Rating(zh-CN)* СРСП - Задание по магистерской диссертации 0-100
Описание графика с защитой
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА -Техническое средство и виды помех на него
Рейтинг
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
темы для самостоятельного изучения с защитой/ СРСП/Таблицы / Графики описание/ Самостоятельная работа Работа оформлена верно, с указанием всех единиц измерения, есть список литературы, поясняющие рисунки и графики, содержание и титульный лист. Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные обучающимся самостоятельно в процессе ответа. Теоретические вопросы - обучающийся демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, но при этом делает несущественные ошибки Работа выполнена без ошибок, но есть недочеты, при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Должны быть выполнены от 70 до 89% заданий, указаны все единицы измерения, дано оформлено верно есть проверка и векторные диаграммы, при необходимости Теоретические вопросы - обучающийся демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно. Обучающийся правильно выполнил не менее 50% всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов Дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Обучающийся не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
Расчетная работа РГР выполнена полностью, в работе есть схема с указанием токов и напряжений, в решении указаны все единицы измерения, выполнена проверка решения и построена диаграмм (если есть такое задание). ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов, должны быть выполнены не менее 90% заданий ) РГР выполнена полностью, в работе есть схема с указанием токов и напряжений, в решении указаны не все единицы измерения, выполнена проверка решения и построена диаграмм (если есть такое задание). ставится за работу при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Должны быть выполнены от 70 до 89% заданий ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 50% всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 50% всей работы
рейтинг 90-100% правильных ответов 70-89% правильных ответов 50-69% правильных ответов 0-49% правильных ответов
Экзамен Экзамен по билетам. Каждый билет состоит из 3 заданий – два вопроса теоретических и один вопрос задача. Общий балл за экзамен составляет 100б, из них по 30б за теоретические вопросы и 40б за задачу. 100= 30+30+40 Теоретические вопросы - обучающийся демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, есть уточняющие схемы при необходимости вопроса. Задача - выполнена без ошибок и недочетов, должны быть выполнены не менее 90% заданий, указаны все единицы измерения, дано оформлено верно есть проверка и векторные диаграммы, при необходимости Экзамен по билетам. Каждый билет состоит из 3 заданий – два вопроса теоретических и один вопрос задача. Общий балл за экзамен составляет 100б, из них по 30б за теоретические вопросы и 40б за задачу. 100= 30+30+40 Теоретические вопросы - обучающийся демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, но при этом делает несущественные ошибки Задача - выполнена без ошибок, но есть недочеты, при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Должны быть выполнены от 70 до 89% заданий, указаны все единицы измерения, дано оформлено верно есть проверка и векторные диаграммы, при необходимости Экзамен по билетам. Каждый билет состоит из 3 заданий – два вопроса теоретических и один вопрос задача. Общий балл за экзамен составляет 100б, из них по 30б за теоретические вопросы и 40б за задачу. 100= 30+30+40 Теоретические вопросы - обучающийся демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно Задача - обучающийся правильно выполнил не менее 50% всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов Экзамен по билетам. Каждый билет состоит из 3 заданий – два вопроса теоретических и один вопрос задача. Общий балл за экзамен составляет 100б, из них по 30б за теоретические вопросы и 40б за задачу. 100= 30+30+40 Теоретические вопросы обучающийся демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры Задача- ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 50% всей работы
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Цель, объем и содержание курса «Энергосберегающие технологии в электроэнергетике». Структура мирового энергопотребления. Динамика роста энергопотребления в мире и в Казахстане. Факторы, обуславливающие актуальность энергосбережения.
  • Роль традиционных и местных видов топлива Потенциал сбережения тепловой и электрической энергии в отдельных отраслях хозяйственной деятельности в Казахстане.
  • Государственная политика в области повышения эффективности использования энергии. Нормативно-правовая и нормативно-техническая база энергосбережения.
  • Структура, масштабы и эффективность использования топливно-энергетических ресурсов. Традиционные и перспективные направления повышения эффективности использования ТЭР при производстве и потреблении ТЭР.
  • Влияние тарифов на топливо и энергию на эффективность энергосберегающих мероприятий и технических решений. Энергосберегающие технологии в энергоемких отраслях промышленности.
  • Методы и критерии оценки эффективности ресурсосбережения. Нормативная база. Балансовые соотношения для анализа энергопотребления
  • Тепловые и материальные балансы. Эксергетический баланс. Энергобалансы промышленных предприятий. Виды балансов (синтетический, аналитический, общий, частный), назначение и методы их составления (инструментальный, расчетный, расчетно-нормативный, документальный).
  • Связь энергобалансов с КПД производственных процессов, установок и систем, Нормы потребления ТЭР технологические, цеховые, общезаводские и отраслевые.
  • Системы энергоснабжения и энергопотребления промышленных предприятий. Общезаводские и цеховые системы жизнеобеспечения (отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, водо-,хладо- и воздухоснабжения).
  • Методы оценки и показатели их эффективности. Структура потребления ТЭР промышленными предприятиями. Особенности расчета технологической нагрузки систем и установок непрерывного и периодического действия, отопительно-вентиляционной нагрузки, потребления ТЭР в системах горячего водоснабжения.
  • Основы энергоаудита объектов теплоэнергетики. Методика и организация проведения энергоаудита. Виды энергоаудита, основные этапы организации и проведения работ по экспресс-аудиту и углубленному обследованию энергохозяйств предприятий и организаций. Экспресс-аудит.
  • Методика экспресс-аудита. Основные цели и задачи. Методика сбора информации о потреблении энергоресурсов и основном энергопотребляющем оборудовании. Анализ энергетических показателей энергоиспользования организаций и его отдельных подразделений. Углубленные энергетические обследования. Методика углубленного обследования энергохозяйства организаций. Основные цели и задачи углубленного обследования.
  • Организация учета котельно-печного топлива, тепловой и электрической энергии, воды и сжатого воздуха. Приборное обеспечения энергоаудита. Типовые объекты, задачи и специфика диагностических измерений в организациях. Методы и средства измерений. Выбор средств измерений для оценки параметров тепловых и электрических систем, расхода жидкостей, скорости потоков воздуха, температуры, освещенности и др. Энергетический паспорт промышленных предприятий и объектов ЖКХ. Содержание расчетно-пояснительной записки и форм паспорта.
  • Энергосбережение при производстве и распределении тепловой и электрической энергии. Эффективные техника и технологии для производства, передачи и использования энергии. Оптимизация энергетического баланса. Использование вторичных энергетических ресурсов. Энергосбережение в промышленных котельных. Методика разработки баланса котельно-печного топлива на основе расчетных и расчетно-опытных методов. Анализ расходной части баланса.
  • Энергосбережение при электроснабжении промышленных предприятий, объектов аграрно-промышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства; энергосбережение в системах освещения. Качество электрической энергии. Методика разработки баланса электрической энергии. Анализ расходной части баланса. Энергосберегающие мероприятия при использовании электрической энергии. Организация учета тепловой энергии и теплоносителей. Организация учета электрической энергии
Основная литература
  • 1.Законодательные акты РК. Закон об энергосбережении РК. Дополнения и изменения в закон об энергосбережении. 2. Энергетическое обследование и энергосбережение: учебное электронное пособие / В.А.Жуков, Н.В.Силин: Владивосток: Из-во: Дальневосточный федеральный университет, 2015 -138 с. 3. Электроэнергетика / Ю. В. Шаров. — Москва : Форум : Инфра-М, 2017 . — 383 с. 4. Книга в библиотеке. Энергосберегающие технологии в АПК / В. А. Коротинский. Том 1. Энергосбережение в энергетике; Год. 2022 ; Объем. 436 с. ; ISBN. 978-5-8114-8896-4 5. Giuliano Dall’O’ (8 April 2013). Green Energy Audit of Buildings: A guide for a sustainable energy audit of buildings. Springer Science & Business Media. pp. 377 6. Афонин А.М., Царегородцев Ю.Н.. Петрова А.М., Петрова С.А. Энергосберегающие технологии Учебное пособие - Москва: Форум, 2014. - 256 с. 7. Сибикин М.Ю., Сибикин Ю.Д. Технологии энергосбережения Учебное издание –Москва: Форум, 2015. 375 с. 8. Данилов Н.И. Энергосбережение. Екатеринбург: Энерго-Пресс, 2014. 108 с
Дополнительная литература
  • 9. Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Энциклопедия энергосбережения. / - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2014. 352 с. 10. Данилов Н.И., Евпланов А.И., Михайлов В.Ю., Щелоков Я.М.. Энергосбережение: Введение в проблему. Екатеринбург: ИД « Сократ», 2015. 208 с. 11.Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Энергосбережение для всех / Екатеринбург: РИА «Энерго-Пресс», 2013. 132 с. Журнал «Энергосбережение» ООО ИИП «АВОК-ПРЕСС».