Многофакторные модели прогнозирования элементов АТП

Красавин Александр Львович

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: В дисциплине изучаются модели прогнозирования, основные средства выражения современных моделей прогнозирования, требования, предъявляемые к моделям. Освещаются вопросы, связанные с принципами и правилами построения прогнозной модели. Рассматривается классификация методов прогнозирования. Приобретаются навыки в разработке адекватной прогнозной модели описывающей технические процессы и процессы производства, а также процесса развития научных исследований.

Betrag der Credits: 5

Пререквизиты:

  • Нелинейные системы автоматического регулирования

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten 15
Laborarbeiten 15
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 75
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle Устный экзамен

Komponente: Компонент по выбору

Zyklus: Базовые дисциплины

Цель
  • овладение знаниями и навыками по созданию математических моделей, которые позволяют прогнозировать различные элементы и параметры в автоматизированных технологических процессах.
Задача
  • изучение основных понятий и методов многофакторного анализа и моделирования;
  • освоение методов оценки параметров, диагностики и оптимизации многофакторных моделей прогнозирования;
  • формирование навыков прогнозирования элементов автоматизированных технологических процессов.
Результат обучения: знание и понимание
  • Обобщать и сравнивать различные статистические методы прогнозирования и их применение в контексте автоматизации технологических процессов
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Формулировать выбор элементов автоматизированных технологических процессов с использованием многофакторных моделей прогнозирования;
Результат обучения: формирование суждений
  • Анализировать влияние различных факторов на процессы автоматизации и строить модели, учитывающие взаимосвязь между ними, различные методики оценки точности и стабильности прогнозов, а также методы идентификации и устранения возможных проблем искажения данных.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Оценивать информацию о прогнозировании элементов автоматизированных технологических процессов;
  • Обсуждать результаты совместной работы и командного взаимодействия в решении задач автоматизации технологических процессов;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Показывать практические навыки использования специализированных программных средств и инструментов для разработки и оценки многофакторных моделей.
Lehrmethoden

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Практические работы 1-7 0-100
Лабораторные работы 1-7
2  Bewertung Практические работы 8-15 0-100
Лабораторные работы 8-15
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Работа на лабораторных занятиях Проявлена превосходная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения полностью освоены. Результат лабораторной работы полностью соответствует её целям. Проявлена хорошая теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения в основном освоены. Результат лабораторной работы в основном соответствует её целям. Проявлена удовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения частично освоены. Результат лабораторной работы частично соответствует её целям. Проявлена неудовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения не своены. Результат лабораторной работы не соответствует её целям.
Работа на практических занятиях Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. Выполнил работу по требованию к оценке «отлично», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки "удовлетворительно" или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в многофакторные модели прогнозирования элементов автоматизированных технологических процессов: общая информация о моделях прогнозирования и их применении в автоматизированных технологических процессах.
  • Методы сбора данных для многофакторных моделей прогнозирования: различные подходы и инструменты для сбора и обработки данных для построения моделей прогнозирования.
  • Построение многофакторных моделей прогнозирования: основные этапы и подходы к разработке моделей прогнозирования на основе множественных факторов.
  • Оценка качества и выбор оптимальной модели прогнозирования: методы оценки точности и надежности многофакторных моделей и их применение для выбора наилучшей модели прогнозирования.
  • Методы прогнозирования на основе регрессионных моделей: анализ и прогнозирование данных с использованием различных регрессионных моделей.
  • Методы прогнозирования на основе временных рядов: анализ и прогнозирование временных рядов с использованием соответствующих методов и моделей.
  • Методы прогнозирования на основе искусственных нейронных сетей: применение нейронных сетей для прогнозирования элементов автоматизированных технологических процессов.
  • Методы прогнозирования на основе генетических алгоритмов: использование генетических алгоритмов для построения и оптимизации многофакторных моделей прогнозирования.
  • Методы прогнозирования на основе машинного обучения: применение алгоритмов машинного обучения для прогнозирования элементов автоматизированных технологических процессов.
  • Методы прогнозирования на основе кластерного анализа: анализ и группировка данных с помощью кластерных методов для последующего прогнозирования.
  • Интеграция многофакторных моделей прогнозирования в автоматизированные системы управления технологическими процессами: применение моделей прогнозирования для оптимизации работы автоматизированных систем управления.
  • Интеграция многофакторных моделей прогнозирования с системами мониторинга и диагностики: использование моделей прогнозирования для раннего выявления проблем и аномалий в автоматизированных технологических процессах.
  • Применение многофакторных моделей прогнозирования в промышленности: примеры и практические советы по применению моделей прогнозирования в различных отраслях промышленности.
  • Вычислительные аспекты применения многофакторных моделей прогнозирования: оптимизация вычислительных процессов и выбор подходящих методов для эффективного прогнозирования.
  • Тенденции развития многофакторных моделей прогнозирования в автоматизированных технологических процессах: обзор новых подходов и инноваций в области многофакторного прогнозирования для технологических процессов.
Основная литература
  • Демин А, Дмитриева С. Прогнозирование технических процессов методами матмоделирования. Ч.1. Математические методы аналитического и компьютерного моделирования для прогнозирования состояния техногенной среды. - Издательство: LAP LAMBERT Academic, 2016 - 196 с.
  • Галустов, Г. Г. Математическое моделирование и прогнозирование в технических системах: Учебное пособие / Галустов Г.Г., Седов А.В. - Ростов-на-Дону:Издательство ЮФУ, 2016. - 107 с.
Дополнительная литература
  • Chen, Y., & Bao, T. (2019). Multi-factor prediction models for automated technological processes: A comprehensive review and performance comparison. Journal of Manufacturing Systems, 52, 155-166.
  • Nguyen, T. A., & Wang, S. (2018). A novel multi-factor model for predicting elements of automated technological processes. Expert Systems with Applications, 100, 267-278.
  • Li, M., & Dong, C. (2017). Multi-factor modeling and prediction of elements in automated technological processes using machine learning techniques. Computers & Industrial Engineering, 107, 131-142.
  • Zhang, Q., & Liu, Y. (2016). Multi-factor prediction models for optimizing automated technological processes in manufacturing. International Journal of Production Research, 54(4), 1131-1143.
  • Wang, H., & Luo, Y. (2015). A comparative study of multi-factor prediction models for automated technological processes in the semiconductor industry. Journal of Intelligent Manufacturing, 26(2), 309-322.