Методы искусcтвенного интеллекта

Григорьева Светлана Владимировна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина посвящена изучению вопросов, связанных с применением методов искусственного интеллекта при проектировании современных систем автоматизации технических объектов. Рассматриваются основные этапы и направления развития искусственного интеллекта, особенности построения систем, основанных на знаниях, основные стратегии поиска решений в задачах искусственного интеллекта, а также модели представления и использования знаний: продукционный, фреймовый подходы, семантические сети, формальные логические модели, методы обработки нечётких знаний. Описаны основные методы искусственного интеллекта, применяемые при анализе, разработке и реализации интеллектуальных систем. Основной акцент сделан на изучении методов разработки и создания экспертных систем.

贷款数: 6

Пререквизиты:

  • Автоматизация технических систем

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)*
*LaboratoryWork(zh-CN)* 30
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 90
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* устный экзамен

零件: Вузовский компонент

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Формирование теоретических и практических навыков для решения научно-исследовательских и прикладных задач связанных с проектированием сложных управляемых систем на основе использования методов искусственного интеллекта для решения задач управления техническими системами, функционирующих в условиях неопределенности.
Задача
  • изучение основных подходов, лежащих в основе методов искусственного интеллекта и способов их реализации;
  • освоение способов представления и методов работы со знаниями при разработке интеллектуальных систем управления техническими объектами;
  • формирование навыков по подготовке данных, преобразованию их в знания и созданию моделей представления знаний для машинной обработки
  • формирование навыков применения математического аппарата принятия решений на основе экспертных систем, нечеткой логики, искусственных нейронных сетей и генетических алгоритмов для построения систем управления техническими объектами.
Результат обучения: знание и понимание
  • описывать основные модели и средства представления знаний, методы поиска решений в различных типах пространств состояний,
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • применять методы и средства представления знаний при построении модели заданной предметной области,
  • выбирать методы искусственного интеллекта для решения практических задач и оценивать целесообразность применения в конкретных задачах;
Результат обучения: формирование суждений
  • объяснять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности в области моделирования и анализа сложных естественных и искусственных систем;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • демонстрировать культуру научного исследования, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • применять знание основных методов искусственного интеллекта в последующей профессиональной деятельности в качестве научных сотрудников, преподавателей вузов, инженеров;
*TeachingMethods(zh-CN)*

технологии учебно-исследовательской деятельности

информационно-коммуникационные технологии

модульная технология обучения

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Выполнение и защита лабораторной работы "Методы искусственного интеллекта" 0-100
Выполнение и защита лабораторной работы "Архитектура системы искусственного интеллекта"
Выполнение и защита лабораторной работы "Представление знаний в форме продукций"
Выполнение и защита лабораторной работы "Семантические сети"
Выполнение и защита лабораторной работы "Фреймовая модель представления знаний"
Выполнение и защита лабораторной работы "Формальные логические модели"
Выполнение и защита лабораторной работы "Представление декларативного знания о понятии исследуемой предметной области"
Рубежный контроль 1
2  *Rating(zh-CN)* Выполнение и защита лабораторной работы "Нечеткие модели" 0-100
Выполнение и защита лабораторной работы "Проектирование экспертной системы"
Выполнение и защита лабораторной работы "Методы экспертного оценивания"
Выполнение и защита лабораторной работы "Экспертная система на основе байесовских сетей доверия"
Выполнение и защита лабораторной работы "Нейросетевые модели"
Выполнение и защита лабораторной работы "Эволюционные вычисления"
Рубежный контроль 2
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Работа на лабораторных занятиях Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. Выполнил работу по требованию к оценке «отлично», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки "удовлетворительно" или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Устный опрос В ответе качественно раскрыто содержание темы. Ответ хорошо структурирован. Прекрасно освоен понятийный аппарат. Продемонстрирован высокий уровень понимания материала. Превосходное умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Основные вопросы темы раскрыты. Структура ответа в целом адекватна теме. Хорошо освоен понятийный аппарат. Продемонстрирован хороший уровень понимания материала. Хорошее умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Тема частично раскрыта. Ответ слабо структурирован. Понятийный аппарат освоен частично. Понимание отдельных положений из материала по теме. Удовлетворительное умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Тема не раскрыта. Понятийный аппарат освоен неудовлетворительно. Понимание материала фрагментарное или отсутствует. Неумение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в искусственный интеллект. Понятие об искусственном интеллекте. Направления исследований в области искусственного интеллекта. Методы искусственного интеллекта. Взаимосвязь направлений развития, задач и методов искусственного интеллекта.
  • Представление знаний в интеллектуальных системах. Данные и знания. Основные понятия. Свойства знаний. Типы и виды знаний. Базы знаний. Архитектура систем искусственного интеллекта.
  • Поиск в пространстве состояний. Хорошо и плохо структурированные предметные области. Поиск в пространстве состояний. Пространство состояний. Методы полного перебора. Методы эвристического поиска. Модели представления знаний.
  • Продукционная модель для представления знаний. Понятие продукционной модели. Описание предметной области правилами и фактами. Логический вывод в продукционной системе. Принципы организации продукционных правил в базе знаний. Структурирование базы правил. Преимущества и недостатки продукционной модели.
  • Представление знаний семантическими сетями. Понятие семантической сети. Типы объектов и связей. Логический вывод в семантической сети. Преимущества и недостатки семантической сети.
  • Фреймовая модель представления знаний. Понятие фрейма. Структура фрейма. Типы фреймов. Фреймовая система. Логический вывод во фреймовой системе. Преимущества и недостатки фреймового подхода.
  • Логическая модель для представления знаний. Виды логических моделей, общие термины и определения. Формальная логика. Математическая реализация формальной логики.
  • Представление нечетких знаний. Методы представления ненадёжных знаний. Методы представления размытых знаний и нечёткий вывод.
  • Основы нечеткой логики. Краткая историческая справка. Основные идеи и практическое применение нечеткой логики. Понятие нечеткого высказывания и нечеткого предиката. Основная структура и принцип работы системы нечёткой логики. Фаззификация, правила логических выводов и дефаззификация. Пример использования системы с нечёткой логикой.
  • Экспертные системы. Основные понятия. Классификация и область применения экспертных систем. Структура и принципы функционирования экспертных систем. Предпочтительное использование экспертных систем.
  • Технология разработки экспертных систем. Принципы функционирования экспертных систем. Требования для реализации экспертной системы. Этапы разработки экспертных систем. Инструментальные средства для экспертных систем.
  • Выявление знаний от экспертов. Экспертное оценивание как процесс измерения. Связь эмпирических и числовых систем. Методы измерения степени влияния объектов. Подходы к формированию и оценке компетентности группы экспертов. Характеристики и режимы работы группы экспертов.
  • Обработка экспертных оценок. Задачи обработки. Групповая экспертная оценка объектов при непосредственном оценивании. Обработка парных сравнений. Определение обобщенных ранжировок.
  • Экспертные системы с неопределенными знаниями. Неопределенности в экспертных системах и проблемы порождаемые ими. Теория субъективных вероятностей. Байесовское оценивание. Теорема Байеса как основа управления неопределенностью.
  • Байесовские сети доверия как средство разработки экспертных систем. Основные понятия и определения. Простейшая байесовская еть доверия. Процесс рассуждения (вывода) в байесовских сетях доверия. Байесовские сети доверия как одно из направления современных экспертных систем. Представление знаний с использованием байесовской сети доверия и условная независимость событий.
  • Искусственные нейронные сети. Возможности искусственных нейронных сетей. Искусственный нейрон.Классификация искусственных нейронных сетей. Статические линейные однослойные нейронные сети. Самоорганизующиеся нейронные сети. Развитие моделей нейросетей и методов их обучения.
  • Многослойные нейронные сети. Обучение многослойных нейронных сетей. Статические многослойные нейронные сети. Алгоритмы обучения статических многослойных нейронных сетей. Динамические алгоритмы обучения многослойных нейронных сетей. Алгоритм обратного распространения ошибки.
  • Методы эволюционного моделирования. Генетические алгоритмы. Генетическое программирование. Эволюционные стратегии. Эволюционное программирование.
Основная литература
  • Модели и методы искусственного интеллекта : учеб. пособие / Т. Г. Пенькова, Ю. В. Вайнштейн. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2019. – 116 с.
  • Смолин Д.В. Введение в искусственный интеллект: конспект лекций. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2017. - 208с.
  • Остроух А.В. Введение в искусственный интеллект: монография – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2020. – 250 с.
  • Родзин С.И., Родзина О.Н. Модели представления знаний. практикум по курсу "Системы искусственного интеллекта": учебное пособие. -Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2014. - 151 с.
  • Хабаров С. Экспертные системы. Конспект лекций [Электронный ресурс]. - ttp://www.habarov.spb.ru/main_es.htm
  • Ростовцев В.С. Искусственные нейронные сети : учебник для вузов / В. С. Ростовцев. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2021. - 216 с.
  • Рутковская Д., Пилиньский М., Рутковский Л. Нейронные сети, генетические алгоритмы и нечеткие системы: пер. с польск. - М.: Горячая линия - Телеком, 2006. - 452с.
Дополнительная литература
  • Боровская Е.В. , Давыдова Н.А. Основы искусственного интеллекта: учебное пособие. -М.: Лаборатория знаний, 2020. -130 с.
  • Джарратано Д., Г. Райли. Экспертные системы. Принципы разработки и программирование. - М.: Изд. Вильямс, 2011. - 775 с.
  • Джексон Питер. Введение в экспертные системы : [Пер. с англ. В. Т. Тертышного] / Питер Джексон. - 3. изд. - М. [и др.] : Вильямс, 2001. - 622 с.
  • Таулли Т. Основы искусственного интеллекта: нетехнические введение: пер. с англ. – СПб.: БХВ-Петербург, 2021.–288с.
  • Сириченко А. В. Интеллектуальные системы контроля и управления. Практикум : учебное пособие / А. В. Сириченко. — Москва : МИСИС, 2020. — 24 с.
  • Сириченко А. В. Искусственные нейронные сети. Практикум : учебное пособие / А. В. Сириченко. — Москва : МИСИС, 2022. — 26 с.