Автоматтандыру мен басқарудың жергілікті жүйесі

Алибеккызы Карлыгаш

Оқытушының портфолиосы

Сипаттама: Пән автоматтандыру және басқару жүйелерін құру қарастырылады. Қазіргі заманғы жергілікті автоматтандыру және басқару жүйелерін, өндіріс реттеушілерін құрудың принциптерін білу, олардың негізінде мұндай жүйелер құрылады және реттеушілердің параметрлерін есептеу дағдылары қалыптасады.

Кредиттер саны: 5

Пререквизиты:

  • Автоматты реттеудің сызықтық жүйесі

Пәннің еңбек сыйымдылығы:

Жұмыс түрлері сағат
Дәрістер 15
Практикалық жұмыстар
Зертханалық жұмыстар 30
СӨЖО 30
СӨЖ 75
Қорытынды бақылау нысаны емтихан
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны

Компонент: Таңдау бойынша компонент

Цикл: Базалық пәндер

Мақсат
  • микроконтроллерлер мен бағдарламаланатын логикалық контроллерлер негізінде жергілікті басқару жүйелерін құру, жұмыс істеу, басқару, реттеудің теориялық және практикалық негіздерін меңгеру.
Міндет
  • икроконтроллерлер мен бағдарламаланатын логикалық контроллерлер негізінде жергілікті басқару жүйелерінің құрылысы мен жұмысы, басқару, реттеу бойынша білімдерді дамыту;
  • автоматты басқару теориясының элементтерін және автоматтандырудың техникалық құралдарының заманауи кешендерін білу негізінде автоматтандыру және басқару жүйелерін құру дағдыларын қалыптастыру;
  • техникалық жүйелердің жоғары сапалы жұмыс істеуін қамтамасыз ететін басқару, реттеу және басқару алгоритмдерінің осы негізінде объектілерді инженерлік зерттеу және синтездеу дағдыларын меңгеру.
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
  • описывать перспективы и тенденции развития, принципы построения, элементную базу локальных систем управления, контроля, регулирования;
  • описывать систему команд, архитектуру, структуру и языки программирования микроконтроллеров и программируемых логических контроллеров;
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
  • применять методы математического анализа и моделирования, основы теоретического и экспериментального исследования в области построения локальных систем автоматизации
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
  • ставить и решать инновационные задачи инженерного анализа, связанные с разработкой технических систем управления с использованием аналитических методов и сложных моделей.
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
  • сообщать тенденции в области автоматизации производственных систем, перспективные направления и возможности практического применения, как специалистам, так и не специалистам;
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
  • выбирать подходящие методы и алгоритмы управления, производить синтез, проектирование, конструирование и настройку управляющих устройств на базе последних достижений науки и техники
Оқыту әдістері

оқу және ғылыми-зерттеу қызметінің технологиялары;

коммуникациялық технологиялар;

модульдік оқыту технологиясы

Білім алушының білімін бағалау

Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.

Кезең Тапсырма түрі Өлшем
1  рейтинг Выполнение и защита лабораторной работы "Анализ объекта моделирования как системы модели". 0-100
Выполнение и защита лабораторной работы "Построение структурной схемы локальной системы автоматизации."
Выполнение и защита лабораторной работы "Построение функциональной схемы локальной системы автоматизации".
Выполнение и защита лабораторной работы "Моделирование системы контроля и управления".
Рубежный контроль 1
2  рейтинг Выполнение и защита лабораторной работы "Исследование двухпозиционных регуляторов и систем". 0-100
Выполнение и защита лабораторной работы "Исследование трехпозиционных регуляторов и систем".
Выполнение и защита лабораторной работы "Изучение принципов программирования контроллеров для управления технологическими процессами на базе алгоритмического языка Structured Control Language".
Выполнение и защита лабораторной работы "Изучение принципов программирования контроллеров для управления технологическими процессами на базе графического языка Function Block Diagram".
Рубежный контроль 2
Қорытынды бақылау емтихан 0-100
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
Тапсырма түрі 90-100 70-89 50-69 0-49
Өте жақсы Жақсы Қанағаттанарлық Қанағаттанарлықсыз
Собеседование по контрольным вопросам Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Работа на лабораторных занятиях Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. Выполнил работу по требованию к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Бағалау нысаны

Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:

  • Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
  • Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.

Қорытынды бағаны есептеу формуласы:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;

Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.

Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:

Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:

Әріптік жүйе бойынша бағалар Балдардың сандық эквиваленті Балдар (%-тік құрамы) Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар
A 4.0 95-100 Өте жақсы
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Жақсы
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Қанағаттанарлық
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Қанағаттанарлықсыз
F 0 0-24
Дәріс сабақтарының тақырыптары
  • Место локальных систем в иерархии систем управления
  • Задачи и объекты управления в автоматизированных производственных системах
  • Общие принципы управления
  • Анализ объектов управления
  • Элементы теории систем и моделирования
  • Структурная и функциональная схемы управляемого объекта
  • Информация в системах контроля и управления
  • Основы компьютерного управления
  • Передача информации в АСУ производственной системы
  • Программное обеспечение АСУ производственной системы
  • Инженерные методы анализа и синтеза систем автоматизации и управления
  • Перспективы развития автоматизированных систем управления
Негізгі әдебиет
  • Шемелин В. К., Хазанова О.В. Управление системами и процессами: Учебник – Старый Оскол : ТНТ, 2021. – 320 с.
  • Ковалев П.И. Введение в теорию моделирования систем управления: учебное пособие. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. - 68 с.
  • Колосов О.С. Технические средства автоматизации и управления: учебник для академического бакалавриата . - Москва: Юрайт, 2018. - 291 с.
  • Шишов О.В. Программируемые контроллеры в системах промышленной автоматизации: учебник. - Москва: ИНФРА-М, 2018. - 365 с.
Қосымша әдебиеттер
  • Федотов А.В. Автоматизация управления в производственных системах. - Омск, 2001. - 354 c.
  • Карташов Б.А. Компьютерные технологии и микропроцессорные средства в автоматическом управлении: учебное пособие – Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. – 541 с.
  • Технические средства автоматизации и управления: учебное пособие / О. В. Шишов. - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 396 с.
  • Сеньков, А. Г. Автоматика. Лабораторный практикум: учебно-методическое пособие / А. Г. Сеньков, Н. М. Матвейчук, Е. Е. Мякинник. – Минск : БГАТУ, 2017. – 204 с.