Локальные системы автоматизации и управления

Алибеккызы Карлыгаш

Портфолио преподавателя

Описание: В данной дисциплине рассматриваются вопросы синтеза систем автоматизации и управления. Формируются знания принципов построения современных локальных систем автоматизации и управления на базе микроконтроллеров и программируемых логических контроллеров, а также приобретаются навыки расчета параметров настройки регуляторов.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Линейные системы автоматического регулирования

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы
Лабораторные работы 30
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля устный экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • освоение теоретических и практических основ построения, функционирования локальных систем управления, контроля, регулирования на основе микроконтроллеров и программируемых логических контроллеров.
Задача
  • приобретение теоретических и практических знаний по построению и эксплуатации локальных систем управления, контроля, регулирования на основе микроконтроллеров и программируемых логических контроллеров;
  • формирование умений построения систем автоматизации и управления на основе знания элементов теории автоматического управления и современных комплексов технических средств автоматизации;
  • приобретение навыков по инженерным исследованиям объектов и синтезу на этой основе алгоритмов контроля, регулирования и управления, обеспечивающих качественное функционирование технических систем.
Результат обучения: знание и понимание
  • описывать перспективы и тенденции развития, принципы построения, элементную базу локальных систем управления, контроля, регулирования;
  • описывать систему команд, архитектуру, структуру и языки программирования микроконтроллеров и программируемых логических контроллеров;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • применять методы математического анализа и моделирования, основы теоретического и экспериментального исследования в области построения локальных систем автоматизации
Результат обучения: формирование суждений
  • ставить и решать инновационные задачи инженерного анализа, связанные с разработкой технических систем управления с использованием аналитических методов и сложных моделей.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • сообщать тенденции в области автоматизации производственных систем, перспективные направления и возможности практического применения, как специалистам, так и не специалистам;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • выбирать подходящие методы и алгоритмы управления, производить синтез, проектирование, конструирование и настройку управляющих устройств на базе последних достижений науки и техники
Методы преподавания

технологии учебно-исследовательской деятельности

информационно-коммуникационные технологии

модульная технология обучения

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Выполнение и защита лабораторной работы "Анализ объекта моделирования как системы модели". 0-100
Выполнение и защита лабораторной работы "Построение структурной схемы локальной системы автоматизации."
Выполнение и защита лабораторной работы "Построение функциональной схемы локальной системы автоматизации".
Выполнение и защита лабораторной работы "Моделирование системы контроля и управления".
Рубежный контроль 1
2  рейтинг Выполнение и защита лабораторной работы "Исследование двухпозиционных регуляторов и систем". 0-100
Выполнение и защита лабораторной работы "Исследование трехпозиционных регуляторов и систем".
Выполнение и защита лабораторной работы "Изучение принципов программирования контроллеров для управления технологическими процессами на базе алгоритмического языка Structured Control Language".
Выполнение и защита лабораторной работы "Изучение принципов программирования контроллеров для управления технологическими процессами на базе графического языка Function Block Diagram".
Рубежный контроль 2
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Собеседование по контрольным вопросам Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Работа на лабораторных занятиях Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. Выполнил работу по требованию к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Место локальных систем в иерархии систем управления
  • Задачи и объекты управления в автоматизированных производственных системах
  • Общие принципы управления
  • Анализ объектов управления
  • Элементы теории систем и моделирования
  • Структурная и функциональная схемы управляемого объекта
  • Информация в системах контроля и управления
  • Основы компьютерного управления
  • Передача информации в АСУ производственной системы
  • Программное обеспечение АСУ производственной системы
  • Инженерные методы анализа и синтеза систем автоматизации и управления
  • Перспективы развития автоматизированных систем управления
Основная литература
  • Шемелин В. К., Хазанова О.В. Управление системами и процессами: Учебник – Старый Оскол : ТНТ, 2021. – 320 с.
  • Ковалев П.И. Введение в теорию моделирования систем управления: учебное пособие. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. - 68 с.
  • Колосов О.С. Технические средства автоматизации и управления: учебник для академического бакалавриата . - Москва: Юрайт, 2018. - 291 с.
  • Шишов О.В. Программируемые контроллеры в системах промышленной автоматизации: учебник. - Москва: ИНФРА-М, 2018. - 365 с.
Дополнительная литература
  • Федотов А.В. Автоматизация управления в производственных системах. - Омск, 2001. - 354 c.
  • Карташов Б.А. Компьютерные технологии и микропроцессорные средства в автоматическом управлении: учебное пособие – Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. – 541 с.
  • Технические средства автоматизации и управления: учебное пособие / О. В. Шишов. - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 396 с.
  • Сеньков, А. Г. Автоматика. Лабораторный практикум: учебно-методическое пособие / А. Г. Сеньков, Н. М. Матвейчук, Е. Е. Мякинник. – Минск : БГАТУ, 2017. – 204 с.