Интеллектуальные системы управления и нейронные сети

Григорьева Светлана Владимировна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина посвящена изучению вопросов, связанных с построением интеллектуальных систем управления сложными динамическими объектами в классе многоуровневых иерархических систем. Рассматриваются теоретические основы построения интеллектуальных систем управления с использованием нечеткой логики, нейронных сетей. Описаны нейросетевые технологии в системах управления, синтез управляющих систем на основе нечеткой логики. Рассмотрены основные задачи и примеры их решения в интеллектуальных системах управления.

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Автоматизация технических систем

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)*
*LaboratoryWork(zh-CN)* 30
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* устный экзамен

零件: Компонент по выбору

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • подготовка высококвалифицированного специалиста, глубоко знающего теорию и практику построения интеллектуальных систем управления на основе новейших инновационных технологий, умеющего выполнять расчеты систем автоматизации с широким использованием современной компьютерной техники.
Задача
  • освоение основных принципов организации интеллектуальных систем управления, методов и технологий при их использовании;
  • овладение аппаратом нечеткой логики, теории нечетких множеств, нейронных сетей для решения задач прикладной математики, а также построения и исследования соответствующих нечетких и нейросетевых моделей систем управления;
  • формирование научных представлений о принципах и методах проектирования, разработки и эксплуатации интеллектуальных систем управления применяемых в области автоматизации управления техническими системами;
  • овладение способностью к организации и проведению экспериментальных исследований и компьютерного моделирования с применением современных средств и методов.
Результат обучения: знание и понимание
  • описывать технологии, методы и средства синтеза систем интеллектуального управления;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • выбирать информационные технологии для построения интеллектуальных систем управления техническими системами и технологическими процессами;
Результат обучения: формирование суждений
  • анализировать данные по расчету устойчивости, оценивать точность и качество интеллектуальных систем управления;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • применять результаты освоения дисциплины в профессиональной деятельности;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • применять аппарат нечеткой логики, теории нечетких множеств, нейронных сетей для построения и исследования моделей интеллектуальных систем управления;
  • применять пакет прикладных программ MATLAB для исследования и моделирования интеллектуальных систем управления.
*TeachingMethods(zh-CN)*

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);

построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;

информационно-коммуникационная (занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);

поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность в процессе обучения);

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Лабораторная работа "Синтез функций принадлежности" 0-100
Лабораторная работа "Синтез нечеткой импликации".
Лабораторная работа "Дефаззификация".
Лабораторная работа "Синтез базы правил"
Лабораторная работа "Синтез регуляторов с нечеткой логикой"
Лабораторная работа "Проектирование систем управления на основе нечеткой логики"
Рубежный контроль 1
2  *Rating(zh-CN)* Лабораторная работа "Нейросетевая аппроксимация и прогнозирование функций" 0-100
Лабораторная работа "Классификация, кластеризация и распознавание на нейронных сетях"
Лабораторная работа "Нейронные сети в среде Simulink пакета MatLab"
Лабораторная работа "Сеть Кохонена, самоорганизующаяся нейронная сеть".
Лабораторная работа "Сеть Хопфилда".
Рубежный контроль 2
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Работа на лабораторных занятиях Проявлена превосходная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения полностью освоены. Результат лабораторной работы полностью соответствует её целям. Проявлена хорошая теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения в основном освоены. Результат лабораторной работы в основном соответствует её целям. Проявлена удовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения частично освоены. Результат лабораторной работы частично соответствует её целям. Проявлена неудовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения не освоены. Результат лабораторной работы не соответствует её целям.
Собеседование по контрольным вопросам В ответе качественно раскрыто содержание темы. Ответ хорошо структурирован. Прекрасно освоен понятийный аппарат. Продемонстрирован высокий уровень понимания материала. Превосходное умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Основные вопросы темы раскрыты. Структура ответа в целом адекватна теме. Хорошо освоен понятийный аппарат. Продемонстрирован хороший уровень понимания материала. Хорошее умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Тема частично раскрыта. Ответ слабо структурирован. Понятийный аппарат освоен частично. Понимание отдельных положений из материала по теме. Удовлетворительное умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Тема не раскрыта. Понятийный аппарат освоен неудовлетворительно. Понимание материала фрагментарное или отсутствует. Неумение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Интеллектуальные системы и технологии в инженерии знаний. Интеллектуальные системы и технологии в процессе решения трудноформализуемых задач. Классификация интеллектуальных систем. Архитектура интеллектуальных систем. Интеллектуальные технологии и их применения. Развитие интеллектуальных технологий.
  • Цели и задачи интеллектуального управления. Иерархическая организация интеллектуальных систем управления. Разработка интеллектуальных систем. Энтропия как мера качества процессов управления. Оптимизация процессов управления и принятия решений на различных уровнях иерархии интеллектуальных систем управления.
  • Интеллектуальные системы управления с использованием нечеткой логики. Нечеткая логика: история проблемы. Нечеткие множества и лингвистические переменные. Операции над нечеткими множествами.
  • Нечеткие алгоритмы. Общие принципы построения нечетких алгоритмов управления динамическими объектами.
  • Процедура синтеза нечетких регуляторов. Синтез адаптивной САУ с эталонной моделью на основе нечеткой логики. Нечеткий регулятор Такаги - Сугено.
  • Устойчивость систем с нечеткими регуляторами. Анализ устойчивости. Методика анализа устойчивости.
  • Практические примеры построения интеллектуальных систем управления с нечеткими регуляторами. Задача управления «перевернутым маятником». Управление движением подъемного крана. Управление полетом самолета. Программная и аппаратная реализация нечетких регуляторов.
  • Интеллектуальные системы управления с использованием нейронных сетей. Нечеткие нейронные сети. Общие принципы построения нейросетевых систем управления динамическими объектами.
  • Применение нейронных сетей в задачах идентификации динамических объектов. Подходы к решению задачи идентификации с помощью нейронных сетей. Нелинейная модель скользящего среднего.
  • Синтез структуры многорежимного нейросетевого регулятора. Цель и постановка задачи синтеза. Требования к структуре синтезируемого нейросетевого регулятора. Астатизм. Физическая реализуемость. Устойчивость и заданное качество процессов управления. Критерий минимальной сложности. Пример синтеза нейросетевого регулятора минимальной сложности. Задача синтеза многомерного нейросетевого регулятора.
  • Примеры построения нейросетевых систем управления динамическими объектами. Нейросетевая модель системы управления газотурбинного двигателя. Адаптивная нейросетевая система управления полетом летательного аппарата.
  • Программная и аппаратная реализация нейронных сетей. Нейрокомпьютеры. Направления в области создания нейрокомпьютеров. Программные и аппаратные средства и системы для реализации.
  • Применение интеллектуальных систем и технологий в профессиональной деятельности: организация диалога между человеком и интеллектуальной системой. Диалоговые системы, основанные на распознавании рукописного текста. Диалоговые системы, основанные на распознавании речи. Системы с биологической обратной связью. Системы с семантическим резонансом. Компьютерные технологии и интеллектуальный подсознательный интерфейс. Системы виртуальной реальности. Эффекты присутствия, деперсонализации и модификация сознания пользователя. Системы с дистанционным телекинетическим интерфейсом.
  • Разработка сложных предметно-ориентированных интеллектуальных систем на основе естественно-языкового интерфейса. Сравнительный анализ ЕЯ-интерфейсов и традиционных интерфейсов к структурированным источникам данных. Критерии качества ЕЯ-интерфейсов. Критерии стоимости построения и сопровождения ЕЯ-интерфейса. Вопросы портируемости. Основные составные части ЕЯ-интерфейсов.
  • Работы с основными объектами, процессами и явлениями, связанными с интеллектуальными системами и использование методов их научного исследования. Структура систем интеллектуального управления. Модели принятия решения в условиях конфликта. Определение оптимальной интеллектуальной системы принятия решения и управления в условиях конфликта.
Основная литература
  • Станкевич Л. А. Интеллектуальные системы и технологии: учебник и практикум для вузов. – М.: Изд-во Юрайт, 2023. - 495 с.
  • Ясницкий Л.Н. Интеллектуальные системы [Электронный ресурс]: учебник. – М.: Лаборатория знаний, 2016. – 224с. https://archive.org/details/20230506_20230506_0951/page/3/mode/2up
  • Васильев В.И., Ильясов Б.Г. Интеллектуальные системы управления. Теория и практика; учебное пособие. – М.:Радиотехника, 2009. – 392 с.
Дополнительная литература
  • Поляков А.Е., Иванов М.С. Основы теории интеллектуального управления энергосберегающими режимами. – СПб: Лань, 2022. – 284с.
  • Евменов В.П. Интеллектуальные системы управления: учебное пособие. – М.: Книжный дом «Либроком», 2009. – 304с.
  • Рутковская Д., Пилиньский М., Рутковский Л. Нейронные сети, генетические алгоритмы и нечеткие системы. – М.: Горячая линия-Телеком, 2013. – 384 с.
  • Тарасян, В.С. Пакет Fuzzy Logic Toolbox for Matlab : учеб. пособие / В.С. Тарасян. – Екатеринбург : Изд-во УрГУПС, 2013. – 112 с
  • Николаева С.Г. Нейронные сети. Реализация в Matlab: учебное пособие / С.Г. Николаева. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2015. – 92 с.
  • https://dokumen.tips/documents/fuzzy-logic-toolbox-users-guide.html
  • https://dokumen.tips/education/neural-network-toolbox-matlab.html