Машинное обучение и анализ данных

Григорьева Светлана Владимировна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина посвящена изучению алгоритмов, моделей и методов машинного обучения и способов их применения для решения практических задач; обработки и анализа больших данных; основ построения моделей и алгоритмов решения и оценки точности решения задач методами машинного обучения. Рассматриваются программные средства, современные языки программирования и библиотеки для анализа реальных наборов данных.

Количество кредитов: 6

Пререквизиты:

  • Линейные системы автоматического регулирования

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы
Лабораторные работы 30
СРОП 30
СРО 90
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля устный экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • изучение современных методов и инструментов машинного обучения и анализа данных для решения конкретных задач в области построения автоматизированных и интеллектуальных систем управления техническими объектами.
Задача
  • формирование целостного представления о методах машинного обучения для обработки и анализа больших данных;
  • овладение умениями разработки программ на языках Python и MatLab, реализующих алгоритмы машинного обучения;
  • овладение моделями и методами интеллектуального анализа данных и машинного обучения в задачах поиска информации, обработки и анализа данных;
  • приобретение навыков исследователя данных (data scientist) и разработчика математических моделей, методов и алгоритмов анализа данных.
Результат обучения: знание и понимание
  • показывать знания математических основ теории машинного обучения, основные классы алгоритмов машинного обучения.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • выбирать наиболее подходящие алгоритмы решения задач машинного обучения и оценивать качество построенных моделей
  • применять методы интеллектуального анализа данных и машинного обучения в задачах поиска информации, обработки и анализа данных систем автоматизации техническими объектами
Результат обучения: формирование суждений
  • анализировать, выделять особенности и комбинировать методы машинного обучения;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • сообщать тенденции в области автоматизации производственных систем, перспективные направления и возможности практического применения, как специалистам, так и не специалистам;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • демонстрировать навыки исследователя данных (data scientist) и разработчика математических моделей, методов и алгоритмов анализа данных.
Методы преподавания

технологии учебно-исследовательской деятельности

информационно-коммуникационные технологии

модульная технология обучения

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Лабораторная работа "Метрики качества задач классификации" 0-100
Лабораторная работа "Метрики качества задач классификации"
Лабораторная работа "Функции ошибок в машинном обучении"
Лабораторная работа "Алгоритмы кластеризации"
Рубежный контроль 1
2  рейтинг Лабораторная работа "Введение в обработку естественного языка" 0-100
Лабораторная работа "Методы оптимизации в глубоком обучении"
Лабораторная работа "Свёрточные сети и работа с изображениями"
Лабораторная работа "Анализ и предсказание временных рядов"
Рубежный контроль 2
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Работа на лабораторных занятиях Проявлена превосходная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения полностью освоены. Результат лабораторной работы полностью соответствует её целям. Проявлена хорошая теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения в основном освоены. Результат лабораторной работы в основном соответствует её целям. Проявлена удовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения частично освоены. Результат лабораторной работы частично соответствует её целям. Проявлена неудовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения не своены. Результат лабораторной работы не соответствует её целям.
Собеседование по контрольным вопросам В ответе качественно раскрыто содержание темы. Ответ хорошо структурирован. Прекрасно освоен понятийный аппарат. Продемонстрирован высокий уровень понимания материала. Превосходное умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Основные вопросы темы раскрыты. Структура ответа в целом адекватна теме. Хорошо освоен понятийный аппарат. Продемонстрирован хороший уровень понимания материала. Хорошее умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. ема частично раскрыта. Ответ слабо структурирован. Понятийный аппарат освоен частично. Понимание отдельных положений из материала по теме. Удовлетворительное умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Тема не раскрыта. Понятийный аппарат освоен неудовлетворительно. Понимание материала фрагментарное или отсутствует. Неумение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в теорию и практику машинного обучения
  • Задачи машинного обучения
  • Способы обучения и оценки его качества
  • Типовые задачи при подготовке данных и обучении моделей
  • Математическое обеспечение теории машинного обучения
  • Модели и методы машинного обучения
  • Фундаментальные алгоритмы
  • Анатомия алгоритмов обучения
  • Проектирование признаков, переобучение и настройка гиперпараметров
  • Модели и методы нечеткой логики
  • Нейронные сети и глубокое обучение
  • Проблемы и решения обучения моделей
  • Продвинутые методики
  • Обучение без учителя
  • Разработка приложений в сфере машинного обучения
Основная литература
  • Бурков А. Машинное обучение без лишних слов. - СПб.: Питер, 2020. — 192 с.
  • Основы машинного обучения : учебное пособие / О.В. Лимановская, Т.И. Алферьева ; Мин-во науки и высш. образования РФ.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. — 88 с.
  • Гладилин П.Е., Боченина К.О., Технологии машинного обучения– СПб: Университет ИТМО, 2020. – 75 с.
Дополнительная литература
  • Теория и практика машинного обучения : учебное пособие / В. В. Воронина, А. В. Михеев, Н. Г. Ярушкина, К. В. Святов. – Ульяновск : УлГТУ, 2017. – 290 с.
  • Mehryar Mohri, Afshin Rostamizadeh, Ameet Talwalkar. Foundations of Machine Learning. - MIT Press, 2018. – 504с.