Таратылған компьютерлік ақпараттық-басқару жүйелері
Сипаттама: Пән таратылған ақпараттық және басқару жүйелерінің құрылымы мен жұмыс істеу принциптерін, берілген құрылымдағы элементтер арасында мәліметтер алмасуды ұйымдастыру әдістерін, оларды құру үшін қолданылатын бағдарламалық және аппараттық құралдарды зерттеуге арналған. CASE-құралдарын пайдалана отырып, таратылған ақпараттық және басқару жүйелерін әзірлеу әдістерін зерттеуге арналған.
Кредиттер саны: 5
Пререквизиты:
- Автоматты реттеудің сызықтық жүйесі
Пәннің еңбек сыйымдылығы:
Жұмыс түрлері | сағат |
---|---|
Дәрістер | 15 |
Практикалық жұмыстар | |
Зертханалық жұмыстар | 30 |
СӨЖО | 30 |
СӨЖ | 75 |
Қорытынды бақылау нысаны | емтихан |
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны |
Компонент: Таңдау бойынша компонент
Цикл: Базалық пәндер
Мақсат
- Күрделі техникалық және технологиялық объектілерде бөлінген компьютерлік ақпараттық және басқару жүйелерін жобалау, құру және қолдану саласындағы құзыреттерді қалыптастыру, кәсіби қызметке қажетті аппараттық және бағдарламалық құралдарды тәжірибеде қолдануда білім мен дағдыларды қалыптастыру.
Міндет
- изучение моделей и методов создания и применения распределенных компьютерных информационно-управляющих систем;
- освоение принципов и методов проектирования информационно-управляющих систем;
- приобретение практических навыков разработки информационных моделей систем с помощью CASE-средств для реализации информационно-управляющих систем.
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
- называть основные понятия теории информационных систем и сетей, принципы и функции распределенных информационно-управляющих систем;
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
- выбирать аппаратные средства построения распределенных компьютерных информационно-управляющих систем с учетом качества и устойчивости передачи данных;
- применять модели и методы управления с учетом особенностей распределенных информационных системах;
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
- обосновывать методы повышения достоверности данных при проектировании распределенных информационно-управляющих систем;
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
- демонстрировать собственные решения с аргументированным подтверждением;
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
- демонстрировать приемы разработки информационных моделей систем с помощью CASE-средств для реализации информационно-управляющих систем.
Оқыту әдістері
интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мотивационная речь);
построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;
информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);
поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность в процессе обучения).
Білім алушының білімін бағалау
Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.
Кезең | Тапсырма түрі | Өлшем |
---|---|---|
1 рейтинг | Лабораторная работа "Разработка математической модели распределенной компьютерной информационно-управляющей системы." | 0-100 |
Рубежный контроль 1 | ||
2 рейтинг | Лабораторная работа "Разработка информационного обеспечения распределенной компьютерной информационно-управляющей системы." | 0-100 |
Лабораторная работа "Разработка моделей с применением CASE - средств." | ||
Рубежный контроль 2 | ||
Қорытынды бақылау | емтихан | 0-100 |
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
Тапсырма түрі | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Өте жақсы | Жақсы | Қанағаттанарлық | Қанағаттанарлықсыз | |
Работа на лабораторных занятиях | Проявлена превосходная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения полностью освоены. Результат лабораторной работы полностью соответствует её целям. | Проявлена хорошая теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения в основном освоены. Результат лабораторной работы в основном соответствует её целям. | Проявлена удовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения частично освоены. Результат лабораторной работы частично соответствует её целям. | Проявлена неудовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения не освоены. Результат лабораторной работы не соответствует её целям. |
Устное собеседование по контрольным вопросам | Полный, исчерпывающий ответ. Обучающийся показывает глубокое понимание предмета, свободно ориентируется в основных понятиях, терминах и определениях при ответе; усвоил основную и знаком с дополнительной литературой по распределенным компьютерным информационно-управляющим системам. | Ответ стандартный. Обучающийся показывает достаточный уровень знаний в области распределенных компьютерных информационно-управляющих систем, ориентируется в основных понятиях и определениях; усвоил основную литературу. Допускает незначительные погрешности или несущественные ошибки при ответах на вопросы преподавателя. | Ответ неполный. Обучающийся показывает минимальный объем знаний по распределенным компьютерным информационно-управляющим системам; знаком с основной литературой; незнание (путаница) важных терминов; допускает существенные ошибки при ответах на вопросы преподавателя, но может устранить их под руководством преподавателя. | Неспособность ответить на вопрос без помощи преподавателя. Обучающийся не имеет достаточного уровня знания дисциплины; плохо ориентируется в основных понятиях и определениях; плохо знаком с основной литературой; допускает при ответе на экзамене существенные ошибки и не может устранить их даже под руководством преподавателя. Попытка списывания, использования неразрешенных технических устройств или пользование подсказкой другого человека. |
Бағалау нысаны
Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:
- Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
- Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.
Қорытынды бағаны есептеу формуласы:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;
Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.
Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:
Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:
Әріптік жүйе бойынша бағалар | Балдардың сандық эквиваленті | Балдар (%-тік құрамы) | Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Өте жақсы |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Жақсы |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Қанағаттанарлық |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Қанағаттанарлықсыз |
F | 0 | 0-24 |
Дәріс сабақтарының тақырыптары
- Основные понятия и определения распределенных компьютерных информационно-управляющих систем
- Структура распределенных компьютерных информационно-управляющих систем
- Обеспечивающие подсистемы распределенных компьютерных информационно-управляющих систем
- Аппаратные средства построения распределенных компьютерных информационно-управляющих систем
- Система управления технологическим комплексом
- Моделирование процессов в распределенных компьютерных информационно-управляющих системах
- Модели жизненного цикла программного обеспечения
- Проектирование распределенных компьютерных информационно-управляющих систем
Негізгі әдебиет
- Денисенко В.В. Компьютерное управление технологическим процессом, экспериментом, оборудованием.-М.: Горячая линия - Телеком, 2013.-606 c.
- Цехановский В.В., Чертовской В.Д. Распределенные информационные системы. –Издательство «Лань», 2021. – 240 с.
- Токмаков Г.П. CASE-технологии проектирования информационных систем: учебное пособие / Г. П. Токмаков. – Ульяновск: УлГТУ, 2018. − 224 с.
Қосымша әдебиеттер
- Цехановский В.В. Архитектор информационных систем: как проектировать большие системы / Цехановский В.В., Водяхо А.И. - Москва, Алматы : Ай Пи Ар Медиа, EDP Hub (Идипи Хаб), 2024. - 284 c.
- Пачкин, С. Г. Распределенные информационно-управляющие системы : учебное пособие / Пачкин С. Г., Котляров Р. В. - Кемерово : КемГУ, 2020. - 98 с.
- Дацун Н.Н. Моделирование информационных систем. Указания к выполнению лабораторных работ и проведению практических занятий: учеб. пособие. Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2019. – 105 с.