Распределенные компьютерные информационно-управляющие системы

Кадыролдина Альбина Талапжановна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина посвящена изучению структуры и принципам действия распределенных информационно-управляющих систем, методам организации обмена данными между элементами в данной структуре, программно-технических средств, используемых для их построения. Рассматриваются методы разработки распределенных информационно-управляющих систем с помощью CASE-средств.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Линейные системы автоматического регулирования

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы
Лабораторные работы 30
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля устный экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Сформировать компетенции в области проектирования, создания и применения распределенных компьютерных информационно-управляющих систем в сложных технических и технологических объектах, формирование знаний и навыков в применении на практике аппаратных и программных средств, необходимых для профессиональной деятельности.
Задача
  • изучение моделей и методов создания и применения распределенных компьютерных информационно-управляющих систем;
  • освоение принципов и методов проектирования информационно-управляющих систем;
  • приобретение практических навыков разработки информационных моделей систем с помощью CASE-средств для реализации информационно-управляющих систем.
Результат обучения: знание и понимание
  • называть основные понятия теории информационных систем и сетей, принципы и функции распределенных информационно-управляющих систем;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • выбирать аппаратные средства построения распределенных компьютерных информационно-управляющих систем с учетом качества и устойчивости передачи данных;
  • применять модели и методы управления с учетом особенностей распределенных информационных системах;
Результат обучения: формирование суждений
  • обосновывать методы повышения достоверности данных при проектировании распределенных информационно-управляющих систем;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • демонстрировать собственные решения с аргументированным подтверждением;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • демонстрировать приемы разработки информационных моделей систем с помощью CASE-средств для реализации информационно-управляющих систем.
Методы преподавания

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мотивационная речь);

построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;

информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);

поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность в процессе обучения).

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Лабораторная работа "Разработка математической модели распределенной компьютерной информационно-управляющей системы." 0-100
Рубежный контроль 1
2  рейтинг Лабораторная работа "Разработка информационного обеспечения распределенной компьютерной информационно-управляющей системы." 0-100
Лабораторная работа "Разработка моделей с применением CASE - средств."
Рубежный контроль 2
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Работа на лабораторных занятиях Проявлена превосходная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения полностью освоены. Результат лабораторной работы полностью соответствует её целям. Проявлена хорошая теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения в основном освоены. Результат лабораторной работы в основном соответствует её целям. Проявлена удовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения частично освоены. Результат лабораторной работы частично соответствует её целям. Проявлена неудовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения не освоены. Результат лабораторной работы не соответствует её целям.
Устное собеседование по контрольным вопросам Полный, исчерпывающий ответ. Обучающийся показывает глубокое понимание предмета, свободно ориентируется в основных понятиях, терминах и определениях при ответе; усвоил основную и знаком с дополнительной литературой по распределенным компьютерным информационно-управляющим системам. Ответ стандартный. Обучающийся показывает достаточный уровень знаний в области распределенных компьютерных информационно-управляющих систем, ориентируется в основных понятиях и определениях; усвоил основную литературу. Допускает незначительные погрешности или несущественные ошибки при ответах на вопросы преподавателя. Ответ неполный. Обучающийся показывает минимальный объем знаний по распределенным компьютерным информационно-управляющим системам; знаком с основной литературой; незнание (путаница) важных терминов; допускает существенные ошибки при ответах на вопросы преподавателя, но может устранить их под руководством преподавателя. Неспособность ответить на вопрос без помощи преподавателя. Обучающийся не имеет достаточного уровня знания дисциплины; плохо ориентируется в основных понятиях и определениях; плохо знаком с основной литературой; допускает при ответе на экзамене существенные ошибки и не может устранить их даже под руководством преподавателя. Попытка списывания, использования неразрешенных технических устройств или пользование подсказкой другого человека.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Основные понятия и определения распределенных компьютерных информационно-управляющих систем
  • Структура распределенных компьютерных информационно-управляющих систем
  • Обеспечивающие подсистемы распределенных компьютерных информационно-управляющих систем
  • Аппаратные средства построения распределенных компьютерных информационно-управляющих систем
  • Система управления технологическим комплексом
  • Моделирование процессов в распределенных компьютерных информационно-управляющих системах
  • Модели жизненного цикла программного обеспечения
  • Проектирование распределенных компьютерных информационно-управляющих систем
Основная литература
  • Денисенко В.В. Компьютерное управление технологическим процессом, экспериментом, оборудованием.-М.: Горячая линия - Телеком, 2013.-606 c.
  • Цехановский В.В., Чертовской В.Д. Распределенные информационные системы. –Издательство «Лань», 2021. – 240 с.
  • Токмаков Г.П. CASE-технологии проектирования информационных систем: учебное пособие / Г. П. Токмаков. – Ульяновск: УлГТУ, 2018. − 224 с.
Дополнительная литература
  • Цехановский В.В. Архитектор информационных систем: как проектировать большие системы / Цехановский В.В., Водяхо А.И. - Москва, Алматы : Ай Пи Ар Медиа, EDP Hub (Идипи Хаб), 2024. - 284 c.
  • Пачкин, С. Г. Распределенные информационно-управляющие системы : учебное пособие / Пачкин С. Г., Котляров Р. В. - Кемерово : КемГУ, 2020. - 98 с.
  • Дацун Н.Н. Моделирование информационных систем. Указания к выполнению лабораторных работ и проведению практических занятий: учеб. пособие. Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2019. – 105 с.