Компьютерное зрение и распознавание образов

Красавин Александр Львович

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина посвящена изучению фундаментальных основ компьютерного зрения, математического представления цифровых изображений, методов обработки и анализа изображений, распознавания образов.

贷款数: 6

Пререквизиты:

  • Автоматизация технических систем
  • Линейные системы автоматического регулирования

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)*
*LaboratoryWork(zh-CN)* 30
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 90
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Устный экзамен

零件: Компонент по выбору

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • формирование у студентов знаний математических основ и алгоритмов распознавания образов и компьютерного зрения, формирования практических навыков работы с изображениями и решения прикладных задач анализа изображений
Задача
  • Ознакомление с основными понятиями техники машинного зрения.
  • Изучение базовых понятий и алгоритмов обработки изображений , в том числе применения операции свертки с прямоугольным окном, вычисления производных изображения и т.п.
  • Освоение техники выделения особенностей изображения и сегментацией изображений.
  • Освоение методов распознавания изображения.
  • Применение программных средств обработки и распознавания цифровых изображений.
Результат обучения: знание и понимание
  • описывать основные концепции и методы машинного обучения, применяемые в компьютерном зрении, такие как нейронные сети, сверточные нейронные сети и т. д.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • использовать свои знания в компьютерном зрении для решения реальных задач, таких как распознавание лиц, детекция объектов или анализ медицинских изображений.
Результат обучения: формирование суждений
  • применять различные алгоритмы и методы обработки изображений, сегментации, детекции объектов и распознавания образов;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • объяснять концепции компьютерного зрения коллегами и специалистами в области компьютерного зрения, а также участвовать в дискуссиях и презентациях проектов;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • анализировать информацию из различных источников для углубленного изучения темы, а также самостоятельно решать практические задачи в области компьютерного зрения и распознавания образов.
*TeachingMethods(zh-CN)*

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);

построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);

поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения);

решение учебных задач.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Лабораторная работа. Фильтрация изображений 0-100
Лабораторная работа. Детекция грани
Лабораторная работа. Бинаризация изображений
Лабораторная работа. Выделение объектов на изображении
Лабораторная работа. Простая сегментация изображений
рубежный контроль 1
2  *Rating(zh-CN)* Лабораторная работа. Шаблонное сопоставление 0-100
Лабораторная работа. Определение геометрических форм
Лабораторная работа. Простой классификатор изображений
Лабораторная работа. Простая аугментация данных
Лабораторная работа. Определение направления градиента
рубежный контроль 2
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Контрольный вопросы демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Практические занятия выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Экзамен даны правильные и полные ответы на все теоретические вопросы; -полностью решено практическое задание; -материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности; -продемонстрированы творческие способности. даны правильные, но неполные ответы на все теоретические вопросы, допущены несущественные погрешности или неточности; - практическое задание выполнено, однако допущена незначительная ошибка; - материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности. ответы на теоретические вопросы в принципе правильные, но неполные, допущены неточности в формулировках и логические погрешности; -практическое задание выполнено не полностью; -материал изложен грамотно, однако нарушена логическая последовательность ответы на теоретические вопросы содержат грубые ошибки; -практическое задание не выполнено; -в изложении ответа допущены грамматические, терминологические ошибки, нарушена логическая последовательность.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Предмет распознавания образов и компьютерного зрения. Задачи компьютерного зрения. Основные подходы к решению задач компьютерного зрения. Примеры систем распознавания образов и компьютерного зрения.
  • Основы работы с библиотекой OpenCV. Установка библиотеки. Запуск демонстрационных примеров.
  • Формирование и редставление изображений. Восприятие света. Устройства для формирования изображения. Устройство зрительной — системы — человека. Проблемы — формирования изображения. Геометрические искажения. Дисперсия. Блюминг. Эффекты дискретизации. Типы изображений. Форматы цифровых изображений.
  • Моделирование зрительной системы человека. Моделирование искажений изображений.
  • Анализ бинарных изображений. Пикселы и окрестности пикселов. Применение масок к изображениям. Подсчет объектов на изображении. Морфология бинарных изображений. Пороговая бинаризация полутоновых изображений.
  • Основные понятия распознавания образов. Задача распознавания образов. Общая модель классификации. Классификатор. Построение системы классификации. МПредставление объектов в виде векторов признаков Реализация классификатора. Классификация по ближайшему среднему значению. Классификация по расстоянию ближайших соседей.
  • Цифровая фильтрация и яркостные преобразования. Повышение качества изображений. Обнаружение низкоуровневых признаков. Выравнивание гистограммы. Сглаживание изображения. Медианная фильтрация. Обнаружение краев с помощью дифференциальных масок. Гауссовская фильтрация. Детектор краев Кэнни. Анализ пространственных частот с помощью ДПФ.
  • Поиск изображений на основе содержания. Примеры баз данных изображений. Запросы к базам данных изображений. Запросы по образцу. Меры расстояния между изображениями на o основе цветового сходства. Меры расстояния между изображениями на основе текстурного сходства. Меры расстояния между изображениями на основе сходства формы.
Основная литература
  • Richard Szeliski. Computer Vision: Algorithms and Applications. - c 2010 Springer, 2010. - p. 979
  • Simon J.D. Prince. Computer Vision: Models, Learning, and Inference - Cambridge University Press, 2012. - 581 p. ISBN-13 978-1107011793
  • Joe Minichino, Joseph Howse. Learning OpenCV 4 Computer Vision with Python 3: Get to grips with tools, techniques, and algorithms for computer vision and machine learning - Packt Publishing; 3rd ed. edition (February 20, 2020). - 372 p.