Компьютерное зрение и распознавание образов

Красавин Александр Львович

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина посвящена изучению фундаментальных основ компьютерного зрения, математического представления цифровых изображений, методов обработки и анализа изображений, распознавания образов.

Количество кредитов: 6

Пререквизиты:

  • Автоматизация технических систем
  • Линейные системы автоматического регулирования

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы
Лабораторные работы 30
СРОП 30
СРО 90
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Устный экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • формирование у студентов знаний математических основ и алгоритмов распознавания образов и компьютерного зрения, формирования практических навыков работы с изображениями и решения прикладных задач анализа изображений
Задача
  • Ознакомление с основными понятиями техники машинного зрения.
  • Изучение базовых понятий и алгоритмов обработки изображений , в том числе применения операции свертки с прямоугольным окном, вычисления производных изображения и т.п.
  • Освоение техники выделения особенностей изображения и сегментацией изображений.
  • Освоение методов распознавания изображения.
  • Применение программных средств обработки и распознавания цифровых изображений.
Результат обучения: знание и понимание
  • описывать основные концепции и методы машинного обучения, применяемые в компьютерном зрении, такие как нейронные сети, сверточные нейронные сети и т. д.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • использовать свои знания в компьютерном зрении для решения реальных задач, таких как распознавание лиц, детекция объектов или анализ медицинских изображений.
Результат обучения: формирование суждений
  • применять различные алгоритмы и методы обработки изображений, сегментации, детекции объектов и распознавания образов;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • объяснять концепции компьютерного зрения коллегами и специалистами в области компьютерного зрения, а также участвовать в дискуссиях и презентациях проектов;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • анализировать информацию из различных источников для углубленного изучения темы, а также самостоятельно решать практические задачи в области компьютерного зрения и распознавания образов.
Методы преподавания

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);

построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);

поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения);

решение учебных задач.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Лабораторная работа. Фильтрация изображений 0-100
Лабораторная работа. Детекция грани
Лабораторная работа. Бинаризация изображений
Лабораторная работа. Выделение объектов на изображении
Лабораторная работа. Простая сегментация изображений
рубежный контроль 1
2  рейтинг Лабораторная работа. Шаблонное сопоставление 0-100
Лабораторная работа. Определение геометрических форм
Лабораторная работа. Простой классификатор изображений
Лабораторная работа. Простая аугментация данных
Лабораторная работа. Определение направления градиента
рубежный контроль 2
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Контрольный вопросы демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Практические занятия выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Экзамен даны правильные и полные ответы на все теоретические вопросы; -полностью решено практическое задание; -материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности; -продемонстрированы творческие способности. даны правильные, но неполные ответы на все теоретические вопросы, допущены несущественные погрешности или неточности; - практическое задание выполнено, однако допущена незначительная ошибка; - материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности. ответы на теоретические вопросы в принципе правильные, но неполные, допущены неточности в формулировках и логические погрешности; -практическое задание выполнено не полностью; -материал изложен грамотно, однако нарушена логическая последовательность ответы на теоретические вопросы содержат грубые ошибки; -практическое задание не выполнено; -в изложении ответа допущены грамматические, терминологические ошибки, нарушена логическая последовательность.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Предмет распознавания образов и компьютерного зрения
  • Основы работы с библиотекой OpenCV
  • Формирование и редставление изображений
  • Моделирование зрительной системы человека
  • Анализ бинарных изображений
  • Основные понятия распознавания образов
  • Цифровая фильтрация и яркостные преобразования
  • Поиск изображений на основе содержания
Основная литература
  • Richard Szeliski. Computer Vision: Algorithms and Applications. - c 2010 Springer, 2010. - p. 979
  • Simon J.D. Prince. Computer Vision: Models, Learning, and Inference - Cambridge University Press, 2012. - 581 p. ISBN-13 978-1107011793
  • Joe Minichino, Joseph Howse. Learning OpenCV 4 Computer Vision with Python 3: Get to grips with tools, techniques, and algorithms for computer vision and machine learning - Packt Publishing; 3rd ed. edition (February 20, 2020). - 372 p.