Основы теории обработки изображений

Красавин Александр Львович

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина посвящена изучению принципиальных вопросов в теории обработки изображений (формирования, ввода, представления в компьютере и визуализации). Знакомит магистрантов с алгоритмами обработки изображений и видео, как классическими, так и опирающихся на современные архитектуры нейронных сетей глубоко обучения. Рассматриваются вопросы построения математических моделей обработки изображений. Описываются оптимальные и квазиоптимальные решения основных задач обработки изображений (фильтрация, обнаружение, совмещение и распознавание). Особое внимание уделяется адаптивным методам обработки.

Количество кредитов: 6

Пререквизиты:

  • Автоматизация технических систем
  • Линейные системы автоматического регулирования

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы
Лабораторные работы 30
СРОП 30
СРО 90
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля устный экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • формирование у магистрантов теоретических знаний и практических навыков в решении задач, возникающих при разработке систем обработки и анализа изображений, умений самостоятельной работы с программными средствами обработки изображений.
Задача
  • ознакомление с основными направлениями развития данной области знаний,
  • изучение методов и алгоритмов обработки цифровых изображений,
  • приобретение навыков решения прикладных задач, связанных с обработкой изображений.
Результат обучения: знание и понимание
  • извлекать теоретические знания о математическом и алгоритмическом аппарате, используемом в современных системах обработки и анализа изображений;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач обработки и анализа изображений;
Результат обучения: формирование суждений
  • выбирать методы и технологии распознавания образов для построения формальных математических моделей и интерпретации результатов моделирования при решении прикладных задач в различных областях;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • демонстрировать результаты инженерной и исследовательской деятельности коллегам;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • применять систему знаний о современных методах и подходах к решению типовых задач обработки и анализа изображений в интеллектуальных системах управления;
  • применять различные программные инструменты обработки и анализа изображений, построения формальных математических моделей.
Методы преподавания

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа;

информационно-коммуникационная (занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);

поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность в процессе обучения)

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Лабораторная работа "Обработка различных типов изображений в среде MATLAB" 0-100
Лабораторная работа "Статистический анализ изображений"
Лабораторная работа "Пространственные и частотные методы, применяемые для улучшения изображений".
Лабораторная работа "Геометрические преобразования изображений в среде MATLAB".
Лабораторная работа "Обработка изображений на основе морфологических операторов".
Лабораторная работа "Преобразование изображений с помощью дискретизации и квантования".
рубежный контроль 1
2  рейтинг Лабораторная работа "Восстановление изображений в среде MATLAB". 0-100
Лабораторная работа "Методы сегментации изображений".
Лабораторная работа "Фильтрация изображений с помощью функций в среде MATLAB".
Лабораторная работа "Преобразование изображений с помощью гистограммы".
рубежный контроль 2
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Работа на лабораторных занятиях Проявлена превосходная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения полностью освоены. Результат лабораторной работы полностью соответствует её целям. Проявлена хорошая теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения в основном освоены. Результат лабораторной работы в основном соответствует её целям. Проявлена удовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения частично освоены. Результат лабораторной работы частично соответствует её целям. Проявлена неудовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения не своены. Результат лабораторной работы не соответствует её целям.
Устное собеседование по контрольным вопросам В ответе качественно раскрыто содержание темы. Ответ хорошо структурирован. Прекрасно освоен понятийный аппарат. Продемонстрирован высокий уровень понимания материала. Превосходное умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Основные вопросы темы раскрыты. Структура ответа в целом адекватна теме. Хорошо освоен понятийный аппарат. Продемонстрирован хороший уровень понимания материала. Хорошее умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Тема частично раскрыта. Ответ слабо структурирован. Понятийный аппарат освоен частично. Понимание отдельных положений из материала по теме. Удовлетворительное умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Тема не раскрыта. Понятийный аппарат освоен неудовлетворительно. Понимание материала фрагментарное или отсутствует. Неумение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Постановка задачи распознавания изображений
  • Точечные операции обработки изображений
  • Пространственные операции над изображениями
  • Алгебраические и геометрические операции над изображениями
  • Морфологические преобразования изображений
  • Генерация признаков на основе линейных преобразований
  • Дискретное преобразование Фурье
  • Вейвлет-преобразование изображений
  • Генерация признаков формы на основе анализа границ изображения
  • Генерация признаков формы на основе построения и анализа скелетов изображения
  • Построение меры сходства изображений
Основная литература
  • Гонсалес Р., Вудс Р. Цифровая обработка изображений.: Пер. с англ. – М.: Техносфера, 2012. – 1104 с.
  • Шапиро Л., Стокман Дж. Компьютерное зрение: Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 763 с.
  • Томакова, Р. А. Методы и алгоритмы цифровой обработки изображений: учебное пособие / Р. А. Томакова, Е. А. Петрик; Юго-Зап. гос. ун-т. - Курск : Университетская книга, 2020. - 310 с.
Дополнительная литература
  • Фисенко В.Т. Компьютерная обработка и распознавание изображений.: учеб. пособие / В.Т. Фисенко, Т.Ю. Фисенко. – Санкт-Петербург: НИУ ИТМО, 2008.– 192 с.
  • Крашенинников, В. Основы теории обработки изображений: учеб.пособие / В.Р. Крашенинников; М-во образования Рос. Федерации, Ульян. гос. техн. ун-т. - Ульяновск: 2003. - 151 с.
  • Гук А.П. Методы и технологии распознавания объектов по их изображению: учебно-методическое пособие / А.П.Гук, Е.П.Хлебникова. – Новосибирск: СГУГиТ, 2019. – 138 с.
  • Гонсалес Р. Цифровая обработка изображений в среде MATLAB / Р. Гонсалес, Р. Вудс, С. Эддинс. – М.:Техносфера, 2006. – 615с.