Основы теории обработки изображений
Описание: Дисциплина посвящена изучению принципиальных вопросов в теории обработки изображений (формирования, ввода, представления в компьютере и визуализации). Знакомит магистрантов с алгоритмами обработки изображений и видео, как классическими, так и опирающихся на современные архитектуры нейронных сетей глубоко обучения. Рассматриваются вопросы построения математических моделей обработки изображений. Описываются оптимальные и квазиоптимальные решения основных задач обработки изображений (фильтрация, обнаружение, совмещение и распознавание). Особое внимание уделяется адаптивным методам обработки.
Количество кредитов: 6
Пререквизиты:
- Автоматизация технических систем
- Линейные системы автоматического регулирования
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 30 |
Практические работы | |
Лабораторные работы | 30 |
СРОП | 30 |
СРО | 90 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | устный экзамен |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- формирование у магистрантов теоретических знаний и практических навыков в решении задач, возникающих при разработке систем обработки и анализа изображений, умений самостоятельной работы с программными средствами обработки изображений.
Задача
- ознакомление с основными направлениями развития данной области знаний,
- изучение методов и алгоритмов обработки цифровых изображений,
- приобретение навыков решения прикладных задач, связанных с обработкой изображений.
Результат обучения: знание и понимание
- извлекать теоретические знания о математическом и алгоритмическом аппарате, используемом в современных системах обработки и анализа изображений;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач обработки и анализа изображений;
Результат обучения: формирование суждений
- выбирать методы и технологии распознавания образов для построения формальных математических моделей и интерпретации результатов моделирования при решении прикладных задач в различных областях;
Результат обучения: коммуникативные способности
- демонстрировать результаты инженерной и исследовательской деятельности коллегам;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- применять систему знаний о современных методах и подходах к решению типовых задач обработки и анализа изображений в интеллектуальных системах управления;
- применять различные программные инструменты обработки и анализа изображений, построения формальных математических моделей.
Методы преподавания
интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа;
информационно-коммуникационная (занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);
поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность в процессе обучения)
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Лабораторная работа "Обработка различных типов изображений в среде MATLAB" | 0-100 |
Лабораторная работа "Статистический анализ изображений" | ||
Лабораторная работа "Пространственные и частотные методы, применяемые для улучшения изображений". | ||
Лабораторная работа "Геометрические преобразования изображений в среде MATLAB". | ||
Лабораторная работа "Обработка изображений на основе морфологических операторов". | ||
Лабораторная работа "Преобразование изображений с помощью дискретизации и квантования". | ||
рубежный контроль 1 | ||
2 рейтинг | Лабораторная работа "Восстановление изображений в среде MATLAB". | 0-100 |
Лабораторная работа "Методы сегментации изображений". | ||
Лабораторная работа "Фильтрация изображений с помощью функций в среде MATLAB". | ||
Лабораторная работа "Преобразование изображений с помощью гистограммы". | ||
рубежный контроль 2 | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
Работа на лабораторных занятиях | Проявлена превосходная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения полностью освоены. Результат лабораторной работы полностью соответствует её целям. | Проявлена хорошая теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения в основном освоены. Результат лабораторной работы в основном соответствует её целям. | Проявлена удовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения частично освоены. Результат лабораторной работы частично соответствует её целям. | Проявлена неудовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения не своены. Результат лабораторной работы не соответствует её целям. |
Устное собеседование по контрольным вопросам | В ответе качественно раскрыто содержание темы. Ответ хорошо структурирован. Прекрасно освоен понятийный аппарат. Продемонстрирован высокий уровень понимания материала. Превосходное умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. | Основные вопросы темы раскрыты. Структура ответа в целом адекватна теме. Хорошо освоен понятийный аппарат. Продемонстрирован хороший уровень понимания материала. Хорошее умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. | Тема частично раскрыта. Ответ слабо структурирован. Понятийный аппарат освоен частично. Понимание отдельных положений из материала по теме. Удовлетворительное умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. | Тема не раскрыта. Понятийный аппарат освоен неудовлетворительно. Понимание материала фрагментарное или отсутствует. Неумение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Постановка задачи распознавания изображений
- Точечные операции обработки изображений
- Пространственные операции над изображениями
- Алгебраические и геометрические операции над изображениями
- Морфологические преобразования изображений
- Генерация признаков на основе линейных преобразований
- Дискретное преобразование Фурье
- Вейвлет-преобразование изображений
- Генерация признаков формы на основе анализа границ изображения
- Генерация признаков формы на основе построения и анализа скелетов изображения
- Построение меры сходства изображений
Основная литература
- Гонсалес Р., Вудс Р. Цифровая обработка изображений.: Пер. с англ. – М.: Техносфера, 2012. – 1104 с.
- Шапиро Л., Стокман Дж. Компьютерное зрение: Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 763 с.
- Томакова, Р. А. Методы и алгоритмы цифровой обработки изображений: учебное пособие / Р. А. Томакова, Е. А. Петрик; Юго-Зап. гос. ун-т. - Курск : Университетская книга, 2020. - 310 с.
Дополнительная литература
- Фисенко В.Т. Компьютерная обработка и распознавание изображений.: учеб. пособие / В.Т. Фисенко, Т.Ю. Фисенко. – Санкт-Петербург: НИУ ИТМО, 2008.– 192 с.
- Крашенинников, В. Основы теории обработки изображений: учеб.пособие / В.Р. Крашенинников; М-во образования Рос. Федерации, Ульян. гос. техн. ун-т. - Ульяновск: 2003. - 151 с.
- Гук А.П. Методы и технологии распознавания объектов по их изображению: учебно-методическое пособие / А.П.Гук, Е.П.Хлебникова. – Новосибирск: СГУГиТ, 2019. – 138 с.
- Гонсалес Р. Цифровая обработка изображений в среде MATLAB / Р. Гонсалес, Р. Вудс, С. Эддинс. – М.:Техносфера, 2006. – 615с.