Жүйелік талдау
Сипаттама: Бұл курс белгілі бір саладағы проблемалық жағдайды модельдейтін қазіргі заманғы күрделі жүйелерді зерттеу мен дамытуда жүйелер теориясы мен жүйелік талдаудың орны мен рөлі туралы тұтас көзқарас қалыптастыруға бағытталған.
Кредиттер саны: 5
Пререквизиты:
- Автоматты реттеудiң сызықты емес жүйесi
Пәннің еңбек сыйымдылығы:
Жұмыс түрлері | сағат |
---|---|
Дәрістер | 15 |
Практикалық жұмыстар | 15 |
Зертханалық жұмыстар | 15 |
СӨЖО | 30 |
СӨЖ | 75 |
Қорытынды бақылау нысаны | емтихан |
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны | Емтихан |
Компонент: Таңдау бойынша компонент
Цикл: Базалық пәндер
Мақсат
- өндірістік қызметтің әртүрлі салаларында туындайтын күрделі мәселелерді шешуде жүйелік талдау мен модельдеуді қолданудың теориялық негіздері саласында кәсіби құзыреттіліктерді қалыптастыру, сондай-ақ әртүрлі физикалық сипаттағы күрделі жүйелерді жобалау, пайдалану процесінде мәселелерді шешуде жүйелік талдаудың тәсілдері мен әдістерін қолдану бойынша практикалық дағдыларды игеру.
Міндет
- әртүрлі физикалық сипаттағы күрделі объектілерді жүйелі талдау әдіснамасы туралы білімді қалыптастыру;
- күрделі жүйелердің жұмыс істеуі мен дамуы процестерін басқарудың жалпы принциптері мен заңдылықтарын зерттеу;
- әр түрлі физикалық сипаттағы күрделі басқарылатын жүйелерде туындайтын басқару міндеттерінің,оның ішінде оңтайландыру, жоспарлау, шешім қабылдау, бейімделу және басқа міндеттердің мазмұны туралы білімді қалыптастыру;
- проблемаларды құрылымдау, мақсаттарды, критерийлер мен мақсаттарға қол жеткізу көрсеткіштерін қалыптастыру үшін жүйелік талдау технологиясын меңгеру;
- жүйелік талдау жүргізу және әртүрлі физикалық сипаттағы күрделі объектілерді басқару жүйелерінің құрылымдарын қалыптастыру дағдыларын игеру.
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
- описывать принципы и подходы системного анализа, позволяющие исследовать сложные технические системы управления
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
- осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации при выявлении проблем в системе управления;
- применять системный подход и общенаучные, формализованные и специальные методы системного анализа для решения поставленных задач в области автоматизации технических систем;
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
- применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, осознавать перспективность интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования, уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
- озвучивать состояние научно-технической проблемы путем подбора, изучения и анализа литературных и патентных источников
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
- демонстрировать навыки разработки методики системного анализа в проблемных ситуациях, применения методов системного анализа, осуществления поиска, критического анализа и синтеза информации при исследовании систем управления технических объектов.
Оқыту әдістері
Модульная технология обучения
Технологии учебно-исследовательской деятельности
Информационно-коммуникационные технологии
Білім алушының білімін бағалау
Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.
Кезең | Тапсырма түрі | Өлшем |
---|---|---|
1 рейтинг | "Шешілетін міндет үшін функционалдық модель әзірлеу"зертханалық жұмысын орындау және қорғау | 0-100 |
"Пайдалану жағдайларының диаграммасын құру"зертханалық жұмысын орындау және қорғау | ||
Выполнение и защита лабораторной работы "Построение диаграммы классов" | ||
Выполнение и защита практического задания "Экспертные методы". | ||
Выполнение и защита практического задания "Анализ систем с использованием методов автоматической классификации". | ||
Выполнение и защита практического задания "Анализ динамики систем". | ||
Выполнение и защита практического задания "Анализ систем с использованием методов дискретной математики". | ||
Индивидуальное задание 1 | ||
Индивидуальное задание 2 | ||
Рубежный контроль 1 | ||
2 рейтинг | Выполнение и защита лабораторной работы "Построение диаграммы состояний" | 0-100 |
Выполнение и защита лабораторной работы "Построение диаграммы деятельности" | ||
Выполнение и защита лабораторной работы "Построение диаграммы последовательности" | ||
Выполнение и защита практического задания "Анализ систем с использованием Марковских случайных процессов". | ||
Выполнение и защита практического задания "Формализованный анализ предметной области". | ||
Индивидуальное задание 3 | ||
Индивидуальное задание 4 | ||
Рубежный контроль 2 | ||
Қорытынды бақылау | емтихан | 0-100 |
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
Тапсырма түрі | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Өте жақсы | Жақсы | Қанағаттанарлық | Қанағаттанарлықсыз | |
Лабораторная работа | Проявлена превосходная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения полностью освоены. Результат лабораторной работы полностью соответствует её целям. | Проявлена хорошая теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения в основном освоены. Результат лабораторной работы в основном соответствует её целям. | Проявлена удовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения частично освоены. Результат лабораторной работы частично соответствует её целям. | Проявлена неудовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения не своены. Результат лабораторной работы не соответствует её целям. |
Практическое задание | Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. | Выполнил работу по требованию к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Рубежный контроль | рубежный тест оценивается по шкале: 18-20 баллов – продемонстрированы знания на высоком уровне | рубежный тест оценивается по шкале: 14-17 баллов – продемонстрированы знания на базовом уровне | рубежный тест оценивается по шкале: 13-10 баллов – продемонстрированы знания на удовлетворительном уровне | рубежный тест оценивается по шкале: 0-9 баллов – знания считаются не освоенными |
Индивидуальное задание | В ответе качественно раскрыто содержание темы. Ответ хорошо структурирован. Прекрасно освоен понятийный аппарат. Продемонстрирован высокий уровень понимания материала. Превосходное умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. | Основные вопросы темы раскрыты. Структура ответа в целом адекватна теме. Хорошо освоен понятийный аппарат. Продемонстрирован хороший уровень понимания материала. Хорошее умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. | Тема частично раскрыта. Ответ слабо структурирован. Понятийный аппарат освоен частично. Понимание отдельных положений из материала по теме. Удовлетворительное умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. | Тема не раскрыта. Понятийный аппарат освоен неудовлетворительно. Понимание материала фрагментарное или отсутствует. Неумение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. |
Бағалау нысаны
Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:
- Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
- Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.
Қорытынды бағаны есептеу формуласы:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;
Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.
Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:
Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:
Әріптік жүйе бойынша бағалар | Балдардың сандық эквиваленті | Балдар (%-тік құрамы) | Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Өте жақсы |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Жақсы |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Қанағаттанарлық |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Қанағаттанарлықсыз |
F | 0 | 0-24 |
Дәріс сабақтарының тақырыптары
- Введение в системный анализ и его место в научном познании
- Системный анализ как методология решения проблем
- Системные свойства, классификация систем
- Методология системного анализа
- Моделирование технических систем
- Этапы моделирования технических систем
- Принципы и закономерности исследования и моделирования систем
- Функциональное описание и моделирование систем
- Морфологическое описание и моделирования систем
- Информационное описание и моделирование систем
- Основы теоретико-множественного описания и анализа систем
- Анализ системной сложности
- Структура системного анализа
- Классификация видов моделирования систем
- Выбор решения при системном анализе и моделировании технических систем
Негізгі әдебиет
- Оразбаев Б.Б., Курмангазиева Л.Т., Коданова Ш.К. Теория и методы системного анализа: учебное пособие. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. – 248 с.
- Качала В. В. Основы теории систем и системного анализа. Учебное пособие для вузов. - 2-е изд., испр. - М.: Горячая линия - Телеком,2015. - 210 с: ил.
- Родионов И.Б. Теория систем и системный анализ. https://victor-safronov.ru/systems-analysis/lectures/rodionov.html
- Калугян К. Х., Хубаев Г. Н.К. Теория систем и системный анализ : учеб. пособие. – Ростов н/Д : издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2016. – 77 с.
- Мартин Фаулер. UML.Основы, 3-издание. - пер. с англ. - СПб: Символ-Плюс, 2004.- 192с.
Қосымша әдебиеттер
- Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. - М.: Высшая школа, 1989 - 360с.
- Горлушкина Н.Н. Системный анализ и моделирование информационных процессов и систем. – СПб: Университет ИТМО, 2016. – 120 с.
- Живицквя Е.Е. Системный анализ и проектирование. https://victor-safronov.ru/systems-analysis/lectures/zhivickaya.html
- Основы теории систем и системного анализа: учеб. пособие / М.П. Силич, В.А. Силич. – Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2013. – 340 с.
- Методология объектно-ориентированного моделирования. Язык UML/ И.Р. Петрова, Р.Х. Фахртдинов, А.А.Сулейманова, И.О.Разживин, А.Г. Фазулзянов. – Казань: Казан. ун-т, 2018. – 79 с.
- Ковин Р.В., Мирошниченко Е.А. Методы и средства разработки информационных систем. - ТПУ. - 2021. - 98с.