Автоматизация технических систем

Кадыролдина Альбина Талапжановна

Портфолио преподавателя

Описание: Рассматриваются современные системы управления техническими объектами. Изучаются принципы построения систем автоматизации, методы получения математических моделей, расчета промышленных регуляторов, а также управление объектами со значительным уровнем возмущений. Представлены сведения об особенностях цифрового управления техническими объектами.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Локальные системы автоматизации и управления

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы
Лабораторные работы 30
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Устный экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Теоретическое и практическое освоение методов и средств построения систем управления техническими объектами
Задача
  • Приобретение знаний и навыков построения, математического описания , основных идей, методов расчета и применения систем управления техническими объектами
Результат обучения: знание и понимание
  • знать и понимать основные принципы и методы автоматизации производственных и технических систем. Это включает в себя понимание принципов построения автоматизированных систем, использование датчиков и исполнительных механизмов, а также применение программного обеспечения для управления и контроля технических процессов.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • применять полученные знания и понимание для проектирования, разработки и внедрения автоматизированных систем управления в различных областях промышленности и техники, анализировать технические процессы, выбирать подходящие технологии автоматизации
Результат обучения: формирование суждений
  • формировать суждения о применимости и эффективности методов автоматизации в различных технических системах, оценивать преимущества и недостатки различных подходов к автоматизации, а также принимать обоснованные решения при выборе технологий и методов автоматизации для конкретных задач и условий.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • объяснять сложные технические концепции, представлять результаты своей работы и обсуждать проблемы автоматизации с другими участниками проекта или команды.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • систематизировать информацию, анализировать технические концепции и методы автоматизации, а также искать и использовать актуальные источники информации для решения задач в этой области.
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Лабораторная работа 1 0-100
Лабораторная работа 2
Лабораторная работа 3
Лабораторная работа 4
Лабораторная работа 5
Лабораторная работа 6
2  рейтинг Лабораторная работа 7 0-100
Лабораторная работа 8
Лабораторная работа 9
Лабораторная работа 10
Лабораторная работа 11
Лабораторная работа 12
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Выполнение и защита лабораторных работ Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные обучающимся самостоятельно в процессе ответа. Дан развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен, изложен в терминах науки. Однако допущены незначительные ошибки или недочеты, исправленные обучающимся с помощью «наводящих вопросов». Дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Обучающийся не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Обучающийся может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции. Дан неполный ответ. Присутствует нелогичность изложения. Обучающийся затрудняется с доказательностью. Масса существенных ошибок в определениях терминов, понятий, характеристике фактов, явлений. В ответе отсутствуют выводы. Речь неграмотна. При ответе на дополнительные вопросы обучающийся начинает осознавать существование связи между знаниями только после подсказки преподавателя.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Основные идеи и принципы построения систем автоматизации в технике
  • Проблема управления, принятые термины и принципы управления
  • Датчики технологических переменных в системах автоматизации
  • Промышленные сети и интерфейсы
  • Типовые системы автоматического регулирования
  • Обработка сигналов в АСУТП
  • Виды математических моделей
  • Составление структуры связей между переменными математической модели
  • Экспериментально-статистические методы получения математических моделей
  • Применение теории вероятностей при получении математических моделей
  • Управление многоканальными объектами
  • Требования к критериям оптимальности
  • Некоторые методы, применяемые при динамической оптимизации
  • Принцип максимума Л
  • Нелинейное программирование
Основная литература
  • Методы классической и современной теории автоматического управления: Учебник в 5-и томах / Под ред. К.А. Пупкова, Н.Д. Егупова. – М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2004. – 656 с.
  • Справочник по теории автоматического управления /Под ред. А.А. Красовского. – М.: Наука, 1987. – 712 с.
  • Автоматическое управление в химической промышленности: Учебник для вузов. Под ред. Е.Г. Дудникова. – М.: Химия, 1987. 368 с.
  • Пьявченко Т.А., Финаев В.И. Автоматизированные информационно-управляюшие системы. – Таганрог: ТРТУ, 2007. – 270 с.
  • Глинков Г.М., Маковский В.А. АСУ ТП в черной металлургии. – М.: Металлургия, 1999. – 310 с.
Дополнительная литература
  • Воронов А.А. Основы теории автоматического регулирования и управления. Учебное пособие для вузов. М. : Высшая школа, 1977, 519 с.
  • Мирошник Б.Р. Теория автоматического управления. Линейные системы. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.