Коммерциализация результатов научных исследований и разработок

Кадыролдина Альбина Талапжановна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Магистранты получат систематизированное представление о наиболее эффективных сценариях коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Организация и планирование научных исследований

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Устный экзамен

零件: Компонент по выбору

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • формирование у магистрантов системного представления в вопросах касающихся научно-исследовательской и инновационной деятельности, а также профессиональных компетенций в сфере коммерциализации результатов НИОКР и технологий в сфере медицинского инжиниринга.
Задача
  • Изучение этапов и механизмов превращения научных идей и разработок в коммерчески успешные продукты, включая оценку рыночной потребности, конкурентного анализа и потенциала коммерциализации.
  • Освоение стратегий выхода на рынок, построения бизнес-моделей и разработки планов внедрения новых технологий и продуктов.
  • Изучение правовых основ защиты интеллектуальной собственности (патенты, авторские права, товарные знаки) и стратегий управления ею для обеспечения конкурентных преимуществ на рынке.
  • Освоение методов оценки стоимости научных разработок, а также механизмов привлечения инвестиций, включая гранты, венчурное финансирование и партнерство с корпорациями.
  • Приобретение навыков планирования, управления и реализации проектов по выводу инноваций на рынок, включая мониторинг и оценку рисков, бюджетирование и контроль над исполнением.
Результат обучения: знание и понимание
  • Описывать процессы и этапы коммерциализации, включая выявление рыночных потребностей, анализ конкуренции и оценку потенциала научных разработок.
  • Называть правовые аспекты, касающихся защиты интеллектуальной собственности (патенты, авторские права) и их значимость для коммерциализации.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Разрабатывать бизнес-планы и модели коммерциализации научных разработок, включая финансовые расчеты, маркетинг и стратегию продаж.
  • Оценивать риски, связанных с коммерциализацией, и разрабатывать стратегии управления этими рисками.
Результат обучения: формирование суждений
  • Проводить рыночные исследования для оценки потребности в новых продуктах и услуг, а также для выявления целевых аудиторий.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Представлять результаты исследований и разработки, как в устной, так и в письменной форме.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Анализировать и интерпретировать данные о рынке, принимать обоснованные решения о коммерциализации.
  • Оценивать успешность коммерческих стратегий и адаптировать их в зависимости от изменения рыночной ситуации.
*TeachingMethods(zh-CN)*

Модульная технология обучения

Технологии учебно-исследовательской деятельности

Информационно-коммуникационные технологии

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Практическое задание "Анализ коммерческого потенциала научной разработки. " 0-100
Практическое задание "Разработка стратегии защиты интеллектуальной собственности. "
Практическое задание "Разработка бизнес-модели и стратегии монетизации. "
Рубежный контроль 1
2  *Rating(zh-CN)* Практическое задание "Поиск финансирования и подготовка инвестиционной презентации. " 0-100
Практическое задание "Разработка маркетинговой стратегии для научной разработки."
Практическое задание "Разработка плана выхода на рынок и масштабирования бизнеса."
Рубежный контроль 2
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
практическое задание Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. Выполнил работу по требованию к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
рубежный контроль рубежный тест оценивается по шкале: 18-20 баллов – продемонстрированы знания на высоком уровне рубежный тест оценивается по шкале: 14-17 баллов – продемонстрированы знания на базовом уровне рубежный тест оценивается по шкале: 13-10 баллов – продемонстрированы знания на удовлетворительном уровне рубежный тест оценивается по шкале: 0-9 баллов – знания считаются не освоенными
Устные (письменные) опросы по контрольным вопросам Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в коммерциализацию научных исследований и разработок. Определение и значение коммерциализации в научной среде. Основные этапы коммерциализации результатов исследований. Роль коммерциализации в медицинском инжиниринге.
  • Системы управления интеллектуальной собственностью. Понятие интеллектуальной собственности и ее роль в коммерциализации. Виды ИС: патенты, авторские права, товарные знаки, ноу-хау. Основные ошибки при защите прав на научные разработки.
  • Патентование в сфере медицинских технологий. Патентная стратегия в медицинском инжиниринге. Национальные и международные системы патентования (PCT, EPO, USPTO). Примеры успешного патентования медицинских технологий.
  • Поиск рыночных ниш и анализ потребностей рынка. Оценка коммерческого потенциала научных разработок. Методы анализа рынка: SWOT, PEST, Porter’s Five Forces. Выявление целевой аудитории и анализ конкурентов.
  • Формирование бизнес-модели для научных разработок. Основы построения бизнес-модели (Canvas, Lean Startup). Каналы выхода на рынок и пути монетизации научных продуктов. Примеры успешных бизнес-моделей в медицине и биотехнологиях.
  • Финансирование научных стартапов и технологических проектов. Источники финансирования: гранты, венчурные фонды, бизнес-ангелы. Краудфандинг и государственная поддержка инноваций. Примеры успешного привлечения инвестиций в медицинские проекты.
  • Гранты и государственная поддержка инновационных проектов. Национальные и международные грантовые программы. Как правильно подать заявку и получить финансирование. Примеры успешных грантовых кейсов.
  • Лицензирование и продажа технологий. Что такое лицензирование и как оно работает. Модели лицензирования: эксклюзивные, неэксклюзивные, открытые. Переговоры и заключение лицензионных соглашений.
  • Юридические аспекты коммерциализации научных исследований. Договорные отношения в области научных разработок. Регулирование медицинских технологий и сертификация. Этика и правовые риски в биомедицинских инновациях.
  • Регулирование медицинских технологий и соответствие стандартам. Международные стандарты и сертификация (FDA, CE, ISO 13485). Доклинические и клинические испытания медицинских технологий. Регуляторные барьеры и пути их преодоления.
  • Разработка стратегии выхода на рынок. Каналы продаж и дистрибуция медицинских технологий. Маркетинговые стратегии для научных разработок. Ценообразование и упаковка продукта.
  • Брендинг и продвижение инновационных медицинских продуктов. Формирование бренда и позиционирование на рынке. Цифровой маркетинг и продвижение в сфере медицинских технологий. Работа с клиентами, врачами и медицинскими учреждениями.
  • Коммерциализация научных исследований через стартапы и спин-оффы. Создание научных стартапов и спин-офф компаний. Участие в акселераторах и инкубаторах. Кейсы успешных медицинских стартапов.
  • Масштабирование бизнеса и выход на международный рынок. Стратегии роста и расширения на новые рынки. Поиск международных партнеров и инвесторов. Локализация и адаптация медицинских технологий под международные требования.
  • Тренды и перспективы коммерциализации в медицинском инжиниринге. Будущее биомедицинских стартапов и технологий. Искусственный интеллект, цифровая медицина и их влияние на коммерциализацию. Новые подходы к финансированию и развитию научных разработок.
Основная литература
  • Кудашов В.И., Нечепуренко Ю.В., Пшебельская Л.Ю. Оценка и коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности. - Минск: Амалфея, 2017. - 307 с.
  • Коммерциализация результатов НИР: Учебное пособие / Семиглазов В.А. - Томск:гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2022. - 112 с.
Дополнительная литература
  • Алонцева Д. Л. Research organization and planning. Lecture course (Организация и планирование научных исследований. Курс лекций на англ. .яз). Учебное пособие. ВКТУ им Д. Серикбаева, Усть-Каменогорск, 2022. - 118 с
  • Конкурсная документация по государственным закупкам услуг способом конкурса по отбору научных проектов по предоставлению грантов для выполнения инициативных и рисковых научных исследований и разработок - http:// www.scedu.kz
  • Соловьев Д.Б., Кузора С.С. Технологии нововведений: учебное пособие для вузов / Политехнический институт ДВФУ. - Владивосток: изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2024.