Коммерциализация результатов научных исследований и разработок
内容描述: Магистранты получат систематизированное представление о наиболее эффективных сценариях коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
贷款数: 5
Пререквизиты:
- Организация и планирование научных исследований
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 75 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | Устный экзамен |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Базовые дисциплины
Цель
- формирование у магистрантов системного представления в вопросах касающихся научно-исследовательской и инновационной деятельности, а также профессиональных компетенций в сфере коммерциализации результатов НИОКР и технологий в сфере медицинского инжиниринга.
Задача
- Изучение этапов и механизмов превращения научных идей и разработок в коммерчески успешные продукты, включая оценку рыночной потребности, конкурентного анализа и потенциала коммерциализации.
- Освоение стратегий выхода на рынок, построения бизнес-моделей и разработки планов внедрения новых технологий и продуктов.
- Изучение правовых основ защиты интеллектуальной собственности (патенты, авторские права, товарные знаки) и стратегий управления ею для обеспечения конкурентных преимуществ на рынке.
- Освоение методов оценки стоимости научных разработок, а также механизмов привлечения инвестиций, включая гранты, венчурное финансирование и партнерство с корпорациями.
- Приобретение навыков планирования, управления и реализации проектов по выводу инноваций на рынок, включая мониторинг и оценку рисков, бюджетирование и контроль над исполнением.
Результат обучения: знание и понимание
- Описывать процессы и этапы коммерциализации, включая выявление рыночных потребностей, анализ конкуренции и оценку потенциала научных разработок.
- Называть правовые аспекты, касающихся защиты интеллектуальной собственности (патенты, авторские права) и их значимость для коммерциализации.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Разрабатывать бизнес-планы и модели коммерциализации научных разработок, включая финансовые расчеты, маркетинг и стратегию продаж.
- Оценивать риски, связанных с коммерциализацией, и разрабатывать стратегии управления этими рисками.
Результат обучения: формирование суждений
- Проводить рыночные исследования для оценки потребности в новых продуктах и услуг, а также для выявления целевых аудиторий.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Представлять результаты исследований и разработки, как в устной, так и в письменной форме.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Анализировать и интерпретировать данные о рынке, принимать обоснованные решения о коммерциализации.
- Оценивать успешность коммерческих стратегий и адаптировать их в зависимости от изменения рыночной ситуации.
*TeachingMethods(zh-CN)*
Модульная технология обучения
Технологии учебно-исследовательской деятельности
Информационно-коммуникационные технологии
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Практическое задание "Анализ коммерческого потенциала научной разработки. " | 0-100 |
Практическое задание "Разработка стратегии защиты интеллектуальной собственности. " | ||
Практическое задание "Разработка бизнес-модели и стратегии монетизации. " | ||
Рубежный контроль 1 | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Практическое задание "Поиск финансирования и подготовка инвестиционной презентации. " | 0-100 |
Практическое задание "Разработка маркетинговой стратегии для научной разработки." | ||
Практическое задание "Разработка плана выхода на рынок и масштабирования бизнеса." | ||
Рубежный контроль 2 | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
практическое задание | Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. | Выполнил работу по требованию к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
рубежный контроль | рубежный тест оценивается по шкале: 18-20 баллов – продемонстрированы знания на высоком уровне | рубежный тест оценивается по шкале: 14-17 баллов – продемонстрированы знания на базовом уровне | рубежный тест оценивается по шкале: 13-10 баллов – продемонстрированы знания на удовлетворительном уровне | рубежный тест оценивается по шкале: 0-9 баллов – знания считаются не освоенными |
Устные (письменные) опросы по контрольным вопросам | Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение в коммерциализацию научных исследований и разработок. Определение и значение коммерциализации в научной среде. Основные этапы коммерциализации результатов исследований. Роль коммерциализации в медицинском инжиниринге.
- Системы управления интеллектуальной собственностью. Понятие интеллектуальной собственности и ее роль в коммерциализации. Виды ИС: патенты, авторские права, товарные знаки, ноу-хау. Основные ошибки при защите прав на научные разработки.
- Патентование в сфере медицинских технологий. Патентная стратегия в медицинском инжиниринге. Национальные и международные системы патентования (PCT, EPO, USPTO). Примеры успешного патентования медицинских технологий.
- Поиск рыночных ниш и анализ потребностей рынка. Оценка коммерческого потенциала научных разработок. Методы анализа рынка: SWOT, PEST, Porter’s Five Forces. Выявление целевой аудитории и анализ конкурентов.
- Формирование бизнес-модели для научных разработок. Основы построения бизнес-модели (Canvas, Lean Startup). Каналы выхода на рынок и пути монетизации научных продуктов. Примеры успешных бизнес-моделей в медицине и биотехнологиях.
- Финансирование научных стартапов и технологических проектов. Источники финансирования: гранты, венчурные фонды, бизнес-ангелы. Краудфандинг и государственная поддержка инноваций. Примеры успешного привлечения инвестиций в медицинские проекты.
- Гранты и государственная поддержка инновационных проектов. Национальные и международные грантовые программы. Как правильно подать заявку и получить финансирование. Примеры успешных грантовых кейсов.
- Лицензирование и продажа технологий. Что такое лицензирование и как оно работает. Модели лицензирования: эксклюзивные, неэксклюзивные, открытые. Переговоры и заключение лицензионных соглашений.
- Юридические аспекты коммерциализации научных исследований. Договорные отношения в области научных разработок. Регулирование медицинских технологий и сертификация. Этика и правовые риски в биомедицинских инновациях.
- Регулирование медицинских технологий и соответствие стандартам. Международные стандарты и сертификация (FDA, CE, ISO 13485). Доклинические и клинические испытания медицинских технологий. Регуляторные барьеры и пути их преодоления.
- Разработка стратегии выхода на рынок. Каналы продаж и дистрибуция медицинских технологий. Маркетинговые стратегии для научных разработок. Ценообразование и упаковка продукта.
- Брендинг и продвижение инновационных медицинских продуктов. Формирование бренда и позиционирование на рынке. Цифровой маркетинг и продвижение в сфере медицинских технологий. Работа с клиентами, врачами и медицинскими учреждениями.
- Коммерциализация научных исследований через стартапы и спин-оффы. Создание научных стартапов и спин-офф компаний. Участие в акселераторах и инкубаторах. Кейсы успешных медицинских стартапов.
- Масштабирование бизнеса и выход на международный рынок. Стратегии роста и расширения на новые рынки. Поиск международных партнеров и инвесторов. Локализация и адаптация медицинских технологий под международные требования.
- Тренды и перспективы коммерциализации в медицинском инжиниринге. Будущее биомедицинских стартапов и технологий. Искусственный интеллект, цифровая медицина и их влияние на коммерциализацию. Новые подходы к финансированию и развитию научных разработок.
Основная литература
- Кудашов В.И., Нечепуренко Ю.В., Пшебельская Л.Ю. Оценка и коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности. - Минск: Амалфея, 2017. - 307 с.
- Коммерциализация результатов НИР: Учебное пособие / Семиглазов В.А. - Томск:гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2022. - 112 с.
Дополнительная литература
- Алонцева Д. Л. Research organization and planning. Lecture course (Организация и планирование научных исследований. Курс лекций на англ. .яз). Учебное пособие. ВКТУ им Д. Серикбаева, Усть-Каменогорск, 2022. - 118 с
- Конкурсная документация по государственным закупкам услуг способом конкурса по отбору научных проектов по предоставлению грантов для выполнения инициативных и рисковых научных исследований и разработок - http:// www.scedu.kz
- Соловьев Д.Б., Кузора С.С. Технологии нововведений: учебное пособие для вузов / Политехнический институт ДВФУ. - Владивосток: изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2024.