Коммерциализация результатов научных исследований и разработок

Кадыролдина Альбина Талапжановна

Портфолио преподавателя

Описание: Магистранты получат систематизированное представление о наиболее эффективных сценариях коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Организация и планирование научных исследований

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Устный экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • формирование у магистрантов системного представления в вопросах касающихся научно-исследовательской и инновационной деятельности, а также профессиональных компетенций в сфере коммерциализации результатов НИОКР и технологий в сфере медицинского инжиниринга.
Задача
  • Изучение этапов и механизмов превращения научных идей и разработок в коммерчески успешные продукты, включая оценку рыночной потребности, конкурентного анализа и потенциала коммерциализации.
  • Освоение стратегий выхода на рынок, построения бизнес-моделей и разработки планов внедрения новых технологий и продуктов.
  • Изучение правовых основ защиты интеллектуальной собственности (патенты, авторские права, товарные знаки) и стратегий управления ею для обеспечения конкурентных преимуществ на рынке.
  • Освоение методов оценки стоимости научных разработок, а также механизмов привлечения инвестиций, включая гранты, венчурное финансирование и партнерство с корпорациями.
  • Приобретение навыков планирования, управления и реализации проектов по выводу инноваций на рынок, включая мониторинг и оценку рисков, бюджетирование и контроль над исполнением.
Результат обучения: знание и понимание
  • Описывать процессы и этапы коммерциализации, включая выявление рыночных потребностей, анализ конкуренции и оценку потенциала научных разработок.
  • Называть правовые аспекты, касающихся защиты интеллектуальной собственности (патенты, авторские права) и их значимость для коммерциализации.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Разрабатывать бизнес-планы и модели коммерциализации научных разработок, включая финансовые расчеты, маркетинг и стратегию продаж.
  • Оценивать риски, связанных с коммерциализацией, и разрабатывать стратегии управления этими рисками.
Результат обучения: формирование суждений
  • Проводить рыночные исследования для оценки потребности в новых продуктах и услуг, а также для выявления целевых аудиторий.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Представлять результаты исследований и разработки, как в устной, так и в письменной форме.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Анализировать и интерпретировать данные о рынке, принимать обоснованные решения о коммерциализации.
  • Оценивать успешность коммерческих стратегий и адаптировать их в зависимости от изменения рыночной ситуации.
Методы преподавания

Модульная технология обучения

Технологии учебно-исследовательской деятельности

Информационно-коммуникационные технологии

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Практическое задание "Анализ коммерческого потенциала научной разработки. " 0-100
Практическое задание "Разработка стратегии защиты интеллектуальной собственности. "
Практическое задание "Разработка бизнес-модели и стратегии монетизации. "
Рубежный контроль 1
2  рейтинг Практическое задание "Поиск финансирования и подготовка инвестиционной презентации. " 0-100
Практическое задание "Разработка маркетинговой стратегии для научной разработки."
Практическое задание "Разработка плана выхода на рынок и масштабирования бизнеса."
Рубежный контроль 2
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
практическое задание Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. Выполнил работу по требованию к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
рубежный контроль рубежный тест оценивается по шкале: 18-20 баллов – продемонстрированы знания на высоком уровне рубежный тест оценивается по шкале: 14-17 баллов – продемонстрированы знания на базовом уровне рубежный тест оценивается по шкале: 13-10 баллов – продемонстрированы знания на удовлетворительном уровне рубежный тест оценивается по шкале: 0-9 баллов – знания считаются не освоенными
Устные (письменные) опросы по контрольным вопросам Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в коммерциализацию научных исследований и разработок
  • Системы управления интеллектуальной собственностью
  • Патентование в сфере медицинских технологий
  • Поиск рыночных ниш и анализ потребностей рынка
  • Формирование бизнес-модели для научных разработок
  • Финансирование научных стартапов и технологических проектов
  • Гранты и государственная поддержка инновационных проектов
  • Лицензирование и продажа технологий
  • Юридические аспекты коммерциализации научных исследований
  • Регулирование медицинских технологий и соответствие стандартам
  • Разработка стратегии выхода на рынок
  • Брендинг и продвижение инновационных медицинских продуктов
  • Коммерциализация научных исследований через стартапы и спин-оффы
  • Масштабирование бизнеса и выход на международный рынок
  • Тренды и перспективы коммерциализации в медицинском инжиниринге
Основная литература
  • Кудашов В.И., Нечепуренко Ю.В., Пшебельская Л.Ю. Оценка и коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности. - Минск: Амалфея, 2017. - 307 с.
  • Коммерциализация результатов НИР: Учебное пособие / Семиглазов В.А. - Томск:гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2022. - 112 с.
Дополнительная литература
  • Алонцева Д. Л. Research organization and planning. Lecture course (Организация и планирование научных исследований. Курс лекций на англ. .яз). Учебное пособие. ВКТУ им Д. Серикбаева, Усть-Каменогорск, 2022. - 118 с
  • Конкурсная документация по государственным закупкам услуг способом конкурса по отбору научных проектов по предоставлению грантов для выполнения инициативных и рисковых научных исследований и разработок - http:// www.scedu.kz
  • Соловьев Д.Б., Кузора С.С. Технологии нововведений: учебное пособие для вузов / Политехнический институт ДВФУ. - Владивосток: изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2024.