Современные проблемы биомедицинской инженерии

Григорьева Светлана Владимировна

Портфолио преподавателя

Описание: Данный курс предусматривает ознакомление с современными проблемами и наиболее перспективными направлениями биомедицинской инженерии. В частности рассматриваются вопросы применения нанотехнологий в медицине, различные типы медицинских роботов, современная рентгенологическая техника, телемедицина, системы для бесконтактной регистрации физиологических показателей человека.

Количество кредитов: 5

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы
Лабораторные работы 30
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля устный экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • получение теоретических знаний о современных проблемах, методах их решения и перспективах развития основных направлений биомедицинской инженерии, а также практических навыков выявления устойчивых трендов в области биомедицинской инженерии.
Задача
  • формирование представления об основных тенденциях развития биомедицинских технологий и систем;
  • формирование представлений о проблемах биомедицинской инженерии;
  • формирование понимания связей тенденции в развитии биомедицинской инженерии с достижениями в других областях науки и техники;
  • формирование умений по интерпретации и представлении результатов научных исследований.
Результат обучения: знание и понимание
  • описывать основные проблемы и направления развития фундаментальных и прикладных исследований в биомедицинской инженерии;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • формулировать задачи инженерной реализации перспективных направлений развития биомедицинских технологий и систем;
Результат обучения: формирование суждений
  • анализировать современное состояние проблем в предметной области биотехнических систем и технологий;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • интерпретировать и представлять результаты научных исследований;
  • осуществлять организацию процессов создания и интеграции инновационных биотехнических систем и технологий;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • применять полученные знания и навыки в научно-исследовательской деятельности;
  • способность и готовность работать с приборами и аппаратами медицинского назначения.
Методы преподавания

Модульная технология обучения

Технологии учебно-исследовательской деятельности

Информационно-коммуникационные технологии

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Рубежный контроль 1 0-100
Лабораторная работа "Технические характеристики преобразователей для медицинских акустических приборов "
Лабораторная работа "Ультразвуковые сканирующие системы в медицинской диагностике "
2  рейтинг Рубежный контроль 2 0-100
Лабораторная работа "Прогноз развития биомедицинской инженерии "
Выполнение проекта «Анализ проблемы и предложение решения с учетом актуальных тенденций современной медицинской инженерии»
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Лабораторная работа Проявлена превосходная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения полностью освоены. Результат лабораторной работы полностью соответствует её целям. Проявлена хорошая теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения в основном освоены. Результат лабораторной работы в основном соответствует её целям. Проявлена удовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения частично освоены. Результат лабораторной работы частично соответствует её целям. Проявлена неудовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения не своены. Результат лабораторной работы не соответствует её целям.
Устные опросы Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в дисциплину
  • Сферы применения биомедицинской инженерии
  • Тенденции и проблемы в развитии биомедицинской инженерии
  • Бионанотехнологии
  • Биомедицинские микросистемы
  • Медицинские микро робототехнические системы
  • Медицинские сервисные, реабилитационные и хирургические роботы
  • Имплантируемые биомедицинские системы и бесконтактные устройства для измерения основных функций человеческого организма
  • Перспективы развития цифровой рентгенотехники
  • Телемедицина и глобальные информационные сети в здравоохранении
Основная литература
  • Биотехнические системы медицинского назначения в 2 ч. Часть 1. Количественное описание биообъектов : Учебник / Ершов Ю. А., Щукин С. И. - 2-е изд., испр. и доп .- Электрон. дан. - Москва : Издательство Юрайт, 2019 .- 181 с.
  • Биотехнические системы медицинского назначения в 2 ч. Часть 2. Анализ и синтез систем : Учебник / Щукин С. И., Ершов Ю. А. - 2-е изд., испр. и доп . - Электрон. дан. - Москва : Издательство Юрайт, 2019 .- 346 с.
  • Методы и приборы на основе взаимодействия акустических волн с биологическими тканями : учебное пособие / Н. Н. Чернов, М. В. Лагута, А. Ю. Вареникова ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2021. – 109 с.
Дополнительная литература
  • Ершов Ю.А., Щукин С.И. Основы анализа биотехнических систем. Теоретические основы БТС : учеб. пособие для вузов, 2011. - 527с.
  • Пахарьков Г.Н. Биомедицинская инженерия. Проблемы и перспективы: учеб. пособие для вузов, 2011. - 231с.