Биотехнические системы и технологии

Григорьева Светлана Владимировна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Дисциплина посвящена изучению принципов построения биотехнических систем, методов моделирования, синтеза и исследования биотехнических систем медицинского назначения, а также применения биотехнических систем и технологий.

Betrag der Credits: 5

Пререквизиты:

  • Интегральная и микропроцессорная схемотехника

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten
Laborarbeiten 30
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 75
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle Устный экзамен

Komponente: Компонент по выбору

Zyklus: Профилирующие дисциплины

Цель
  • формирование знаний у магистрантов в области новых биотехнических систем и технологии различного назначения, методологии и базовых принципов построения биотехнических систем медицинского назначения, вопросов моделирования, синтеза и исследования биотехнических систем и устройств медицинского назначения.
Задача
  • изучение современных биотехнических систем и технологий различного назначения,
  • изучение функциональной структуры и описаний биотехнических систем,
  • освоение методов и приемов системного анализа биотехнических систем и устройств медицинского назначения,
  • формирования навыков синтеза биотехнических систем для задач диагностики и лечения пациентов, контроля, мониторинга и прогнозирования состояния здоровья пациентов.
Результат обучения: знание и понимание
  • называть основные принципы системного подхода, на которых базируется анализ и синтез БТС; классификацию и структуры БТС и технологий различного типа;
  • описывать свойства БТС, особенности биологических систем как элементов измерительных и управляющих технических систем, источники и характеристики сигналов и данных;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • применять принципы системного подхода для анализа и синтеза БТС и технологий;
  • применять методы и принципы моделирования для создания энергосберегающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологических систем;
Результат обучения: формирование суждений
  • формулировать задачи инженерной реализации перспективных направлений развития биомедицинской и экологической инженерии;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • сообщать основные тенденции в развитии биомедицинской и экологической инженерии, ее перспективные направления и возможности практического применения, как специалистам, так и не специалистам;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • владеть методом поэтапного моделирования при синтезе БТС, методами расчета основных функциональных характеристик БТС; статистическими методами анализа данных; методами расчета основных функциональных характеристик БТС;
  • анализировать состояние научно-технической проблемы путем подбора, изучения и анализа литературных, патентных и иных информационных источников в сфере биотехнических систем и технологий.
Lehrmethoden

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов);

поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность обучающихся в процессе обучения).

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Лабораторная работа "Анализ биотехнической системы как объекта исследования " 0-100
Лабораторная работа "Моделирование и синтез биотехнических систем медицинского назначения "
Лабораторная работа "Применение 3D-печати в биомедицинской инженерии "
Рубежный контроль 1
Рубежный контроль 2
2  Bewertung Лабораторная работа "Применение методов машинного обучения в анализе медицинских данных" 0-100
Лабораторная работа "Интеллектуальные системы мониторинга состояния пациента "
Лабораторная работа "Оценка функционального состояния человека"
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Собеседование по контрольным вопросам демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Работа на лабораторных занятиях Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. Выполнил работу по требованию к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Система как объект исследования. Основные понятия. Системный подход к изучению объектов живой и неживой природы. Классификация систем. Способы описания систем. Основные функциональные характеристики сложных систем.
  • Особенности биотехнических систем. Определение и понятие биотехнических систем. Бионический подход при решении инженерных задач. Основные свойства биотехнических систем.
  • Математическая модель и процедуры синтеза БТС медицинского назначения. определение, общие свойства и принципы синтеза БТС. Классификация биотехнических систем. Типы и средства управления.
  • Моделирование биотехнических систем. Особенности моделирования в биологии и медицине.
  • Биотехнические системы диагностического назначения. Диагностика общего состояния здоровья пациента. Биотехнические системы клинического мониторинга.
  • Медицинские терапевтические биотехнические системы и технологии. Синтез медицинских биотехнических систем и технологии. Классификация биотехнических медицинских систем терапевтического назначения. Основные структурные схемы и особенности реализации биотехнических медицинских систем терапевтического назначения.
  • Биотехнические системы для лабораторного анализа. Структура и функции биотехнических систем для лабораторных анализов. Биотехнические аспекты систем лабораторного типа. Методы и средства лабораторного анализа. Тенденции развития биотехнических систем для лабораторного анализа.
  • Биотехнические систем жизнеобеспечения человека. Система создания искусственного микроклимата в помещении. Система санитарно-гигиенического ухода за лежачим больным.
Основная литература
  • Оленев Е.А., Аль-Хайдри В.А.А., Лебединская Е.А. Биотехнические системы и технологии. - Учебное пособие. - Владимир: Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых (ВлГУ), 2020. -180 с.
Дополнительная литература
  • Канюков В.Н., Стрекаловская А.Д., Лявданская О.А. Введение в теорию биотехнических систем. Учебное пособие. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2009. -121 с.
  • Биотехнические системы : Теория и проектирование. Учеб. пособие / [В. М. Ахутин, Е. П. Попечителев, А. П. Немирко и др.]; Под ред. В. М. Ахутина. - Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1981. - 220 с.
  • Бондарева, Л.А. Биотехнические медицинские системы терапевтического назначения. Учебное пособие / Л.А. Бондарева, А.В. Дунаев. – Орел: ОрелГТУ, 2005. – 64 с.