Системы удаленного мониторинга в цифровой медицине

Григорьева Светлана Владимировна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина посвящена изучению основных биомедицинских сигналов, используемых для оценки текущего состояния здоровья человека в системах удаленного мониторинга; базового набора датчиков для регистрации биомедицинских сигналов; современных тенденций и подходов к инструментальному обеспечению систем дистанционного мониторинга в цифровом здравоохранении.

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Основы информационно-измерительных технологий

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)*
*LaboratoryWork(zh-CN)* 30
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* устный экзамен

零件: Компонент по выбору

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • Формирование у студентов знаний, навыков и компетенций в области разработки, внедрения и анализа систем удаленного мониторинга пациентов с использованием цифровых технологий, IoT и искусственного интеллекта, а также освоение современных методов сбора, передачи и обработки медицинских данных для своевременной диагностики, прогнозирования состояний пациентов и поддержки принятия решений в здравоохранении.
Задача
  • Изучение принципов и архитектуры систем удаленного мониторинга, понимание работы системы для сбора и анализа данных о состоянии здоровья пациента на расстоянии.
  • Изучение датчиков, носимых устройств и других технологий для сбора информации о физиологических показателях пациента (сердечный ритм, уровень сахара в крови, артериальное давление и др.).
  • Освоение платформ и приложений для хранения, обработки и визуализации данных, таких как электронные медицинские карты, облачные сервисы и системы для врачей и пациентов.
  • Понимание принципов использования данных для прогнозирования состояния здоровья и выявления потенциальных рисков.
  • Изучение вопросов взаимодействия удаленного мониторинга с традиционными медицинскими услугами и их эффективной интеграции в практику здравоохранения.
Результат обучения: знание и понимание
  • Описывать архитектуру и компоненты систем удаленного мониторинга здоровья, принципы работы программного обеспечения для анализа и визуализации медицинских данных.
  • Подбирать современные технологии и приборы сбора данных о состоянии пациентов (датчики, носимые устройства, мобильные приложения и т. д.), алгоритмы и модели для анализа данных и прогнозирования рисков для здоровья.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Применять методы и инструменты удаленного мониторинга для сбора и анализа данных о состоянии здоровья.
  • Применять предсказательные модели и алгоритмы для мониторинга здоровья пациентов.
Результат обучения: формирование суждений
  • Интерпретировать полученные данные, определять риски и принимать обоснованные решения на основе анализа.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Общаться в соответствии с этическими нормами, что особенно важно в вопросах конфиденциальности и защиты данных пациента.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Разрабатывать и настраивать системы удаленного мониторинга, включая интеграцию с электронными медицинскими картами и другими цифровыми системами.
*TeachingMethods(zh-CN)*

Модульная технология обучения

Технология учебно-исследовательской деятельности

Информационно-коммуникационные технологии

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Лабораторная работа "Регистрация и передача биомедицинских сигналов" 0-100
Лабораторная работа "Интеграция данных из сенсоров в облачные системы "
Лабораторная работа "Кибербезопасность и защита персональных данных "
Рубежный контроль 1
2  *Rating(zh-CN)* Лабораторная работа "Анализ медицинских данных и предсказание рисков " 0-100
Лабораторная работа "Автоматизированные системы поддержки решений "
Лабораторная работа "Разработка и тестирование системы мониторинга"
Рубежный контроль 2
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
лабораторная работа Проявлена превосходная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения полностью освоены. Результат лабораторной работы полностью соответствует её целям. Проявлена хорошая теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения в основном освоены. Результат лабораторной работы в основном соответствует её целям. Проявлена удовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения частично освоены. Результат лабораторной работы частично соответствует её целям. Проявлена неудовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения не своены. Результат лабораторной работы не соответствует её целям.
Устное собеседование (письменный ответ) по контрольным вопросам В ответе качественно раскрыто содержание темы. Ответ хорошо структурирован. Прекрасно освоен понятийный аппарат. Продемонстрирован высокий уровень понимания материала. Превосходное умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Основные вопросы темы раскрыты. Структура ответа в целом адекватна теме. Хорошо освоен понятийный аппарат. Продемонстрирован хороший уровень понимания материала. Хорошее умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Тема частично раскрыта. Ответ слабо структурирован. Понятийный аппарат освоен частично. Понимание отдельных положений из материала по теме. Удовлетворительное умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Тема не раскрыта. Понятийный аппарат освоен неудовлетворительно. Понимание материала фрагментарное или отсутствует. Неумение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Концепция и назначение систем удаленного мониторинга в медицине. Определение и принципы работы систем удаленного мониторинга. Области применения: кардиология, диабетология, неврология, реабилитация. Современные тренды и перспективы развития.
  • Архитектура систем удаленного мониторинга. Основные компоненты: сенсоры, устройства, облачные платформы, интерфейсы. Взаимодействие с медицинскими информационными системами. Примеры существующих решений (Apple Health, Google Fit, Medtronic).
  • Методы сбора биомедицинских данных в системах удаленного мониторинга. Принципы работы биомедицинских сенсоров. Электрофизиологические, оптические, механические и биохимические сенсоры. Носимые устройства и их роль в мониторинге здоровья. Имплантируемые сенсоры и перспективы их развития.
  • Протоколы передачи данных в системах удаленного мониторинга. Беспроводные технологии: Bluetooth, Wi-Fi, Zigbee, LoRaWAN, 5G. Медицинские стандарты обмена данными: HL7, FHIR, DICOM. Облачные решения и телемедицинские платформы.
  • Кибербезопасность и защита персональных данных. Требования к безопасности данных в медицине (GDPR, HIPAA, ФЗ-152). Методы шифрования и защиты передаваемых данных. Основные угрозы и уязвимости систем удаленного мониторинга.
  • Хранение и обработка медицинских данных в облачных системах. Структурированные и неструктурированные данные. Облачные платформы (Google Cloud Healthcare, AWS, Microsoft Azure Health). Организация потоковой обработки данных.
  • Телемедицина и интеграция систем удаленного мониторинга с медицинскими сервисами . Телемедицинские технологии и принципы работы. Организация удаленных консультаций и дистанционного контроля пациентов. Интеграция с электронными медицинскими картами и медицинскими информационными системами (МИС). Синхронизация данных мониторинга с лечащими врачами.
  • Автоматизированные системы поддержки принятия решений в удаленном мониторинге. Роль ИИ в медицинских системах. Интеграция с клиническими протоколами и врачебными решениями. Интерпретация данных и объяснимый ИИ (Explainable AI).
  • IoT и носимые технологии в цифровой медицине. Применение Интернета вещей в медицинских устройствах. Взаимодействие носимых сенсоров с мобильными приложениями. Тенденции в разработке смарт-устройств для мониторинга здоровья
  • Этика и правовые аспекты применения удаленного мониторинга. Юридические нормы регулирования цифровых медицинских технологий. Вопросы информированного согласия пациентов. Проблемы этики при использовании ИИ и удаленного контроля.
  • Разработка и тестирование систем удаленного мониторинга: от концепции до внедрения. Этапы разработки медицинских решений (проектирование, тестирование, сертификация). Оценка эффективности и точности систем. Будущие вызовы и направления развития.
  • Персонализированные системы мониторинга и цифровые двойники . Концепция цифровых двойников в медицине. Персонализированные алгоритмы мониторинга на основе генетических данных и истории болезни. Применение цифровых моделей в реабилитации и прогнозировании заболеваний.
  • Будущее технологий удаленного мониторинга: искусственный интеллект, Big Data и 6G. Развитие искусственного интеллекта в здравоохранении. Роль Big Data в анализе медицинских данных. Влияние новых технологий связи (6G) на цифровую медицину.
  • Имплантируемые и биоинженерные сенсоры для удаленного мониторинга. Современные разработки в области имплантируемых сенсоров. Биоэлектронные интерфейсы и их роль в мониторинге пациентов. Интеграция нанотехнологий и молекулярной диагностики в удаленные системы мониторинга.
  • Будущие вызовы и направления развития цифровой медицины. Основные проблемы и ограничения современных технологий. Перспективные направления исследований. Влияние цифровой трансформации на медицину будущего.
Основная литература
  • Телемедицинские технологии : учебное пособие / М.С. Благодарева, А.А. Косова, Н.С. Брынза, Ю.С. Решетникова ; [под общ. ред. А. А. Косовой].— Екатеринбург: УГМУ, 2023.
  • Кореневский Н.А. Проектирование биотехнических систем медицинского назначения. Общие вопросы проектирования: учеб. по направлению подгот. ”Фотоника, приборостроение, оптич. и биотехн. системы и технологии”, по дисциплине ”Проектирование биотехн. систем мед. назначения”, по направлению подгот. ”Биотехн. системы и технологии” / Н. А. Кореневский, З.М. Юлдашев, 2018. – -308 с.
Дополнительная литература
  • Кореневский Н.А. Приборы, аппараты, системы и комплексы медицинского назначения. Средства регистрации неэлектрических характеристик биообъектов: учеб. по направлению подгот. ”Фотоника, приборостроение, опт. и биотехн. системы и технологии”, ”Биотехн. системы и технологии” / Н. А. Кореневский, З. М. Юлдашев, 2019. – 266 с.
  • Обзор системы удаленного мониторинга пациентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://evercare.ru/sites/default/files/2021-03/Отчет_удалённый_мониторинг.pdf
  • Крутиков В.К., Якунина М.В. Формирование цифровой медицины. Учебно-методическое пособие. Калуга: ИП Стрельцов И.А. ( Изд-во «Эйдос»). – 2022. –166 с.