Автоматизация обработки биомедицинской информации

Швец Ольга Яковлевна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина посвящена изучению способов представления экспериментальной информации различной физической природы в биомедицинской практике; математических моделей, лежащих в основе способов обработки и анализа информации; математических методов и алгоритмов оценки информативности параметров; инновационных технологий, используемых при автоматизации биомедицинских исследований.

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Интегральная и микропроцессорная схемотехника

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)*
*LaboratoryWork(zh-CN)* 30
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* устный экзамен

零件: Компонент по выбору

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • формирование у магистрантов компетенций, необходимых для разработки, внедрения и применения методов и технологий автоматизации в обработке биомедицинских данных.
Задача
  • Изучение принципов автоматизации процессов сбора, обработки и анализа данных, получаемых из биомедицинских исследований и диагностики.
  • Изучение алгоритмов для автоматизированного анализа биомедицинских данных, что повышает точность и оперативность диагностики, а также поддержку принятия клинических решений.
  • Освоение современных технологий и программных средств для автоматизации анализа биомедицинской информации, включая системы искусственного интеллекта, машинное обучение и анализ больших данных.
  • Освоение подходов к интеграции биомедицинских данных из различных источников, обеспечение совместимости и стандартизации данных для более эффективного их использования в цифровой медицине.
Результат обучения: знание и понимание
  • Описывать принципы и методы автоматизации биомедицинской обработки данных, включая использование технологий искусственного интеллекта, машинного обучения и анализа больших данных для решения медицинских задач.
  • Обсуждать системные и архитектурные особенности информационных систем, предназначенных для обработки и интеграции биомедицинских данных, а также показывать их совместимости со стандартами медицинской информатики.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Разрабатывать алгоритмы и программные модули для автоматизированного анализа и обработки биомедицинских данных, например, для задач диагностики, мониторинга и прогнозирования состояния пациента.
  • Применять методы анализа больших данных для выявления скрытых закономерностей в биомедицинских данных и построения моделей, способных поддерживать клинические решения.
  • Интегрировать биомедицинские данные из различных источников, включая устройства для мониторинга здоровья, лабораторные данные и данные электронных медицинских карт, с соблюдением стандартов совместимости и безопасности.
Результат обучения: формирование суждений
  • Оценивать точность и надежность данных, выявлять и корректировать ошибки обработки для обеспечения качества данных, поддерживающих диагностику и лечение.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Представлять результаты анализа и интерпретации биомедицинских данных, включая объяснение сложных технических аспектов не техническим специалистам.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Применять инструменты и технологии для автоматизации обработки биомедицинских данных, включая программное обеспечение и платформы для анализа данных, визуализации и предсказательной аналитики, системы поддержки принятия медицинских решений.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Лабораторная работа "Обработка медицинских данных в информационных системах" 0-100
Лабораторная работа "Фильтрация и предобработка биомедицинских сигналов"
Лабораторная работа "Автоматизация обработки медицинских изображений "
Рубежный контроль 1
2  *Rating(zh-CN)* Лабораторная работа "Использование методов машинного обучения для анализа биомедицинских данных" 0-100
Лабораторная работа "Интеграция данных с биомедицинских сенсоров и носимых устройств "
Лабораторная работа "Разработка алгоритмов поддержки принятия решений в медицине"
Рубежный контроль 2
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
лабораторная работа Проявлена превосходная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения полностью освоены. Результат лабораторной работы полностью соответствует её целям. Проявлена хорошая теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения в основном освоены. Результат лабораторной работы в основном соответствует её целям. Проявлена удовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения частично освоены. Результат лабораторной работы частично соответствует её целям. Проявлена неудовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения не своены. Результат лабораторной работы не соответствует её целям.
Устное собеседование (письменный ответ) по контрольным вопросам В ответе качественно раскрыто содержание темы. Ответ хорошо структурирован. Прекрасно освоен понятийный аппарат. Продемонстрирован высокий уровень понимания материала. Превосходное умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Основные вопросы темы раскрыты. Структура ответа в целом адекватна теме. Хорошо освоен понятийный аппарат. Продемонстрирован хороший уровень понимания материала. Хорошее умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Тема частично раскрыта. Ответ слабо структурирован. Понятийный аппарат освоен частично. Понимание отдельных положений из материала по теме. Удовлетворительное умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Тема не раскрыта. Понятийный аппарат освоен неудовлетворительно. Понимание материала фрагментарное или отсутствует. Неумение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в автоматизацию обработки биомедицинской информации
  • Основы медицинских информационных систем
  • Цифровая обработка биомедицинских сигналов и изображений
  • Алгоритмы предобработки медицинских данных
  • Методы интеллектуального анализа данных в медицине
  • Автоматизированные системы поддержки принятия решений
  • Интеграция данных из медицинских сенсоров и носимых устройств
  • Программные инструменты для обработки биомедицинской информации
  • Технологии машинного обучения в анализе медицинских данных
Основная литература
  • Кубланов В.С., Долганов А.Ю., Костоусов В.Б. Биомедицинские сигналы и изображения в цифровом здравоохранении: хранение, обработка и анализ. – Екатеринбург: УрФУ, 2021. – 350 с.
  • Омельченко В.П., Демидова А.А. Медицинская информатика: учебник. - ГЭОТАР-Медиа, 2023. 528с.
Дополнительная литература
  • Фролов А.В.Цифровая обработка биомедицинских сигналов и изображений. – Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020. – 400 с.
  • Васильев В.Г., Куженькин С.Н.Прикладная обработка биомедицинских изображений в среде MATLAB. – Санкт-Петербург: Лань, 2019. – 280 с.
  • Сергиенко, А. Б. Цифровая обработка сигналов: учебное пособие / А. Б. Сергиенко. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2006. - 751 с.
  • Дианов С. В. Автоматизация обработки экспериментальных данных: конспект лекций. - Вологда: ВоГТУ, 2010. - 82 с.