Телемедицинские системы и технологии

Григорьева Светлана Владимировна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина посвящена изучению методологии и принципов построения телемедицинских систем диагностики и лечения. Рассматриваются основные классы телемедицинских систем и решаемые ими задачи, обобщенная структура и варианты построения систем удаленного мониторинга и лечения пациентов с хроническими заболеваниями, вопросы обеспечения автономности и непрерывной работы, достоверности диагностики и прогнозирования обострения заболевания.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Основы информационно-измерительных технологий

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы
Лабораторные работы 30
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Экзамен устный

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • формирование комплекса знаний и практических навыков в области безопасности телемедицинских платформ, программ и устройств, обеспечение защиты персональных данных пациентов при дистанционном взаимодействии, а также изучение этики и законодательных аспектов безопасности телемедицины.
Задача
  • Изучение технологий и методов, используемых в телемедицине, включая передачу данных, системы защиты информации и специфические медицинские приложения.
  • Освоение методов обеспечения безопасности передачи и хранения данных.
  • Изучение систем киберугроз и внедрение механизмов защиты
  • Освоение практических навыков в использовании телемедицинских платформ, программ и устройств для эффективного общения с пациентами на расстоянии.
  • Овладение законодательными и этическими аспектами телемедицины
Результат обучения: знание и понимание
  • Описывать структуру телемедицинских систем и способы защиты данных.
  • Понимать методы аутентификации, шифрования и контроля доступа.
  • Ориентироваться в правовых и этических аспектах телемедицины.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Анализировать возможные уязвимости телемедицинских систем.
  • Настраивать защищенные каналы связи, VPN, SSL/TLS.
  • Применять системы обнаружения атак (Snort, Suricata, ELK).
Результат обучения: формирование суждений
  • Выбирать оптимальные методы защиты персональных данных.
  • Оценивать уровень безопасности телемедицинских платформ.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Документировать инциденты и уязвимости, а также презентовать результаты тестирования безопасности.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Овладевать новыми методами обеспечения безопасности в телемедицине.
  • Анализировать текущие киберугрозы и разрабатывать методы защиты.
  • Работать с новыми регуляторными стандартами в области защиты данных.
Методы преподавания

- технологии учебно-исследовательской деятельности

- информационно-коммуникационные технологии

- модульная технология обучения

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Лабораторная работа "Передача и обработка медицинских данных " 0-100
Лабораторная работа "Разработка и тестирование системы обмена медицинскими данными "
Лабораторная работа "Обработка и анализ медицинских сигналов "
Рубежный контроль 1
2  рейтинг Лабораторная работа "Кибербезопасность телемедицинских систем" 0-100
Лабораторная работа "Защита персональных данных в телемедицинских системах"
Лабораторная работа "Автоматическое обнаружение атак и аномалий в телемедицинских системах"
Рубежный контроль 2
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Лабораторная работа Проявлена превосходная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения полностью освоены. Результат лабораторной работы полностью соответствует её целям. Проявлена хорошая теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения в основном освоены. Результат лабораторной работы в основном соответствует её целям. Проявлена удовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения частично освоены. Результат лабораторной работы частично соответствует её целям. Проявлена неудовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения не своены. Результат лабораторной работы не соответствует её целям.
рубежный контроль рубежный тест оценивается по шкале: 18-20 баллов – продемонстрированы знания на высоком уровне рубежный тест оценивается по шкале: 14-17 баллов – продемонстрированы знания на базовом уровне рубежный тест оценивается по шкале: 13-10 баллов – продемонстрированы знания на удовлетворительном уровне рубежный тест оценивается по шкале: 0-9 баллов – знания считаются не освоенными
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в телемедицину: история, текущее состояние и перспективы
  • Классификация телемедицинских систем и технологий
  • Технические и программные основы телемедицинских систем
  • Обобщенная структура телемедицинской системы
  • Проектирование телемедицинских платформ и мобильных приложений
  • Технологии обработки и передачи медицинских данных
  • Методы обеспечения надежности и безопасности телемедицинских систем
  • Принципы телеметрии и дистанционного мониторинга пациентов
  • Моделирование и тестирование телемедицинских систем
  • Телемедицинские системы для пациентов с хроническими заболеваниями
  • Автономные системы телемедицины: роботизированные и экспертные системы
  • Этические и правовые аспекты телемедицины
  • Экономические аспекты внедрения телемедицины
  • Будущее телемедицинских технологий: тренды и перспективы
  • Критический анализ современных телемедицинских решений
Основная литература
  • Телемедицинские технологии : учебное пособие / М.С. Благодарева, А.А. Косова, Н.С. Брынза, Ю.С. Решетникова ; [под общ. ред. А. А. Косовой].— Екатеринбург : УГМУ, 2023.— 123с.
  • Телемедицина в медицинских организациях: монография . [А. В. Старшинин и др.] – Электрон. текстовые дан. – М. : ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2023.
Дополнительная литература
  • 2. Телемедицина. Возможности развития в государствах членах [Электронный ресурс]: доклад ВОЗ о результатах второго глобального обследования в области электронного здравоохраненияВсемирная организация здравоохранения : [сайт]. URL: http://www.who. int/goe/publications/goe_telemedicine_2010.pdf
  • Применение телемедицинских технологий в кардиологии : учеб. пособие / А. В. Владзимирский, С. П. Морозов, И. А. Урванцева, Л. В. Коваленко, А. С. Воробьев; Сургут. гос. ун-т. – Сургут : Изд-во СурГУ, 2019. – 115 с.
  • Казаков В.Н., Климовицкий В.Г., Владзимирский А.В. Телемедицина.-Донецк: Типография ООО «Норд», 2002. – 100 с.
  • Конюхов, В. Н. Основы телемедицинских систем: электрон. учеб. пособие / В. Н. Конюхов ; Минобрнауки России, Самар. гос. аэрокосм. ун-т им. С. П. Королева (нац. исслед. ун-т). - Самара, 2012.