Технологии и методы анализа медико-биологических данных
内容描述: Дисциплина посвящена изучению основных алгоритмов машинного обучения с акцентом на их математическом описании и особенностях применения к данным биомедицинского профиля. Рассматриваются вопросы подготовки данных, отбора значимых признаков, дисперсионный анализ, деревья и леса решений, нейронные сети и технологии BigData.
贷款数: 6
Пререквизиты:
- Основы информационно-измерительных технологий
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 30 |
*PracticalWork(zh-CN)* | |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | 30 |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 90 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | Устный экзамен |
零件: Вузовский компонент
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- Формирование у магистрантов знаний и навыков анализа медико-биологических данных, применение современных методов обработки информации в медицине и биологии, а также способность к интерпретации результатов с использованием специализированного программного обеспечения.
Задача
- Освоение основ анализа медико-биологических данных
- Освоение статистических методов в анализе медицинских данных
- Изучение методов машинного обучения и предсказательного моделирования
- Освоение инструментов обработки и визуализации медицинских данных
Результат обучения: знание и понимание
- Определять научные методы теории систем и системного анализа в исследованиях и разработках современных сложных систем.
- Описывать специфику теории подачи биомедицинской информации.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Классифицировать методы обработки и анализа медицинской информации, грамотно использовать их при анализе медико-биологических данных.
Результат обучения: формирование суждений
- Выбирать необходимые математические модели, лежащие в основе различных подходов к решению биомедицинских задач, связанных с обработкой больших объёмов данных.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Представлять результаты анализа данных в виде графиков и отчетов., а также объяснять выводы и решения врачам и исследователям.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Работать с современными аналитическими инструментами.
- Овладевать новыми методами анализа медицинских данных.
*TeachingMethods(zh-CN)*
- интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь)
- построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий
- информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ)
- поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения)
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Лабораторная работа "Предобработка и очистка медицинских данных в MATLAB/Python" | 0-100 |
Лабораторная работа "Статистический анализ медицинских данных" | ||
Лабораторная работа "Фильтрация и анализ биомедицинских сигналов" | ||
Рубежный контроль 1 | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Лабораторная работа "Методы классификации и распознавания патологий" | 0-100 |
Лабораторная работа "Кластеризация медицинских данных и выявление аномалий" | ||
Лабораторная работа "Визуализация медицинских данных" | ||
Лабораторная работа "Применение методов предсказательного анализа в медицине" | ||
Рубежный контроль 2 | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Учет результатов текущего контроля успеваемости осуществляется преподавателем в соответствии с силлабусом по мере выполнения и сдачи студентами отдельных видов заданий. Выполнение заданий фиксируется в журнале посещаемости и успеваемости студентов, а также в электронной ведомости текущего контроля знаний обучающихся в «Dalles Metodist». Обучающиеся набирают рейтинг допуска до начала экзаменационной сессии при условии положительного выполнения всех заданий согласно силлабусов. Обучающий преподаватель проводит все виды текущего и рубежного контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся (среднее арифметическое оценок текущего и рубежных контролей). При этом учебные достижения обучающихся оцениваются по 100-балльной шкале за каждое выполненное задание. | Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные обучающимся самостоятельно в процессе ответа. 95-100 баллов Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, проявляющаяся в свободном оперировании понятиями, умении выделить существенные и несущественные его признаки, причинно-следственные связи. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ формулируется в терминах науки, изложен литературным языком, логичен, доказателен, демонстрирует авторскую позицию обучающегося. | Дан полный, но недостаточно последовательный ответ на поставленный вопрос, но при этом показано умение выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Ответ логичен и изложен С+ 70-74 в терминах науки. Могут быть допущены 1-2 ошибки в определении основных понятий, которые обучающийся затрудняется исправить самостоятельно в терминах науки. Могут быть допущены 1-2 ошибки в определении основных понятий, которые обучающийся затрудняется исправить самостоятельно. 75-79 баллов Дан развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен, изложен в терминах науки. Однако допущены незначительные ошибки или недочеты, исправленные обучающимся с помощью "наводящих вопросов. 80-84 балла Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен, изложен литературным языком в терминах науки. Могут быть допущены недочеты или незначительные ошибки, исправленные обучающимся с помощью преподавателя. 85-89 балла Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. В ответе допущены недочеты, исправленные обучающимся с помощью преподавателя. | Дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Обучающийся не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Обучающийся может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции. 60-64 балла Дан неполный ответ, логика, и последовательность изложения имеют существенные нарушения. Допущены грубые ошибки при определении сущности раскрываемых понятий, теорий, явлений, вследствие непонимания студентом их существенных и несущественных признаков и связей. В ответе отсутствуют выводы. Умение раскрыть конкретные проявления обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции. 55-59 балла Дан неполный ответ. Присутствует нелогичность изложения. Обучающийся затрудняется с доказательностью. Масса существенных ошибок в определениях терминов, понятий, характеристике фактов, явлений. В ответе отсутствуют выводы. Речь неграмотна. При ответе на дополнительные вопросы обучающийся начинает осознавать существование связи между знаниями только после подсказки преподавателя. 50-54 балла Дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Обучающийся не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины. | Не получены ответы по базовым вопросам дисциплины. |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение в анализ медико-биологических данных. Основные источники и типы медицинских данных, их применение в диагностике, мониторинге и прогнозировании. Этика и правовые аспекты обработки данных.
- Методы предобработки и фильтрации данных. Очистка данных от артефактов, устранение пропусков, нормализация и стандартизация. Фильтрация сигналов (Фурье-преобразование, Вейвлет-анализ), шумоподавление.
- Основы машинного обучения и статистики для анализа медицинских данных. Методы описательной статистики, корреляционный анализ, проверка гипотез. Контролируемое и неконтролируемое обучение, основные алгоритмы (регрессия, деревья решений), оценка качества моделей.
- Обработка и анализ биомедицинских сигналов. Методы цифровой обработки сигналов (ЭКГ, ЭЭГ, КТГ), временные и частотные характеристики. Выделение признаков, использование нейросетей.
- Методы распознавания патологий. Алгоритмы автоматического выявления патологий в медицинских данных. Анализ ЭКГ (аритмии, инфаркт), ЭЭГ (эпилепсия), изображения (онкология). Глубокое обучение для диагностики.
- Методы кластеризации и классификации медицинских данных. Кластерный анализ (K-Means, DBSCAN), выявление групп пациентов. Методы классификации (SVM, случайный лес, градиентный бустинг), проблема дисбаланса классов.
- Методы визуализации медицинских данных. Визуализация многомерных данных (PCA, t-SNE), интерпретация графиков. Визуализация биомедицинских сигналов и изображений.
- Основы предсказательного моделирования в медицине. Регрессионные модели, анализ временных рядов, оценка риска заболеваний, персонализированные предсказания.
- Автоматизированные системы анализа медицинских данных. Современные платформы анализа медицинских данных, интеграция с медицинскими информационными системами, применение ИИ в автоматическом анализе.
Основная литература
- Фролов А.В.Цифровая обработка биомедицинских сигналов и изображений. – Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020. – 400 с.
- Кубланов В.С., Долганов А.Ю., Костоусов В.Б.Биомедицинские сигналы и изображения в цифровом здравоохранении: хранение, обработка и анализ. – Екатеринбург: УрФУ, 2021. – 350 с.
- Красько О.В. Статистический анализ данных в медицинских исследованиях / О. В. Красько. – Минск: МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2024. – Ч. I. – 127 с.
- В.Н.Канюков, А.А. Стадников, О.М. Трубина, А.Д. Стрекаловская Методы исследования в биологии и медицине: учебник / В.Н.Канюков, А.А. Стадников, О.М. Трубина, А.Д. Стрекаловская; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2013. – 192с.
Дополнительная литература
- Васильев В.Г., Куженькин С.Н.Прикладная обработка биомедицинских изображений в среде MATLAB. – Санкт-Петербург: Лань, 2019. – 280 с.
- Макарова Н.В. Статистический анализ медико-биологических данных с использованием пакетов статистических программ Statistica, SPSS, NCSS, SYSTAT: методическое пособие / Н.В. Макарова; Всерос. центр экстрен. и радиац. медицины им. А.М. Никифорова МЧС России – СПб.: Политехника-сервис, 2012. – 178 с.
- Меньшиков В.В., Клинико-лабораторные аналитические технологии и оборудование./ Меньшиков В.В. - М. : Академия, 2007 – 240 с.
- Открытые курсы (МООК) по машинному обучению на Coursera – https://www.coursera.org/courses?query=machine%20learning