Технологии и методы анализа медико-биологических данных

Русакова Алёна Викторовна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина посвящена изучению основных алгоритмов машинного обучения с акцентом на их математическом описании и особенностях применения к данным биомедицинского профиля. Рассматриваются вопросы подготовки данных, отбора значимых признаков, дисперсионный анализ, деревья и леса решений, нейронные сети и технологии BigData.

贷款数: 6

Пререквизиты:

  • Основы информационно-измерительных технологий

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)*
*LaboratoryWork(zh-CN)* 30
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 90
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Устный экзамен

零件: Вузовский компонент

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Формирование у магистрантов знаний и навыков анализа медико-биологических данных, применение современных методов обработки информации в медицине и биологии, а также способность к интерпретации результатов с использованием специализированного программного обеспечения.
Задача
  • Освоение основ анализа медико-биологических данных
  • Освоение статистических методов в анализе медицинских данных
  • Изучение методов машинного обучения и предсказательного моделирования
  • Освоение инструментов обработки и визуализации медицинских данных
Результат обучения: знание и понимание
  • Определять научные методы теории систем и системного анализа в исследованиях и разработках современных сложных систем.
  • Описывать специфику теории подачи биомедицинской информации.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Классифицировать методы обработки и анализа медицинской информации, грамотно использовать их при анализе медико-биологических данных.
Результат обучения: формирование суждений
  • Выбирать необходимые математические модели, лежащие в основе различных подходов к решению биомедицинских задач, связанных с обработкой больших объёмов данных.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Представлять результаты анализа данных в виде графиков и отчетов., а также объяснять выводы и решения врачам и исследователям.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Работать с современными аналитическими инструментами.
  • Овладевать новыми методами анализа медицинских данных.
*TeachingMethods(zh-CN)*

- интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь)

- построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий

- информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ)

- поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения)

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Лабораторная работа "Предобработка и очистка медицинских данных в MATLAB/Python" 0-100
Лабораторная работа "Статистический анализ медицинских данных"
Лабораторная работа "Фильтрация и анализ биомедицинских сигналов"
Рубежный контроль 1
2  *Rating(zh-CN)* Лабораторная работа "Методы классификации и распознавания патологий" 0-100
Лабораторная работа "Кластеризация медицинских данных и выявление аномалий"
Лабораторная работа "Визуализация медицинских данных"
Лабораторная работа "Применение методов предсказательного анализа в медицине"
Рубежный контроль 2
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Учет результатов текущего контроля успеваемости осуществляется преподавателем в соответствии с силлабусом по мере выполнения и сдачи студентами отдельных видов заданий. Выполнение заданий фиксируется в журнале посещаемости и успеваемости студентов, а также в электронной ведомости текущего контроля знаний обучающихся в «Dalles Metodist». Обучающиеся набирают рейтинг допуска до начала экзаменационной сессии при условии положительного выполнения всех заданий согласно силлабусов. Обучающий преподаватель проводит все виды текущего и рубежного контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся (среднее арифметическое оценок текущего и рубежных контролей). При этом учебные достижения обучающихся оцениваются по 100-балльной шкале за каждое выполненное задание. Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные обучающимся самостоятельно в процессе ответа. 95-100 баллов Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, проявляющаяся в свободном оперировании понятиями, умении выделить существенные и несущественные его признаки, причинно-следственные связи. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ формулируется в терминах науки, изложен литературным языком, логичен, доказателен, демонстрирует авторскую позицию обучающегося. Дан полный, но недостаточно последовательный ответ на поставленный вопрос, но при этом показано умение выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Ответ логичен и изложен С+ 70-74 в терминах науки. Могут быть допущены 1-2 ошибки в определении основных понятий, которые обучающийся затрудняется исправить самостоятельно в терминах науки. Могут быть допущены 1-2 ошибки в определении основных понятий, которые обучающийся затрудняется исправить самостоятельно. 75-79 баллов Дан развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен, изложен в терминах науки. Однако допущены незначительные ошибки или недочеты, исправленные обучающимся с помощью "наводящих вопросов. 80-84 балла Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен, изложен литературным языком в терминах науки. Могут быть допущены недочеты или незначительные ошибки, исправленные обучающимся с помощью преподавателя. 85-89 балла Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. В ответе допущены недочеты, исправленные обучающимся с помощью преподавателя. Дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Обучающийся не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Обучающийся может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции. 60-64 балла Дан неполный ответ, логика, и последовательность изложения имеют существенные нарушения. Допущены грубые ошибки при определении сущности раскрываемых понятий, теорий, явлений, вследствие непонимания студентом их существенных и несущественных признаков и связей. В ответе отсутствуют выводы. Умение раскрыть конкретные проявления обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции. 55-59 балла Дан неполный ответ. Присутствует нелогичность изложения. Обучающийся затрудняется с доказательностью. Масса существенных ошибок в определениях терминов, понятий, характеристике фактов, явлений. В ответе отсутствуют выводы. Речь неграмотна. При ответе на дополнительные вопросы обучающийся начинает осознавать существование связи между знаниями только после подсказки преподавателя. 50-54 балла Дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Обучающийся не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины. Не получены ответы по базовым вопросам дисциплины.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в анализ медико-биологических данных. Основные источники и типы медицинских данных, их применение в диагностике, мониторинге и прогнозировании. Этика и правовые аспекты обработки данных.
  • Методы предобработки и фильтрации данных. Очистка данных от артефактов, устранение пропусков, нормализация и стандартизация. Фильтрация сигналов (Фурье-преобразование, Вейвлет-анализ), шумоподавление.
  • Основы машинного обучения и статистики для анализа медицинских данных. Методы описательной статистики, корреляционный анализ, проверка гипотез. Контролируемое и неконтролируемое обучение, основные алгоритмы (регрессия, деревья решений), оценка качества моделей.
  • Обработка и анализ биомедицинских сигналов. Методы цифровой обработки сигналов (ЭКГ, ЭЭГ, КТГ), временные и частотные характеристики. Выделение признаков, использование нейросетей.
  • Методы распознавания патологий. Алгоритмы автоматического выявления патологий в медицинских данных. Анализ ЭКГ (аритмии, инфаркт), ЭЭГ (эпилепсия), изображения (онкология). Глубокое обучение для диагностики.
  • Методы кластеризации и классификации медицинских данных. Кластерный анализ (K-Means, DBSCAN), выявление групп пациентов. Методы классификации (SVM, случайный лес, градиентный бустинг), проблема дисбаланса классов.
  • Методы визуализации медицинских данных. Визуализация многомерных данных (PCA, t-SNE), интерпретация графиков. Визуализация биомедицинских сигналов и изображений.
  • Основы предсказательного моделирования в медицине. Регрессионные модели, анализ временных рядов, оценка риска заболеваний, персонализированные предсказания.
  • Автоматизированные системы анализа медицинских данных. Современные платформы анализа медицинских данных, интеграция с медицинскими информационными системами, применение ИИ в автоматическом анализе.
Основная литература
  • Фролов А.В.Цифровая обработка биомедицинских сигналов и изображений. – Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020. – 400 с.
  • Кубланов В.С., Долганов А.Ю., Костоусов В.Б.Биомедицинские сигналы и изображения в цифровом здравоохранении: хранение, обработка и анализ. – Екатеринбург: УрФУ, 2021. – 350 с.
  • Красько О.В. Статистический анализ данных в медицинских исследованиях / О. В. Красько. – Минск: МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2024. – Ч. I. – 127 с.
  • В.Н.Канюков, А.А. Стадников, О.М. Трубина, А.Д. Стрекаловская Методы исследования в биологии и медицине: учебник / В.Н.Канюков, А.А. Стадников, О.М. Трубина, А.Д. Стрекаловская; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2013. – 192с.
Дополнительная литература
  • Васильев В.Г., Куженькин С.Н.Прикладная обработка биомедицинских изображений в среде MATLAB. – Санкт-Петербург: Лань, 2019. – 280 с.
  • Макарова Н.В. Статистический анализ медико-биологических данных с использованием пакетов статистических программ Statistica, SPSS, NCSS, SYSTAT: методическое пособие / Н.В. Макарова; Всерос. центр экстрен. и радиац. медицины им. А.М. Никифорова МЧС России – СПб.: Политехника-сервис, 2012. – 178 с.
  • Меньшиков В.В., Клинико-лабораторные аналитические технологии и оборудование./ Меньшиков В.В. - М. : Академия, 2007 – 240 с.
  • Открытые курсы (МООК) по машинному обучению на Coursera – https://www.coursera.org/courses?query=machine%20learning