Информационные системы в цифровой медицине

Григорьева Светлана Владимировна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина посвящена изучению особенностей построения информационных систем цифровой медицины, основных функций и свойств таких систем, технологических требований, которым должны отвечать современные информационные системы, архитектуры систем, примеров построения информационных систем.

贷款数: 6

Пререквизиты:

  • Современные проблемы биомедицинской инженерии

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)*
*LaboratoryWork(zh-CN)* 30
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 90
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* устный экзамен

零件: Вузовский компонент

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • формирование у обучающихся теоретических знаний по вопросам построения информационных систем цифровой медицины и их интеграции в многоуровневые информационные системы, формирование умения и практических навыков эксплуатации и обслуживания систем при решении задач цифровой медицины.
Задача
  • формирование теоретических знаний, необходимых для построения многоуровневой информационной системы цифровой медицины, решения задач медицинского сопровождения пациентов, диагностики, проведения лечебных мероприятий, медицинской реабилитации, разработки архитектуры и элементов информационной системы;
  • формирование умения обосновывать и формулировать требования к элементам системы, оценивать технические характеристики проектируемых систем;
  • формирование практических навыков интеграции систем в сложные многоуровневые системы, эксплуатации и технического обслуживания информационных систем цифровой медицины.
Результат обучения: знание и понимание
  • называть принципы работы многоуровневой информационной системы цифровой медицины, архитектуры системы и требований к ее элементам, средств разработки и технического обслуживания информационных систем;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • интегрировать элементы информационной системы в сложные многоуровневые системы, обосновывать и формулировать требования к элементам системы;
Результат обучения: формирование суждений
  • оценить и проанализировать медицинскую информацию необходимой для решения поставленной задачи (проблемной ситуации);
Результат обучения: коммуникативные способности
  • формулировать и сообщать собственные выводы и собственную точку зрения на основе аргументированных данных
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • применять методы, приемы и средства автоматизации проектирования информационных систем медицинского назначения;
  • демонстрировать навыки разработки элементов системы, технического обслуживания и эксплуатации информационных систем цифровой медицины при решении задач медицинского сопровождения пациента.
*TeachingMethods(zh-CN)*

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мотивационная речь);

проблемно-ориентированное обучение (построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий);

информационно-коммуникационная (занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);

поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность магистрантов в процессе обучения).

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Лабораторная работа "Основы медицинских информационных систем и моделирование их архитектуры" 0-100
Лабораторная работа "Создание базы данных для медицинских данных пациентов."
Лабораторная работа "Работа с медицинскими данными: обработка и анализ."
Рубежный контроль 1
2  *Rating(zh-CN)* Лабораторная работа "Применение стандартов HL7 и DICOM для передачи медицинских данных" 0-100
Лабораторная работа "Кибербезопасность и защита медицинской информации."
Лабораторная работа "Разработка модели системы мониторинга состояния пациента"
Рубежный контроль 2
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Работа на лабораторных занятиях Проявлена превосходная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения полностью освоены. Результат лабораторной работы полностью соответствует её целям. Проявлена хорошая теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения в основном освоены. Результат лабораторной работы в основном соответствует её целям. Проявлена удовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения частично освоены. Результат лабораторной работы частично соответствует её целям. Проявлена неудовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения не освоены. Результат лабораторной работы не соответствует её целям.
Устное собеседование по контрольным вопросам В ответе качественно раскрыто содержание темы. Ответ хорошо структурирован. Прекрасно освоен понятийный аппарат. Продемонстрирован высокий уровень понимания материала. Превосходное умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Основные вопросы темы раскрыты. Структура ответа в целом адекватна теме. Хорошо освоен понятийный аппарат. Продемонстрирован хороший уровень понимания материала. Хорошее умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Тема частично раскрыта. Ответ слабо структурирован. Понятийный аппарат освоен частично. Понимание отдельных положений из материала по теме. Удовлетворительное умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Тема не раскрыта. Понятийный аппарат освоен неудовлетворительно. Понимание материала фрагментарное или отсутствует. Неумение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Основы цифровой медицины и роль информационных систему. Определение цифровой медицины, ключевые технологии. Влияние цифровых технологий на диагностику, лечение, реабилитацию. Взаимосвязь медицинских информационных систем (МИС) и инженерии.
  • Классификация и архитектура медицинских информационных систем. Основные виды МИС (клинические, лабораторные, диагностические, телемедицинские). Архитектура медицинских ИС (локальные, облачные, гибридные). Принципы интеграции различных модулей ИС.
  • Аппаратно-программная инфраструктура медицинских ИС. Серверные решения, базы данных, облачные технологии. Связь с медицинскими приборами и сенсорными системами. Автоматизация медицинских процессов.
  • Аппаратно-программная инфраструктура медицинских ИС. Серверные решения, базы данных, облачные технологии. Связь с медицинскими приборами и сенсорными системами. Автоматизация медицинских процессов.
  • Электронные медицинские карты (ЭМК) и базы данных пациентов. Структура ЭМК, стандарты хранения и защиты. Интеграция ЭМК в медицинские информационные системы. Перспективы развития персонализированной медицины
  • Стандарты и протоколы обмена медицинскими данными. HL7, FHIR, DICOM – применение и интеграция. Интероперабельность между медицинскими ИС. Взаимодействие ИС с диагностическим оборудованием.
  • Большие медицинские данные (Big Data) и их роль в цифровой медицине. Источники данных в здравоохранении. Проблемы обработки больших объемов медицинской информации. Облачные платформы для хранения и анализа данных.
  • Автоматизация клинических процессов с помощью ИС. Системы поддержки принятия решений (CDSS). Информационные системы управления госпиталями (HIS). Управление рабочими процессами в клинике.
  • Телемедицина и дистанционный мониторинг пациентов. Принципы работы телемедицинских систем. Аппаратные и программные решения для удаленного мониторинга. Перспективы развития телемедицины.
  • Интеграция носимых медицинских устройств в информационные системы. IoT в медицине: носимые устройства и сенсоры. Мониторинг физиологических параметров в реальном времени. Интерактивные платформы и мобильные приложения.
  • Кибербезопасность в медицинских информационных системах. Основные угрозы для медицинских ИС. Методы защиты данных пациентов. Роль блокчейна в обеспечении безопасности.
  • Регуляторные требования и правовые аспекты цифровой медицины. Международные и национальные регламенты (GDPR, HIPAA, 152-ФЗ). Ответственность медицинских учреждений и разработчиков ПО. Принципы защиты персональных данных пациентов.
  • Этика и социальные аспекты цифровой медицины. Этические проблемы автоматизированной диагностики и ИИ. Доступность цифровых технологий для пациентов. Роль врача в условиях цифровой трансформации.
  • Современные тенденции и перспективы развития медицинских ИС. Персонализированная медицина и цифровые двойники. Роботизированные системы в здравоохранении. Развитие облачных платформ для медицины.
  • Искусственный интеллект и машинное обучение в медицинских ИС. Внедрение ИИ в диагностику и анализ медицинских данных. Автоматизация процессов обработки информации. Ограничения и перспективы развития.
  • Реальные кейсы и примеры внедрения медицинских ИС. Анализ успешных проектов в различных странах. Примеры интеграции информационных систем в клиническую практику. Тенденции и вызовы будущего
Основная литература
  • Ниматулаев М.М. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник / М.М. Ниматулаев. — Москва: ИНФРА-М, 2023.
  • Вологжанин О.Ю., Ильин В.В., Немов Я.Н. Информационные системы в управлении: учебное пособие. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ), 2021. - 292 с.
  • Ковин Р.В., Мирошниченко Е.А. Методы и средства разработки информационных систем. Лабораторный практикум. – НИ ТПУ, Томск, 2021. – 98 с.
Дополнительная литература
  • Обмачевская, С. Н. Медицинская информатика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / С. Н. Обмачевская. – 4-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2022. – 184 с.
  • Омельченко, В. П. Информатика, медицинская информатика, статистика: учебник / В. П. Омельченко, А. А. Демидова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 608 с.
  • Шаврин С.М., Лядова Л.Н., Чуприна С.И. Моделирование и проектирование информационных систем: учеб.-метод. пособие. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2007. - 152 с.
  • Дацун Н.Н. Моделирование информационных систем. Указания к выполнению лабораторных работ и проведению практических занятий: учеб. пособие. Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2019. – 105 с.
  • Visual Paradigm Online. URL: https://online.visual-paradigm.com/