Information Systems in Digital Medicine

Grigoryeva Svetlana Vladimirovna

The instructor profile

Description: The discipline is devoted to the study of the features of building information systems of digital medicine, the main functions and properties of such systems, the technological requirements that modern information systems must meet, the architecture of systems, and examples of building information systems.

Amount of credits: 6

Пререквизиты:

  • Modern problems of biomedical engineering

Course Workload:

Types of classes hours
Lectures 30
Practical works
Laboratory works 30
SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) 30
SAW (Student autonomous work) 90
Form of final control Exam
Final assessment method

Component: University component

Cycle: Profiling disciplines

Goal
  • the formation of theoretical knowledge among students on the issues of building information systems of digital medicine and their integration into multi-level information systems, the formation of skills and practical skills in the operation and maintenance of systems in solving problems of digital medicine.
Objective
  • формирование теоретических знаний, необходимых для построения многоуровневой информационной системы цифровой медицины, решения задач медицинского сопровождения пациентов, диагностики, проведения лечебных мероприятий, медицинской реабилитации, разработки архитектуры и элементов информационной системы;
  • формирование умения обосновывать и формулировать требования к элементам системы, оценивать технические характеристики проектируемых систем;
  • формирование практических навыков интеграции систем в сложные многоуровневые системы, эксплуатации и технического обслуживания информационных систем цифровой медицины.
Learning outcome: knowledge and understanding
  • называть принципы работы многоуровневой информационной системы цифровой медицины, архитектуры системы и требований к ее элементам, средств разработки и технического обслуживания информационных систем;
Learning outcome: applying knowledge and understanding
  • интегрировать элементы информационной системы в сложные многоуровневые системы, обосновывать и формулировать требования к элементам системы;
Learning outcome: formation of judgments
  • оценить и проанализировать медицинскую информацию необходимой для решения поставленной задачи (проблемной ситуации);
Learning outcome: communicative abilities
  • формулировать и сообщать собственные выводы и собственную точку зрения на основе аргументированных данных
Learning outcome: learning skills or learning abilities
  • применять методы, приемы и средства автоматизации проектирования информационных систем медицинского назначения;
  • демонстрировать навыки разработки элементов системы, технического обслуживания и эксплуатации информационных систем цифровой медицины при решении задач медицинского сопровождения пациента.
Teaching methods

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мотивационная речь);

проблемно-ориентированное обучение (построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий);

информационно-коммуникационная (занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);

поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность магистрантов в процессе обучения).

Assessment of the student's knowledge

Teacher oversees various tasks related to ongoing assessment and determines students' current performance twice during each academic period. Ratings 1 and 2 are formulated based on the outcomes of this ongoing assessment. The student's learning achievements are assessed using a 100-point scale, and the final grades P1 and P2 are calculated as the average of their ongoing performance evaluations. The teacher evaluates the student's work throughout the academic period in alignment with the assignment submission schedule for the discipline. The assessment system may incorporate a mix of written and oral, group and individual formats.

Period Type of task Total
1  rating Лабораторная работа "Основы медицинских информационных систем и моделирование их архитектуры" 0-100
Лабораторная работа "Создание базы данных для медицинских данных пациентов."
Лабораторная работа "Работа с медицинскими данными: обработка и анализ."
Рубежный контроль 1
2  rating Лабораторная работа "Применение стандартов HL7 и DICOM для передачи медицинских данных" 0-100
Лабораторная работа "Кибербезопасность и защита медицинской информации."
Лабораторная работа "Разработка модели системы мониторинга состояния пациента"
Рубежный контроль 2
Total control Exam 0-100
The evaluating policy of learning outcomes by work type
Type of task 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent Good Satisfactory Unsatisfactory
Работа на лабораторных занятиях Проявлена превосходная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения полностью освоены. Результат лабораторной работы полностью соответствует её целям. Проявлена хорошая теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения в основном освоены. Результат лабораторной работы в основном соответствует её целям. Проявлена удовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения частично освоены. Результат лабораторной работы частично соответствует её целям. Проявлена неудовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения не освоены. Результат лабораторной работы не соответствует её целям.
Устное собеседование по контрольным вопросам В ответе качественно раскрыто содержание темы. Ответ хорошо структурирован. Прекрасно освоен понятийный аппарат. Продемонстрирован высокий уровень понимания материала. Превосходное умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Основные вопросы темы раскрыты. Структура ответа в целом адекватна теме. Хорошо освоен понятийный аппарат. Продемонстрирован хороший уровень понимания материала. Хорошее умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Тема частично раскрыта. Ответ слабо структурирован. Понятийный аппарат освоен частично. Понимание отдельных положений из материала по теме. Удовлетворительное умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Тема не раскрыта. Понятийный аппарат освоен неудовлетворительно. Понимание материала фрагментарное или отсутствует. Неумение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения.
Evaluation form

The student's final grade in the course is calculated on a 100 point grading scale, it includes:

  • 40% of the examination result;
  • 60% of current control result.

The final grade is calculated by the formula:

FG = 0,6 MT1+MT2 +0,4E
2

 

Where Midterm 1, Midterm 2are digital equivalents of the grades of Midterm 1 and 2;

E is a digital equivalent of the exam grade.

Final alphabetical grade and its equivalent in points:

The letter grading system for students' academic achievements, corresponding to the numerical equivalent on a four-point scale:

Alphabetical grade Numerical value Points (%) Traditional grade
A 4.0 95-100 Excellent
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Good
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Satisfactory
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Unsatisfactory
F 0 0-24
Topics of lectures
  • Основы цифровой медицины и роль информационных систему
  • Классификация и архитектура медицинских информационных систем
  • Аппаратно-программная инфраструктура медицинских ИС
  • Аппаратно-программная инфраструктура медицинских ИС
  • Электронные медицинские карты (ЭМК) и базы данных пациентов
  • Стандарты и протоколы обмена медицинскими данными
  • Большие медицинские данные (Big Data) и их роль в цифровой медицине
  • Автоматизация клинических процессов с помощью ИС
  • Телемедицина и дистанционный мониторинг пациентов
  • Интеграция носимых медицинских устройств в информационные системы
  • Кибербезопасность в медицинских информационных системах
  • Регуляторные требования и правовые аспекты цифровой медицины
  • Этика и социальные аспекты цифровой медицины
  • Современные тенденции и перспективы развития медицинских ИС
  • Искусственный интеллект и машинное обучение в медицинских ИС
  • Реальные кейсы и примеры внедрения медицинских ИС
Key reading
  • Ниматулаев М.М. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник / М.М. Ниматулаев. — Москва: ИНФРА-М, 2023.
  • Вологжанин О.Ю., Ильин В.В., Немов Я.Н. Информационные системы в управлении: учебное пособие. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ), 2021. - 292 с.
  • Ковин Р.В., Мирошниченко Е.А. Методы и средства разработки информационных систем. Лабораторный практикум. – НИ ТПУ, Томск, 2021. – 98 с.
Further reading
  • Обмачевская, С. Н. Медицинская информатика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / С. Н. Обмачевская. – 4-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2022. – 184 с.
  • Омельченко, В. П. Информатика, медицинская информатика, статистика: учебник / В. П. Омельченко, А. А. Демидова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 608 с.
  • Шаврин С.М., Лядова Л.Н., Чуприна С.И. Моделирование и проектирование информационных систем: учеб.-метод. пособие. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2007. - 152 с.
  • Дацун Н.Н. Моделирование информационных систем. Указания к выполнению лабораторных работ и проведению практических занятий: учеб. пособие. Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2019. – 105 с.
  • Visual Paradigm Online. URL: https://online.visual-paradigm.com/