Информационные системы в цифровой медицине
Описание: Дисциплина посвящена изучению особенностей построения информационных систем цифровой медицины, основных функций и свойств таких систем, технологических требований, которым должны отвечать современные информационные системы, архитектуры систем, примеров построения информационных систем.
Количество кредитов: 6
Пререквизиты:
- Современные проблемы биомедицинской инженерии
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 30 |
Практические работы | |
Лабораторные работы | 30 |
СРОП | 30 |
СРО | 90 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | устный экзамен |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- формирование у обучающихся теоретических знаний по вопросам построения информационных систем цифровой медицины и их интеграции в многоуровневые информационные системы, формирование умения и практических навыков эксплуатации и обслуживания систем при решении задач цифровой медицины.
Задача
- формирование теоретических знаний, необходимых для построения многоуровневой информационной системы цифровой медицины, решения задач медицинского сопровождения пациентов, диагностики, проведения лечебных мероприятий, медицинской реабилитации, разработки архитектуры и элементов информационной системы;
- формирование умения обосновывать и формулировать требования к элементам системы, оценивать технические характеристики проектируемых систем;
- формирование практических навыков интеграции систем в сложные многоуровневые системы, эксплуатации и технического обслуживания информационных систем цифровой медицины.
Результат обучения: знание и понимание
- называть принципы работы многоуровневой информационной системы цифровой медицины, архитектуры системы и требований к ее элементам, средств разработки и технического обслуживания информационных систем;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- интегрировать элементы информационной системы в сложные многоуровневые системы, обосновывать и формулировать требования к элементам системы;
Результат обучения: формирование суждений
- оценить и проанализировать медицинскую информацию необходимой для решения поставленной задачи (проблемной ситуации);
Результат обучения: коммуникативные способности
- формулировать и сообщать собственные выводы и собственную точку зрения на основе аргументированных данных
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- применять методы, приемы и средства автоматизации проектирования информационных систем медицинского назначения;
- демонстрировать навыки разработки элементов системы, технического обслуживания и эксплуатации информационных систем цифровой медицины при решении задач медицинского сопровождения пациента.
Методы преподавания
интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мотивационная речь);
проблемно-ориентированное обучение (построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий);
информационно-коммуникационная (занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);
поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность магистрантов в процессе обучения).
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Лабораторная работа "Основы медицинских информационных систем и моделирование их архитектуры" | 0-100 |
Лабораторная работа "Создание базы данных для медицинских данных пациентов." | ||
Лабораторная работа "Работа с медицинскими данными: обработка и анализ." | ||
Рубежный контроль 1 | ||
2 рейтинг | Лабораторная работа "Применение стандартов HL7 и DICOM для передачи медицинских данных" | 0-100 |
Лабораторная работа "Кибербезопасность и защита медицинской информации." | ||
Лабораторная работа "Разработка модели системы мониторинга состояния пациента" | ||
Рубежный контроль 2 | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
Работа на лабораторных занятиях | Проявлена превосходная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения полностью освоены. Результат лабораторной работы полностью соответствует её целям. | Проявлена хорошая теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения в основном освоены. Результат лабораторной работы в основном соответствует её целям. | Проявлена удовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения частично освоены. Результат лабораторной работы частично соответствует её целям. | Проявлена неудовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения не освоены. Результат лабораторной работы не соответствует её целям. |
Устное собеседование по контрольным вопросам | В ответе качественно раскрыто содержание темы. Ответ хорошо структурирован. Прекрасно освоен понятийный аппарат. Продемонстрирован высокий уровень понимания материала. Превосходное умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. | Основные вопросы темы раскрыты. Структура ответа в целом адекватна теме. Хорошо освоен понятийный аппарат. Продемонстрирован хороший уровень понимания материала. Хорошее умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. | Тема частично раскрыта. Ответ слабо структурирован. Понятийный аппарат освоен частично. Понимание отдельных положений из материала по теме. Удовлетворительное умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. | Тема не раскрыта. Понятийный аппарат освоен неудовлетворительно. Понимание материала фрагментарное или отсутствует. Неумение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Основы цифровой медицины и роль информационных систему
- Классификация и архитектура медицинских информационных систем
- Аппаратно-программная инфраструктура медицинских ИС
- Аппаратно-программная инфраструктура медицинских ИС
- Электронные медицинские карты (ЭМК) и базы данных пациентов
- Стандарты и протоколы обмена медицинскими данными
- Большие медицинские данные (Big Data) и их роль в цифровой медицине
- Автоматизация клинических процессов с помощью ИС
- Телемедицина и дистанционный мониторинг пациентов
- Интеграция носимых медицинских устройств в информационные системы
- Кибербезопасность в медицинских информационных системах
- Регуляторные требования и правовые аспекты цифровой медицины
- Этика и социальные аспекты цифровой медицины
- Современные тенденции и перспективы развития медицинских ИС
- Искусственный интеллект и машинное обучение в медицинских ИС
- Реальные кейсы и примеры внедрения медицинских ИС
Основная литература
- Ниматулаев М.М. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник / М.М. Ниматулаев. — Москва: ИНФРА-М, 2023.
- Вологжанин О.Ю., Ильин В.В., Немов Я.Н. Информационные системы в управлении: учебное пособие. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ), 2021. - 292 с.
- Ковин Р.В., Мирошниченко Е.А. Методы и средства разработки информационных систем. Лабораторный практикум. – НИ ТПУ, Томск, 2021. – 98 с.
Дополнительная литература
- Обмачевская, С. Н. Медицинская информатика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / С. Н. Обмачевская. – 4-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2022. – 184 с.
- Омельченко, В. П. Информатика, медицинская информатика, статистика: учебник / В. П. Омельченко, А. А. Демидова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 608 с.
- Шаврин С.М., Лядова Л.Н., Чуприна С.И. Моделирование и проектирование информационных систем: учеб.-метод. пособие. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2007. - 152 с.
- Дацун Н.Н. Моделирование информационных систем. Указания к выполнению лабораторных работ и проведению практических занятий: учеб. пособие. Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2019. – 105 с.
- Visual Paradigm Online. URL: https://online.visual-paradigm.com/