Моделирование в биотехнических системах

Швец Ольга Яковлевна

Портфолио преподавателя

Описание: Данная дисциплина нацелена на ознакомление магистрантов с основными методами решения задач на основе имитационного моделирования, получение навыков создания моделей биотехнических систем, изучение методов планирования экспериментов, применение полученных знаний при создании и проведении экспериментов с имитационными моделями систем различной сложности.

Количество кредитов: 6

Пререквизиты:

  • Биотехнические системы и технологии

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы
Лабораторные работы 30
СРОП 30
СРО 90
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля устный экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Формирование у студентов компетенций в области математического и компьютерного моделирования биотехнических систем, а также развитие навыков проектирования, анализа и оптимизации таких систем с использованием современных методов вычислительной биологии и инженерных подходов.
Задача
  • получение навыков создания моделей биотехнических систем
  • изучение методов планирования экспериментов
  • применение полученных знаний при создании и проведении экспериментов с имитационными моделями биотехнических систем различной сложности
Результат обучения: знание и понимание
  • описывать основные методы моделирования биотехнических систем, включая математические модели, стохастические процессы, методы машинного обучения
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • разрабатывать математические и компьютерные модели биотехнических систем и адаптировать их под различные задачи,
  • использовать вычислительные методы для анализа и оптимизации биотехнических процессов, медицинских устройств,
  • анализировать и интерпретировать результаты моделирования для разработки биомедицинских решений,
Результат обучения: формирование суждений
  • оценивать качество моделей и корректировать их параметры на основе экспериментальных данных,
  • критически анализировать существующие модели и их применимость к реальным биотехническим системам,
  • обоснованно выбирать методы моделирования в зависимости от целей исследования,
Результат обучения: коммуникативные способности
  • оформлять научные и технические отчёты, описывая построенные модели и полученные результаты,
  • использовать цифровые технологии для визуализации результатов (графики, 3D-модели, симуляции),
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • применять методы математического и компьютерного моделирования для анализа и оптимизации биотехнических систем, включая численные методы, машинное обучение и симуляции физиологических процессов,
  • выбирать наиболее подходящие модели и вычислительные инструменты для решения конкретных задач в области биомедицинской инженерии, обосновывая свой выбор на основе научных данных и экспериментальных результатов.
Методы преподавания

Учебно-модульная, компьютерная

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг рубежный контроль 1 0-100
лабораторная работа "Введение в моделирование биотехнических систем"
лабораторная работа "Численные методы решения биомедицинских задач "
лабораторная работа "Моделирование кровообращения и дыхательной системы "
2  рейтинг рубежный контроль 2 0-100
лабораторная работа "Биомеханическое моделирование "
лабораторная работа "Компьютерное моделирование нейронных сетей и работы мозга"
лабораторная работа "Моделирование цифрового двойника пациента "
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Лабораторная работа Проявлена превосходная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения полностью освоены. Результат лабораторной работы полностью соответствует её целям. Проявлена хорошая теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения в основном освоены. Результат лабораторной работы в основном соответствует её целям. Проявлена удовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения частично освоены. Результат лабораторной работы частично соответствует её целям. Проявлена неудовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения не своены. Результат лабораторной работы не соответствует её целям.
рубежный контроль рубежный тест оценивается по шкале: 18-20 баллов – продемонстрированы знания на высоком уровне рубежный тест оценивается по шкале: 14-17 баллов – продемонстрированы знания на базовом уровне рубежный тест оценивается по шкале: 13-10 баллов – продемонстрированы знания на удовлетворительном уровне рубежный тест оценивается по шкале: 0-9 баллов – знания считаются не освоенными
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в моделирование биотехнических систем
  • Математические основы моделирования биологических процессов
  • Методы верификации и валидации моделей
  • Моделирование физиологических систем организма
  • Биомеханическое моделирование
  • Моделирование биохимических процессов и клеточных систем
  • Компьютерное моделирование нейронных сетей и мозга
  • Моделирование биосенсоров и медицинских приборов
  • Моделирование лекарственного действия и фармакокинетики
  • Цифровые двойники в медицине и биотехнических системах
  • Моделирование в персонализированной медицине
  • Моделирование взаимодействий человека и биотехнических систем
  • Вычислительные методы для анализа биомедицинских данных
  • Будущее моделирования в биомедицине
  • Разбор реальных кейсов и обсуждение проектов
Основная литература
  • Компьютерное моделирование биотехнологических процессов и систем: Учеб. пособие / Д.С. Дворецкий, С.И. Дворецкий, Е.И. Муратова, А.А. Ермаков. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005, 80 с.
  • Устюжанин В.А. Моделирование биотехнических систем: учеб. пособие / В.А.Устюжанин, И.В.Яковлева. - Старый Оскол: ТНТ, 2014. - 215 с.
  • Самарский А.А., Михайлов А.П. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры. М.: Физматлит, 2001, 320 с.
Дополнительная литература
  • Дворецкий С.И., Егоров А.Ф., Дворецкий Д.С. Компьютерное моделирование и оптимизация технологических процессов и оборудования: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2003, 224 с.
  • Протопопов И.И., Пащенко Ф.Ф. Компьютерное моделирование биотехнологических систем: Учеб. пособие. М.: МГУПБ, 2003 Ч. 1, 116 с.