Технологиялар трансферті

Григорьева Светлана Владимировна

Оқытушының портфолиосы

Сипаттама: Пән технология туралы ақпаратты ілгерілету, оқыту және коммерциялық пайдаланумен байланысты мәселелер кешенін зерттеуге арналған. Оның зерттеу пәні технология трансфертінің мәні, оның түрлері мен жүзеге асыру кезеңдері, тіркеу (патенттік лицензиялау) және технологиялық өнертабыстарға патенттерді берудің құқықтық аспектілері, технология нарығының қатысушылары (агенттері) арасындағы өзара іс-қимылдың ұйымдастырушылық нысандары болып табылады.

Кредиттер саны: 5

Пререквизиты:

  • Ғылыми зерттеулерді ұйымдастыру және жоспарлау

Пәннің еңбек сыйымдылығы:

Жұмыс түрлері сағат
Дәрістер 15
Практикалық жұмыстар 30
Зертханалық жұмыстар
СӨЖО 30
СӨЖ 75
Қорытынды бақылау нысаны емтихан
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны

Компонент: Таңдау бойынша компонент

Цикл: Базалық пәндер

Мақсат
  • формирование у обучающихся знаний основ трансфера технологий и умений критически оценивать информацию, овладение навыками выполнения комплекса задач, связанных с поиском, оценкой, передачей и дальнейшим сопровождением наукоемких разработок, развитие навыков выбора методов и средств для разработки эффективных механизмов реализации трансфера результатов научного исследования.
Міндет
  • освоение обучающимися теоретических знаний о сущности и задачах процесса трансфера результатов научного исследования;
  • овладение обучающимися методологией трансфера результатов научного исследования;
  • ознакомление обучающихся с возможностями использования программных продуктов и специализированных компьютерных аналитических и имитирующих систем для выполнения анализа результативности деятельности субъектов технологического трансфера;
  • формирование у обучающихся практических навыков осуществления трансфера результатов научного исследования и презентации высокотехнологичных проектов;
  • развитие у обучающихся навыков моделирования трансфера результатов научного исследования.
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
  • показывать особенности системы правовых отношений в сфере защиты объектов интеллектуальной собственности, закономерности осуществления трансфера и коммерциализации результатов научного исследования;
  • описывать основные механизмы реализации технологического трансфера, специфику сопровождения технологии на всех этапах технологического трансфера;
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
  • анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих состояние и перспективы развития рынка технологий;
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
  • строить теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты на основе описания экономических процессов и явлений;
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
  • озвучивать состояние научно-технической проблемы путем подбора, изучения и анализа литературных и патентных источников;
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
  • применять инновационные методы управления процессом трансфера результатов научного исследования.
Оқыту әдістері

модульная технология обучения,

технологии учебно-исследовательской деятельности,

информационно-коммуникационные технологии.

Білім алушының білімін бағалау

Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.

Кезең Тапсырма түрі Өлшем
1  рейтинг Практическое задание 1 0-100
Реферат "Коммерциализация интеллектуальной собственности как фактор инновационного развития экономики: современная практика и проблемы развития."
Рубежный контроль 1
2  рейтинг Практическое задание 2 0-100
Реферат "Судебная практика в сфере защиты имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности."
Рубежный контроль 2
Қорытынды бақылау емтихан 0-100
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
Тапсырма түрі 90-100 70-89 50-69 0-49
Өте жақсы Жақсы Қанағаттанарлық Қанағаттанарлықсыз
Практическое задание Қажетті әрекеттер тізбегін сақтай отырып, жұмысты толық орындады; жауапта барлық жазбаларды, кестелерді, сызбаларды, сызбаларды, графиктерді, есептеулерді дұрыс және дәл орындайды; Қателерді талдауды дұрыс орындайды. Сұрақтарға жауап беру кезінде сұрақтың мәнін дұрыс түсінеді, негізгі ұғымдарға нақты анықтама беріп, түсіндіреді; жауапты жаңа мысалдармен сүйемелдейді, білімді жаңа жағдайда қолдануды біледі; оқытылатын материал мен бұрын оқылған материал арасында, сондай-ақ басқа пәндерді оқу барысында меңгерілген материалмен байланыс орната алады. Жұмысты талапқа сай «5» деген бағаға орындады, бірақ 2-3 кемшілік болды. Студенттің сұрақтарға жауабы 5 жауапқа қойылатын негізгі талаптарды қанағаттандырады, бірақ білімді жаңа жағдайда қолданбай, бұрын оқыған материалмен және басқа пәндерді оқуда меңгерген материалмен байланысын қолданбай беріледі; бір қате немесе екіден көп кемшілік жіберілсе, оқушы оны өз бетінше немесе мұғалімнің азғантай көмегі арқылы түзете алады. Мен жұмысты толық орындаған жоқпын, бірақ дұрыс нәтижелер мен қорытындыларды алуға мүмкіндік беретін көлемнің кемінде 50%; Жұмыс барысында қателіктер жіберілді. Сұрақтарға жауап беру кезінде студент сұрақтың мәнін дұрыс түсінеді, бірақ жауапта бағдарламалық материалды одан әрі меңгеруге кедергі келтірмейтін курс сұрақтарын меңгерудегі жеке мәселелер бар; бір өрескел қатеден және екі кемшіліктен артық жол берілмеді. Жұмыс толық орындалмаған немесе орындалған жұмыс көлемі дұрыс қорытынды жасауға мүмкіндік бермейді. Сұрақтарға жауап беру кезінде бағдарлама талаптарына сәйкес негізгі білім мен дағдыларды меңгермегендігін көрсетеді; 3 деген бағаға талап етілгеннен көп қателер мен кемшіліктер жіберілді немесе студент қойылған сұрақтардың ешқайсысына жауап бере алмайды.
Устные (письменные) опросы по контрольным вопросам Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Бағалау нысаны

Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:

  • Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
  • Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.

Қорытынды бағаны есептеу формуласы:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;

Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.

Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:

Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:

Әріптік жүйе бойынша бағалар Балдардың сандық эквиваленті Балдар (%-тік құрамы) Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар
A 4.0 95-100 Өте жақсы
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Жақсы
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Қанағаттанарлық
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Қанағаттанарлықсыз
F 0 0-24
Дәріс сабақтарының тақырыптары
  • Теоретические и практические основы трансфера результатов научного исследования
  • Сложности и противоречия в реализации трансфера результатов научного исследования
  • Трансфер объектов интеллектуальной собственности
  • Нормативно-правовое регулирование в сфере охраны объектов интеллектуальной собственности и осуществления трансфера результатов научного исследования
  • Механизмы реализации трансфера результатов научного исследования
  • Оценка эффективности трансфера результатов научного исследования
Негізгі әдебиет
  • Трансфер технологий в инновационной экономике : учебник для вузов / А. Ю. Анисимов [и др.] ; под общей редакцией А. Ю. Анисимова, О. А. Пятаевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 228 с.
  • Коммерциализация результатов НИР: Учебное пособие / Семиглазов В.А. - Томск:гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2022. - 112 с.
  • Миронова Д.Ю., Инновационное предпринимательство и трансфер технологий / Д.Ю. Миронова, О.А. Евсеева, Ю.А. Алексеева – СПб: Университет ИТМО, 2015. – 93 с.
Қосымша әдебиеттер
  • Алонцева Д. Л. Research organization and planning. Lecture course (Организация и планирование научных исследований. Курс лекций на англ. .яз). Учебное пособие. ВКТУ им Д. Серикбаева, Усть-Каменогорск, 2022 г., 118 стр. (6,89 п.л.) ISBN 978-601-208-723-9.
  • Конкурсная документация по государственным закупкам услуг способом конкурса по отбору научных проектов по предоставлению грантов для выполнения инициативных и рисковых научных исследований и разработок - http:// www.scedu.kz
  • Соловьев Д.Б., Кузора С.С. Технологии нововведений: учебное пособие для вузов / Политехнический институт ДВФУ. - Владивосток: изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2024.